Оцинковка кузова автомобиля своими руками
Содержание:
- Как делают авто с оцинкованным кузовом
- Неполная оцинковка кузова
- Как действуют вещества, входящие в состав преобразователя ржавчины Цинкарь?
- Меры предосторожности
- Все об оцинковке кузова автомобиля
- Домашнее цинкование
- Сколько стоит процедура
- Есть или нет оцинковка – как узнать на практике
- Способ оцинкования при помощи «белого порошка»
- Виды и технологии оцинковки
- Достоинства и недостатки оцинковки кузовных элементов
- Методы оцинковки кузова автомобиля
- Технология и виды оцинковки
Как делают авто с оцинкованным кузовом
Попробуем разобраться миф это или реальность и существуют ли авто с оцинкованным кузовом. В настоящее время используются следующие технологии оцинковывания кузовных элементов автомобилей:
- термическое оцинкование;
- гальваническое оцинкование;
- холодное оцинкование;
- цинкрометалл.
Технологии нанесения цинка на кузов
В настоящее время цинковое покрытие является самой эффективной защитой кузова от процесса коррозии. При горячем (термическом) оцинковании металл погружают в специальную ёмкость, наполненную расплавленным цинком (t=500-4000°C).
Предварительно кузов подвергают дополнительной подготовке и тщательной сушке. После термического оцинкования производители дают от 15 лет гарантии на кузов. Такая технология обеспечивает толщину защитного слоя цинка от 2 до 15 мкм.
При гальваническом оцинковании на металлическую поверхность наносят тонкую цинковую плёнку. Для этого металл погружают в специальный цинкосодержащий электролит и пропускают через него электрический ток.
Такая обработка обеспечивает равномерное нанесение покрытия, однако металл больше подвержен появлению ржавчины. Толщина покрытия составляет от 5 до 20 мкм.
После гальванического оцинкования производители дают от 10 лет гарантии на кузов.
Технология холодного оцинкования распространена в бюджетном сегменте автомобилей. Оцинкование осуществляется посредством обработки высокодисперсионными грунтовочными материалами с содержанием цинка более 90%.
По сути данный метод сочетается с нанесением слоя лакокрасочного покрытия, поэтому он не обеспечивает высокую антикоррозионную устойчивость. Фактически такая защита пробивается даже незначительными царапинами.
Цинкрометалл подразумевает использование для изготовления кузова стальных листов, уже покрытых слоем цинка на стадии проката.
Обычно защитное покрытие цинкрометалла включает два слоя: нижний содержит цинковые частицы, органический верхний слой — с высоким содержанием цинка. Далее из такой стали собирают автомобильный кузов.
Защитное покрытие хорошо переносит формование, сваривание, грунтовку и покраску.
К недостаткам цинкрометалла можно отнести слабую влагостойкость и низкую антикоррозионную устойчивость по сравнению с другими технологиями, поэтому такую обработку практикуют при производстве бюджетных автомобилей.
Многие автопроизводители осуществляют оцинкование на этапе изготовления кузова, другие оцинковывают уже собранный кузов.
Некоторые компании практикуют полное оцинкование только отдельных элементов, оставшиеся участки покрывают защитным слоем только с одной стороны или ограничиваются тщательной грунтовкой.
При этом покупателю предлагается якобы авто с оцинкованным кузовом. В действительности моделей с полностью оцинкованным кузовом на рынке единицы и стоят такие автомобили недёшево.
Как определить оцинкование кузова
Для начала ознакомьтесь с подробными техническими характеристиками, которые приведены в руководстве интересующего автомобиля. В мануале обязательно должна быть указана “полная оцинковка”, которая гарантирует полную защиту кузова от ржавчины. Любые другие вариации слова “цинк” означают, что на кузов нанесено только частичное антикоррозионное покрытие.
Косвенным признаком неполного покрытия является также цена транспортного средства. Автомобили эконом-класса обычно обрабатываются бюджетными технологиями и материалами.
Популярные модели европейских и азиатских авто с оцинкованным кузовом, скорее всего, прошли гальваническую обработку. Термическое оцинкование проводится на заводах Ford, Volvo, Porsche и некоторых других именитых марок.
При покупке нового автомобиля с оцинкованным кузовом в автосалоне кроме всего прочего вам должны также выдать гарантийный талон на сквозную коррозию. Если предъявить его по факту гарантийного случая, можно получить значительную компенсацию или вообще обменять машину.
Для самостоятельной проверки цинкового защитного покрытия требуется специальное дорогое оборудование, поэтому лучше довериться информации официальных документов
Главное не попадаться на хитроумные рекламные уловки, а обращать внимание на незначительные детали, которые позволяют найти ответ на интересующие вопросы относительно технологии и качества защитной обработки кузова
Неполная оцинковка кузова
Для начала следует усвоить вот что: подавляющее большинство новых моделей не обладает полностью оцинкованным кузовом. Почему?
Во-первых, на Западе распространена мода на автомобили-пятилетки: откатал — пустил с молотка.
Вот никто и «не заморачивается» над полноценной антикоррозийной защитой — из-за маленького срока эксплуатации, автомобиль за такое время физически не успеет завести коррозию.
Во-вторых, на Востоке всё хорошо, что продаётся дёшево, а недорого да с грамотно оцинкованным кузовом — это только в сказках.
Так что дешевизна тоже играет не последнюю роль в выборе методов оцинковки.
В-третьих, в России — на стыке Востока и Запада, где, в общем-то, больше от Востока, тоже не хотят слишком повышать цены на автомобили.
Да, ребрендинг — дело хорошее, но Lada всё ещё считается бюджетным авто.
Цинковка кузова автомобиля Ford
У моей машины оцинкованный кузов
А вы уверены? Начнём с того, что разнообразные уловки с цинкованием обожают менеджеры автосалонов и рекламщики, но только слова «полная оцинковка» говорят о действительно полной оцинковке.
Если же ваша машина была покрыта цинксодержащей краской, теоретически она тоже полностью оцинкована, а на практике такой метод (холодную оцинковку) считают одной из худших.
И также цинкрометалл пытаются выдавать за полную оцинковку.
Смотрите в документы, а не в рекламные брошюры.
На практике частенько недоговаривают о характере своей «полной оцинковки» такие бренды, как:
- Mitsubishi;
- Nissan;
- Renault;
- Hyundai;
- Kia (азиатский автомобильный гигант использует цинкрометалл);
- ВАЗ;
- Daewoo.
Skoda Oktavia — авто с настоящей оцинковкой
Volvo XC60 — хорош как изнутри, так и снаружи
Кого точно цинкуют горячей оцинковкой (автомобили Volkswagen Group):
- Porsche;
- Audi;
- Volkswagen;
- Seat;
- Skoda.
Модели концерна General Motors имеют ряд оцинкованных деталей (Chevrolet, Fiat, Opel, Cadillac, Buick).
Ну а Ford Mondeo надлежащим образом обрабатывают не всегда (желательно брать машину бельгийской сборки).
Фотогалерея: машины с оцинкованными деталями, а не всем кузовом
Как узнать, оцинкован ли бывший в употреблении автомобиль
Для этого нужно посмотреть, цинковались ли кузова таких моделей в её год выпуска.
Если вы покупаете машину с рук и продавец уверяет, что цинковал где-то что-то сам и поэтому цена такая, имейте в виду, что проверить наличие оцинковки — задача трудная.
Далеко не в каждом СТО есть оборудования для подобной диагностики, а даже если бы оно и было, стоимость за его эксплуатацию неизменно задерут до небес.
Ещё можно при наличии сколов внимательно осмотреть место потёртости: если появилось тёмное пятно, а ржавчины не видно, деталь цинкованная.
Как действуют вещества, входящие в состав преобразователя ржавчины Цинкарь?
Основная задача цинка – прямое воздействие на очаги электрохимической коррозии, создание протекторной защиты металла. Смысл её заключается в том, что под воздействием воздушных масс протектор распадается, обеспечивая сохранность металлических элементов под ним.
При помощи марганца обрабатываемая поверхность легируется, то есть улучшаются качества защищающего слоя, что также выгодно отличает Цинкарь от монофосфатных составов.
Ортофосфорная кислота даёт возможность проявить себя в лучшем виде и цинку, и марганцу. Механизм её действия заключается в образовании защитного слоя в виде фосфатной плёнки, существенно улучшающей адгезию, то есть сцепление поверхности металла и наносимого на неё лакокрасочного материала. Если лакокрасочный и фосфатный слои повреждены, разрастание очагов коррозии останавливается в границах участка, где произошло нарушение целостности слоя. При этом воздействие фосфорной кислоты на окалину и негидратированные оксиды сведено к минимуму.
Кроме того, в состав раствора Цинкаря входит таннин, а также адсорбционные и пассивирующие ингибиторы. Первый необходим для преобразования оксида железа в соединения, позволяющие сцеплять на уровне молекул частички ржавчины друг с другом и неповреждённой массой металла. Вторые призваны максимально замедлить процессы коррозии, причём пассивирование происходит при помощи веществ, которые обладают свойствами окисления. Защитный слой, включающий пассивирующие элементы, замедляет скорость ржавления металлов. Принцип действия адсорбционных ингибиторов – создание дополнительной плёнки на слое оксидов, что усиливает защиту от коррозии.
Меры предосторожности
Антикоррозийное средство содержит в своём составе ортофосфорную кислоту, относящуюся к пожароопасным и токсичным химическим веществам. Поэтому работать с данной жидкостью необходимо в хорошо вентилируемых помещениях. На руки необходимо надевать резиновые перчатки, а на лицо – респиратор или ватно-марлевую повязку.
При попадании вещества на кожу и слизистые оболочки, эти места необходимо промыть большим количеством проточной воды.
При возникновении ожога или аллергической реакции, нужно незамедлительно обратиться в медучреждение. Хранить жидкость следует в недоступных для детей местах.
При своевременном и правильном использовании «Цинкаря» можно эффективно защитить от коррозийного повреждения любую металлическую поверхность. Необходимость защиты становится особенно актуальной, если учесть, что коррозия может быстро вывести из строя деталь или элемент металлической конструкции, цена которой в сотни раз превышает стоимость флакона противокоррозийной жидкости.
Оригинальные немецкие автобаферы Power Guard
Средство для восстановления бурной потенции
Признайся в любви любимой девушке! Подари оригинальный кулон «Я люблю тебя» на 100 языках мира
Предыдущая
Динитрол 479
Все об оцинковке кузова автомобиля
Коррозия металла — частая проблема, с которой сталкивается каждый владелец машины. Кузов автомобиля — конструкция из листового металла с большим количеством сварных соединений, постоянно проводящая ток.
Железо и сталь со временем окисляются под воздействием воды и кислорода, образуя ржавчину. Наиболее эффективным средством считается оцинковка.
Что такое оцинковка
При сильном повреждении, после удара или скола железо оголяется и взаимодействует с воздухом и влагой. Так образуется первоочаг коррозии: распространяясь, он приводит к разрушению металла.
Цинкование, или оцинковка, — покрытие ровной металлической поверхности цинковой защитой.
Слой цинка также окисляется на воздухе, но образует при этом плотную защитную пленку, которая не позволяет кислороду реагировать с металлом.
Альтернативный вариант – лужение, покрытие оловом. Этот метод более дорогостоящий. В случаях серьезной реставрации кузова применяют и олово, и цинк: первый слой олова сглаживает шероховатости на металлическом покрытии, что необходимо, когда при чистке кузова от слоя ржавчины образуются неровности.
Преимущества и недостатки
Цинкование, несмотря на свою простоту и надежность, имеет как преимущества использования, так и недостатки. Преимущества:
- машина надежно защищена от ржавчины;
- слой цинка устойчив к любым погодным условиям и выдерживает значительные
- механические повреждения;
- время защиты от коррозии, исходя из способа цинкования и условий эксплуатации, — от 5 до 30 лет.
Недостатки:
- весьма затратная процедура, требующая определенных навыков и специального оборудования;
- оцинкованные части кузова не должны жестко обрабатываться и очищаться;
- даже при идеальных условиях эксплуатации машины слой цинка постепенно разрушается.
Виды оцинковки кузова
Специалисты применяют несколько технологических вариантов оцинковки разной сложности обработки, стоимости и долговечности:
- Горячая (термическая). Операция недоступна для гаражного ремонта. В резервуар с цинковым сплавом опускается весь кузов автомобиля или только определенная деталь, во время проката сверху наносится защитный слой. Максимально эффективный способ защиты.
- Холодная оцинковка. Бюджетный и легкий в исполнении вариант, но наименее эффективный. Проходит в два этапа: нанесение химического слоя; покрытие составом, в котором присутствуют мельчайшие частицы цинка.
- Гальваническая. Самый распространенный вариант. Можно провести процесс самостоятельно. В емкость со специальным составом, где содержится цинк, опускается деталь автомобиля. Под действием электрического разряда защитный слой закрепляется. Пример — шайбы кузовные оцинкованные.
- Цинкометалл. Лист металла обрабатывается слоем эпоксидной краски, основанной на цинке, с вторичным покрытием ингибитором ржавчины. Основное преимущество такого варианта в том, что при механической обработке не теряются антикоррозийные свойства.
Домашнее цинкование
Как вы понимаете, о термической оцинковке в домашних условиях и речи идти не может, поэтому мы расскажем, как это сделать при помощи гальванического нанесения цинка.
Итак, дома вы можете выполнить оцинковку любой стальной детали следующим образом:
Возьмите раствор соли цинка, сульфат или хлорид цинка. Если такового в готовом виде вы не купили, тогда сделайте его самостоятельно, растворив этот металл в соляной или серной кислоте. Подобные наборы юного химика можно найти в магазинах радиодеталей. Здесь хлорид цинка продают как паяльную кислоту. Серная кислота найдётся в магазинах автозапчастей, так как нередко применяется в роли электролита для кислотных аккумуляторов.
Во время приготовления раствора сперва положите в кислостойкую ёмкость цинк, а затем уже подливайте туда аккуратно кислоту. На один литр кислоты понадобится около 400 г металла. Выполняйте такие манипуляции на свежем воздухе и вдалеке от очагов возгорания, так как продуктом реакции является также и водород. Он горит и взрывоопасен.
Убедиться, что кислота полностью выработалась, можно, положив в ёмкость ещё немного цинка после растворения предыдущей партии. Если пузырьки водорода не выделяются, значит, реакция отсутствует.
Отделите прозрачный раствор от жидкого осадка.
Возьмите деталь, которую необходимо цинковать, и подключите к ней минус источника тока.
Плюс подключите к кусочку металлического цинка.
Поместите их в полученный электролит на определённом расстоянии и подайте напряжение. Можно вполне обойтись 12 вольтами, которые выдаёт автомобильный аккумулятор и зарядное устройство. Благодаря току цинк осядет на детали из стали, металлический цинк будет растворяться и обогащать раствор
Очень важно, чтобы с раствором не контактировал провод, к которому подсоединён кусочек цинка. В противном случае процесс оцинковки будет испорчен, так как в растворе начнёт растворяться и провод.
При правильном протекании процесса на детали появится серый равномерный слой
При слишком быстром протекании оцинковки стальная поверхность может стать рыхлой и тёмной. Достаточно использовать ток силой до 1 ампера.
После цинкования промойте деталь в растворе питьевой соды или в воде. Это позволит нейтрализовать оставшуюся кислоту.
На видео — цинкование диска автомобиля:
https://youtube.com/watch?v=u_FdwEW4NKA
Прочитав вышеизложенную инструкцию по оцинковке кузова, каждый опытный автолюбитель задумался о том, как он будет помещать габаритный корпус своей автомашины в раствор. Дело в том, что опускать его никуда не нужно.
Для гальванического цинкования в гаражных условиях купание кузова в электролитной ванне не проводится. Вы с помощью этого метода можете выполнить оцинковку только отдельной детали корпуса авто. Для этого, очистите её поверхность от грязи и ржавчины, используя шкурку. Важный момент — применять ортофосфорную кислоту или уничтожитель ржавчины нельзя!
Теперь оберните кусочек цинка тканью несколько раз. Подсоедините к нему провод, соединённый с плюсом аккумулятора. При этом минус аккумулятора должен оставаться на массе, то есть быть подключённым к кузову машины. Для соединения проводов лучше всего использовать зажимы для прикуривания
Важно, чтобы ткань, в которую завернут цинк, не касалась их
Мокните обёрнутый кусок цинка в приготовленный раствор и водите им по участку, который необходимо оцинковать. Металл будет осаживаться на поверхности кузова.
На видео — цинкование детали кузова авто:
В конце промойте оцинкованное место раствором питьевой соды или водой, просушите его и смело приступайте к окрашиванию и грунтовке.
Соблюдая правила безопасной работы с химическими растворами и электричеством, вы без проблем сможете выполнить оцинковку кузова своего автомобиля без помощи мастеров из СТО. Это значит, что защитить автомашину от коррозии и ржавчины в гаражных условиях реально и несложно.
Сколько стоит процедура
Согласно последним данным, полная оцинковка горячим методом в сервисном центре стоит от 25 000 руб. Сложность в том, что только 5% СТО проводят комплексную оцинковку с полным снятием кузова, чисткой, грунтовкой и последующим нанесением ЛКП.
Частичное цинкование мелких деталей или частей кузова обойдется в сумму от 5000 руб. Стоимость набора для использования в гараже и самостоятельной работе составляет 800 руб. и больше.
Оцинковка металла своими руками защищает автомобиль от коррозии на 98%. При самостоятельной оцинковке гальваникой комплектующих узлов это единственный надежный и максимально долгий метод защиты детали, который можно использовать в любое время. Достаточно два раза в год проводить полный осмотр и обновлять частичное холодное оцинкование кузова и гальваническое для съемных деталей.
Есть или нет оцинковка – как узнать на практике
Перед тем, как выполнить оцинковку легкового автомобиля своими руками, желательно определить, была ли процедура сделана изначально. Если информацию о новой машине можно найти в документах (хотя и не всегда), то с подержанным авто дело обстоит намного сложнее.
При наличии документов, где указаны технические характеристики машины, стоит внимательно ознакомиться со всеми сведениями. При отсутствии слов «цинкование», «оцинковка» можно уверенно сказать, что обработка металла не производилась. Только выражение «полная оцинковка» означает присутствие качественной противокоррозионной защиты. Большинство производителей машин эконом-класса применяют частичную оцинковку, поэтому многие детали кузова все равно остаются подверженными ржавлению.
Самому определить, было ли выполнено цинкование, невозможно. Придется обратиться в специализированный центр, ведь в простых автомастерских подобная методика в силу дороговизны и сложности не практикуется. Цена исследования высока, поэтому оно не всегда целесообразно. Лучше поискать информацию о цинковании конкретной модели в интернете, хотя на 100% быть уверенным нельзя.
Способ оцинкования при помощи «белого порошка»
Для более эффективной обработки металла цинком вместо ортофосфорной кислоты применяется паяльная. Это – разбавленная водой соляная кислота с растворенным в ней цинком. По мнению мастеров, цинкование подобным составом держится дольше и проникает в металлическую поверхность глубже. Паяльная кислота реализуется в магазинах радиотехники в небольших флаконах. Также ее можно сделать путем разведения хлористого цинка – порошка белого цвета, который продается на развес.
Основные этапы работ
В начале надо насыпать хлористый цинк в прочную посуду, влить дистиллированной воды, чтобы получилась прозрачная жидкость. На килограмм средства надо примерно 2,5 л. В готовую паяльную кислоту можно положить деталь целиком, создав гальваническую ванну. Перед началом работ следует зачистить изделие от ржавчины наждачкой или шлифовальной машинкой, а затем активировать металл – убрать оксидную пленку с его поверхности.
Активирование металла
Плюсовая клемма аккумулятора в ходе активации подключается к детали, минусовая – через 20-ваттную лампочку к электроду (железному болту, обмотанному хлопковой тряпкой и смоченной в паяльной кислоте). По мере подачи тока изделие будет очищаться от оксидной пленки. Только после ее удаления погружают металл в гальваническую ванну и производят цинкование аналогичным образом.
Виды и технологии оцинковки
Оцинковка является на сегодняшний день самым надёжным способом защиты кузова от коррозии — цинксодержащее вещество не боится солей и влаги, губительных для металла.
Она бывает трёх видов, её также можно сделать самостоятельно. Защищают весь кузов или только самые уязвимые его части.
Считается, что российский автопром позади планеты всей этак последние пару десятилетий минимум.
Тем не менее, кузов Lada Granta оцинкован целиком, а кузов Lada Kalina надёжно защищён от коррозий на сорок процентов.
Там, где нет оцинковки, делают грунтовку.
Видео: что нужно знать о цинковании металла
Частицы цинка, использующегося для защиты автомобилей от коррозии
Немцы начали оцинковывать кузова своих Audi ещё в восьмидесятых годах прошлого века.
Сегодня в Европе и Америке стараются найти процедуре замену — цинк оказался вреден для экологии.
Но пока на автомобильных заводах по всему миру цинкование не уходит в историю.
Обрабатывают бамперы, обвесы, да и вообще всё, что прилегает к кузову. Даже на тех же Audi.
Коррозия взаимодействует с цинком, а не со сталью
Есть четыре способа оцинковки кузова:
- горячая оцинковка;
- гальваническая оцинковка;
- холодная оцинковка;
- изготовление машин из цинкрометалла.
Рассмотрим каждый из способов более подробно.
Горячая оцинковка
Весьма надёжная и довольно дорогая. Сухой кузов опускают в расплавленный цинк температурой не ниже пятисот градусов.
Те самые Audi восьмидесятых, обработанные таким образом, до сих пор ездят, не требуя кузовного ремонта.
Многие ли авто с большим пробегом могут похвастаться таким результатом?
Сегодня так цинкуют дорогие модели Audi, Volkswagen, Seat.
Автомобиль Audi восьмидесятых годов с качественной горячей оцинковкой
Гальваническая оцинковка
Кузов целиком погружают в ванну с цинксодержащим электролитом, где под воздействием электрического тока цинк остаётся на поверхности металла.
Обработка менее устойчива, чем горячая оцинковка, но придаёт автомобилю более «глянцевый» и «декоративный» вид за счёт равномерного и блестящего покрытия.
Такая оцинковка применяется, прежде всего, у Mercedes и BMW. Будучи вечными конкурентами с Volkswagen и Audi, марки изобрели свою оцинковку — гальваническую.
Стоит отметить, что у более дешёвых машин цинкуют не весь кузов, а лишь его части, и в основном — внутренние, как самые труднодоступные для ремонта.
Mersedes и BMW — автомобили, кузова которых оцинкованы гальваническим методом
Холодная оцинковка
Наиболее популярна среди бюджетных моделей машин. На кузов распыляется цинксодержащая краска (содержание цинка около девяноста процентов).
Подумайте сами: если цинк содержится в слое краски и краска стёрлась, цинк сотрётся вместе с ней.
Любая потёртость кузова, любое механическое повреждение, вызванное необдуманным поворотом руля на парковке — и на кузовную сталь начнёт попадать и влага, и соли.
Холодной оцинковкой предсказуемо грешат азиатские и русские авто: кузова марок Lada и Hyundai обрабатывают именно таким образом. Отсюда — низкая коррозийная устойчивость.
Но и американский автопром недалеко ушёл: действительно, зачем сохранять кузов, если через пять лет эксплуатации машину всё равно продадут? И так сойдёт.
Автомобили марки Daewoo в базовой комплектации имеют оцинкованный кузов.
Вспомните цену такой малютки и подумайте: насколько эта оцинковка качественна?
Фотогалерея: автомобили с холодной оцинковкой
Прост в выплавке, незатейлив в обработке, да и клеятся детали из него без особых проблем.
Достоинства и недостатки оцинковки кузовных элементов
Оцинковку трудно назвать панацеей, но преимущества этого способа антикоррозионной обработки очевидны:
- тонкий слой цинка хорошо защищает чёрный металл от воздействия кислорода, влаги, а также солей, не позволяя распространяться очагам коррозии;
- оцинковка, в зависимости от метода нанесения, может держаться на кузовных деталях 5-25 лет;
- покрытие железных деталей цинком более надёжное и гораздо дешевле, чем использование олова.
К сожалению, подобная защита не является вечной – в среднем ежегодно слой цинка утоньшается на 1-5 микрон. К недостаткам можно отнести и более высокую стоимость по сравнению с обработкой специальной грунтовкой. Но если делать это самостоятельно, процедура окажется в финансовом аспекте не столь обременительной.
Методы оцинковки кузова автомобиля
В машиностроении различают несколько типов
оцинковки кузова автомобиля. Рассмотрим каждый из них подробно.
Горячий (термический) метод
Классический и наиболее лучший вид
обработки, подразумевающий опускание сухого кузова в ванну с расплавленным
цинком. Температура в ёмкости может варьироваться в пределах 500-4000 градусов
Цельсия. На обработанные таким способом автокузова производитель даёт гарантию
от 15 лет и выше.
Изначально такой тип цинкования применялся
на немецких заводах «Ауди». Первым же
оцинкованным автомобилем стал Audi A80. Далее, этот метод взяли на вооружение
«Вольво», «Порше» и другие автопроизводители. Сегодня, несмотря на высокую
стоимость технологии, горячую
оцинковку проводят не только на кузовах машин люкс-класса. В горячую ванну с
цинком помещает иномарки Chevrolet
(модель Corvette) и Ford (Explorer, Focus, Fiesta и Mustang).
Конечно, этот метод широко используют
гиганты автопрома:
- Audi — пионер в области термической обработки кузова, мировой лидер в
этой сфере. Автомобили немецкого бренда редко попадают в ремонт из-за
внешних повреждений, разве что после серьёзных ДТП. Ингольштадтский
производитель в полной мере применяет технологию горячей оцинковки — проводит
частичную, полную или комбинированную обработку. Например, на моделях A4 в
цинковый расплав помещают отдельные части кузова. А кузова таких моделей,
как Q5, целиком погружают в ванну. - Этот Штутгартский бренд всегда старается поспевать за всем лучшим.
Полноценная и частичная обработка цинком кузова — один из способов
выделиться среди конкурентов. Первым авто производителя, получившим
полностью оцинкованный кузов, стал «Порше 911». Это произошло в 1989 году.
Кузов модификации 911 Carrera частично подвергли односторонней горячей
оцинковке. Эта же версия с 1999 года обрабатывается нержавейкой полностью. - Шведский Volvo. Как и Audi, подвергает цинкованию практически все свои
модели. Популярный способ — двухсторонняя горячая обработка или погружение
остова в расплав.
Безусловно, такие оцинкованные авто стоят на порядок выше
аналогов. Однако, учитывая затраты на кузовное
восстановление, цена их вполне окупается за время эксплуатации. Разве неправда,
что если машина прослужит больше 15 лет без ремонта, никаких денег на её
покупку не жалко?
Состояние кузова Ауди 100 после 23 лет эксплуатации!
Гальванический способ обработки
Это уже купание в ванне с цинкосодержащим
электролитом. Нержавейка осаждается на поверхности металла благодаря
воздействию электричества, а не высокой температуры. Метод, который взяли на
вооружение в целях экономии, сегодня активно применяется большей частью автопроизводителей.
Процедура гальванической обработки
выглядит примерно так:
- сам кузов или его панели погружают в ёмкость, наполненную кислотным
раствором цинка; - сюда же подсоединяется минусовой вывод от 220 В;
- ёмкость подключается к плюсу — начинается электролиз.
Метод гальваники
делает автомобиль менее устойчивым к ржавлению, но обеспечивается почти
идеальная равномерность защитного покрытия. Получается невероятно красивый,
гладкий и блестящий кузов. Толщина защитного слоя при гальванической обработке составляет
5-20 мкм. Гарантия производителя не превышает 10 лет.
Известные марки, которые используют гальваническую обработку:
- Chevrolet;
- Skoda;
- Toyota — почти все модели;
- Mitsubishi.
Любителями гальванического метода являются
и знаменитые немецкие гиганты: BMW,
Mercedes-Benz, Volkswagen. Они используют специальную сталь и наносят
внушительный слой дорогого лакокрасочного покрытия, тем самым защищая кузов
почти так же хорошо, как и «Ауди» со своей термообработкой.
Холодная оцинковка
Самый дешёвый способ защитить железо от коррозии. В последние годы
получил широкое распространение среди бюджетных
марок авто. Обработка в данном случае представляет не что иное, как напыление
или окрашивание металлических панелей грунтом с содержанием высокодисперсного
цинкового порошка. В готовом защитном покрытии содержание цинка не превышает
90-93%.
Такой способ обработки кузова взят на
вооружение китайскими и некоторыми корейскими производителями. Часто ими используется
урезанная оцинковка, когда задняя сторона кузовной панели просто грунтуется и
окрашивается. Это позволяет значительно сэкономить, да и автомобили долгое
время остаются свеженькими. Процесс гниения остаётся
незаметным, так как происходит на обратных сторонах деталей.
Места кузова, которые быстрее всего гниют
Технология и виды оцинковки
Главное условие для оцинковки – это чистая и ровная поверхность, которая не будет подвергаться изгибам и ударам. В автомобилестроении применяют несколько способов обработки:
- горячая оцинковка (термическая);
- гальваническая;
- холодная.
Рассмотрим технологию и результат каждого из способов более подробно.
Горячая
Это самый надежный и лучший вид цинкования. Кузов автомобиля полностью погружают в емкость с расплавленным цинком. Температура жидкости может достигать 500 C°. Так чистый цинк вступает в реакцию с кислородом, образуя на поверхности карбонат цинка, который останавливает коррозию. Цинком покрывается весь кузов со всех сторон, также все стыки и швы. Это позволяет автопроизводителям давать гарантию на кузов до 15 лет.
Горячая оцинковка
В других сферах обработанные таким образом детали могут служить 65-120 лет. Даже при повреждении начинает окисляться слой цинка, но не металл. Толщина защитного слоя 15-20 мкм. В промышленности толщина доходит до 100 мкм, делая детали практически вечными. Также царапины при горячей обработке имеют свойство самозатягиваться.
Первой подобную технологию применила компания Audi на модели Audi A80. Позже этот метод стали применять Volvo, Porsche и другие. Несмотря на высокую стоимость горячей оцинковки, метод применяют не только на автомобилях премиум-класса, но и на бюджетных моделях. Например, Renault Logan или Ford Focus.
Гальваническая
При гальваническом методе цинк наносится на металл с помощью электричества. Кузов помещают в емкость с цинкосодержащим электролитом. Этот метод позволяет экономить на расходе вещества, так как цинк покрывает металл абсолютно ровным слоем. Толщина цинкового слоя при гальваническом методе составляет 5-15 мкм. Производители дают гарантию до 10 лет.
Так как гальваническая обработка защищает хуже, многие производители улучшают качество металла, утолщают слой цинка и добавляют слой грунтовки.
Этот метод применяют такие марки как Skoda, Mitsubishi, Chevrolet, Toyota, BMW, Volkswagen, Mercedes и некоторые другие.
Холодная
Это простой и недорогой способ защиты кузова от коррозии. Применяется на многих бюджетных моделях, включая Lada. В данном случае высокодисперсный цинковый порошок наносят методом напыления. Содержание цинка на покрытии составляет 90-93%.
Холодная оцинковка кузова
Холодную оцинковку широко применяют китайские, корейские и российские автопроизводители. Также часто используется частичная холодная оцинковка, когда обрабатывается лишь часть деталей или только с одной стороны. Тогда коррозия может начаться, например, с внутренней стороны, хотя сам автомобиль внешне выглядит хорошо.