Правила проезда перекрестка налево
Содержание:
- Можно ли стоять при включенной дополнительной секции в крайнем ряду?
- Главная дорога
- Правила разворота на перекрестках
- Дорожный знак «Конец одностороннего движения»
- Как избежать аварийных ситуаций при повороте налево?
- Виды светофоров
- Проезд нерегулируемых пересечений дорог
- Движение по главной дороге или на зеленый свет
- Действия при повороте налево
- Какое наказание предусмотрено за нарушение правил проезда?
- Какой поворот опаснее – левый или правый
- Где запрещен разворот
Можно ли стоять при включенной дополнительной секции в крайнем ряду?
Ответ на этот вопрос очевиден, если Вы стоите в крайнем ряду перед светофором с допсекцией для движения прямо, а с данного ряда можно только направо, налево или развернуться, как на схеме ниже.
Как видно из схемы выше, красный автомобиль нарушает, так как стоит для движения прямо в полосе, с которой можно ехать только направо. Синий же автомобиль ничего не нарушает.
Можно ли стоять прямо под стрелку, если разметки нет или она разрешает ехать прямо?
Усложняем ситуацию и уберём разметку проезжей части дороги.
В данном случае красный автомобиль стоит под дополнительную секцию светофора, а синий намерен повернуть направо, о чём свидетельствует его поворотник. Но вот незадача, красному нужно прямо, а основная секция горит красным, и ехать ему запрещено, а зелёному разрешено, но он не может проехать из-за красного. Он негодует, злится, сигналист водителю красного.
Вот только толку от этого мало. Дело в том, что, согласно действующим на 2020 год ПДД, водитель красного ничего не нарушает. Нет у него обязанности не занимать крайний правый ряд для движения прямо, так как соответствующей разметки нет. Также он ничего бы не нарушал, если бы разметка разрешала красному двигаться прямо или направо. Тем не менее, Вы стоите на красный для движения прямо в крайнем ряду, а сзади Вас хотят ехать под допсекцию другие автомобили, то Вы. Это, безусловно, недоработка организации дорожного движения. Но это также недоработка законодателей, пишущих ПДД, в которых не предусмотрена такая ситуация. Более того, не нарушаете Вы только ПДД, но это не единственный правовой акт, регулирующий дорожное движение.
Венская конвенция запрещает стоять прямо из крайнего ряда под стрелку в любом случае
Дело в том, что есть ещё нормативно-правовой акт, называемый «Венской Конвенцией о дорожных знаках и сигналах» (Вена, 8 ноября 1968 г.). И вот согласно ему — точнее, пункту 10 статьи 23 Венской конвенции:
Очень сложная формулировка, не правда ли!? Потребуется не один раз прочитать её, чтобы понять, о чём идёт речь. Но на самом деле, всё просто. Если Вы стоите для движения прямо на крайней левой или правой полосе, с которой можно поворачивать соответственно налево или направо (но также можно ехать и прямо по ПДД), Вам горит красный, но горит стрелка, разрешающая с этой же полосы поворачивать, то Вы обязаны, согласно конвенции, повернуть. И это независимо от наличия или отсутствия разметки.
Венская конвенция — это международный договор России, а ПДД — это подзаконный акт, введённый Постановлением правительства РФ.
Тем не менее, если разметки нет, и по ПДД Вам из крайнего ряда разрешено ехать прямо, но Вы стоите на запрещающий сигнал, в то время как дополнительная секция со стрелкой включена, то штрафа за это не предусмотрено. В Кодексе об административных нарушениях вообще нет наказаний за нарушения предписаний конвенции.
Главная дорога
Три признака главной дороги:
- Автомагистраль, обозначенная знаком 5.1, всегда является главной по отношению ко всем остальным дорогам, которые примыкают к ней.
- Дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, щебень, брусчатка и т.п.) всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей грунтовой дороге, при условии, что на перекрестке отсутствуют знаки приоритета и знак 1.6.
- Дорога, обозначенная перед перекрестком знаками приоритета 2.1, а вне населенных пунктов — также знаками 2.3.1- 2.3.7 (2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.5, 2.3.7, всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей дороге. Дорога, которая обозначена знаками 2.4 или 2.5, всегда является второстепенной. Знаки 2.1, 2.4 и 2.5 устанавливаются непосредственно перед перекрестком, а 2.3.1 — 2.3.7 на расстоянии 150 — 300 метров до него.
На некоторых перекрестках главная дорога может поворачивать влево или вправо. В таком случае знаки приоритета устанавливаются с табличками 8.13 «Направление главной дороги»: знак 2.1 — с табличкой 8.13 , а знаки 2.4 или 2.5 — с табличкой 8.13.
Главная дорога показана на этих табличках толстой линией, а второстепенные дороги — тонкими. Если знаки 2.1, 2.4 или 2.5 установлены без табличек 8.13, то вы можете быть уверены, что ни главная, ни второстепенная дорога на данном перекрестке не меняет направления.
Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т. п.), а знаков приоритета на перекрестке нет, то в целях безопасности он должен считать, что находится на второстепенной дороге.
Важно знать!
Знаки приоритета устанавливаются и на регулируемых перекрестках, однако в этом случае водители должны подчиняться не им, а исключительно сигналам светофора или регулировщика. Если светофор выйдет из строя или окажется выключен, перекресток станет нерегулируемым, и только тогда установленные знаки приоритета вступят в силу
Таким образом, приближаясь к перекрестку, водитель должен в первую очередь обратить внимание на наличие светофора (регулировщика), и только если его нет — искать в поле зрения знаки приоритета
На равнозначном перекрестке нет главных и второстепенных дорог — все пересекающиеся дороги равны по своему значению. Как правило, на таких перекрестках отсутствует интенсивное движение, поэтому нет смысла устанавливать светофоры и знаки приоритета.
Их отсутствие и является признаком равнозначного перекрестка. В некоторых случаях, но далеко не всегда, перед равнозначным перекрестком может быть установлен предупреждающий знак 1.6.
Для равнозначных перекрестков существуют свои правила проезда, которые отличаются от правил, действующих на регулируемых и неравнозначных перекрестках.
Правила разворота на перекрестках
Разобравшись с технологией выполнения маневра, следует рассмотреть определенные ситуации, прежде всего зависящие от конфигурации дорог и действующей на них сторонности движения. Всего существует несколько базовых схем, знание которых поможет не теряться в трафике в дальнейшем, каким бы сложным он ни был.
С односторонним движением
Выполнять полный поворот с одностороннего движения также следует из крайней левой полосы. В этом случае попадание на встречную полосу движения станет возможным, если после пересечения перекрестных дорог водитель увидит знак 3.1 «Въезд запрещен» или заедет на пешеходную зону.
Во всех остальных ситуациях разворачиваться можно и нужно, причем по малому радиусу, если позволяет пространство.
С трамвайными путями
Немного сложнее обстоят дела с перекрестками, на которых установленный светофор разрешает одновременное движение автомобилистам и движущимся в одном с ними направлении трамваям, то приоритет будет сохраняться именно за последним транспортным средством.
Единственным исключением, когда на регулируемых пересечениях безрельсовый транспорт не будет уступать рельсовому, является движение трамвая на дополнительную секцию своего оптического прибора при одновременной активации запрещающего сигнала.
Кроме того, автомобильный транспорт будет иметь привилегию на нерегулируемом перекрестке, в случае если он будет двигаться по главной дороге, а трамвай по второстепенной, обозначенной треугольным указателем 2.4 «Уступи дорогу».
Со светофором со стрелкой
Не стоит бояться светофоров с дополнительной секцией, помня о том, что его загорающиеся знаки следует трактовать буквально. И для того, чтобы развернуться в обратном направлении на перекрестке с такой оптикой, водителю достаточно будет просто дождаться момента, когда загорится левая секция, даже если основной сигнал останется красным.
Разрешение движения по секции и основной линзе также дает право на разворот. Другое дело, что занятие крайнего ряда с секционным светофором обязывает повернуть налево или развернуться, даже если изначально подобные действия не планировались.
Что же касается таблички с зеленой стрелкой, установленной рядом с красной линзой, то обычно она не имеет никакого отношения к развороту, предназначаясь для поворота направо на красный свет при условии отсутствия движущихся слева машин.
С двумя пересечениями проезжих частей
Разворот на участках с двойным пересечением, разделенным между собой разметкой, бордюром или целым бульваром, не противоречит ПДД, если в этой зоне не был установлен запрещающий знак или начерчена сплошная.
В этом случае техника разворота не будет отличаться от классической, предполагая выезд на середину перекрестка при движении по большому радиусу, пропуск всех движущихся во встречном направлении авто и выполнение разворота (актуально для разъезда при обоюдном повороте левыми бортами).
Если же на перекрестке многие водители собираются выполнить левый поворот, то нет смысла выезжать за ними, ожидая, когда они всех пропустят. В этом случае можно развернуться по малому кругу, не привязываясь к впереди стоящим машинам, главное, не забывать поглядывать в заднее зеркало, чтобы едущие сзади не восприняли левый поворотник, как уход на прилегающую полосу движения и не попытались обойти разворачивающегося с левой стороны.
Дорожный знак «Конец одностороннего движения»
За знаком начинается двустороннее движение. Полосы для движения в противоположных направлениях определяются в соответствии со знаком 5.15.7 «Направление движения по полосам» и (или) горизонтальной разметкой, а если их нет, то самими водителями в соответствии с п. 9.1 ПДД РФ.
Знак устанавливается в конце участка дороги (или проезжей части) с односторонним движением.
Знак 5.6 ПДД
То есть после знака 5.6, левая половина дороги становится автоматически встречной полосой движения, если нет специальных знаков — 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8. Как правило, рядом со знаком 5.6 вы можете увидеть знак 1.21 «Двустороннее движение»
Приближение к концу участка дороги, где организовано одностороннее движение, или к началу участка проезжей части, на котором режим двустороннего движения вводится временно, например, при ремонте.
Вне населенных пунктов устанавливаются на расстоянии 150—300 м, а в населенных пунктах — на расстоянии 50—100 м до начала участка с двусторонним движением.
Желтый фон на знаке, установленном в местах производства дорожных работ, означает, что этот знак является временным. В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.
Знак 1.21 ПДД
Знак 1.21 «Двустороннее движение» устанавливают перед участками дороги (проезжей части) с двусторонним движением, если им предшествует участок с односторонним движением. Знак устанавливают независимо от применения знака 5.6. Допускается не устанавливать знак перед участками дорог с односторонним движением протяженностью менее 100 м.
Знак не устанавливают, если дорога, обозначенная знаком 5.5, заканчивается на Т-образном перекрестке, перекрестке с круговым движением или на площади.
ГОСТ Р 52289-2004
Как избежать аварийных ситуаций при повороте налево?
просчитывать возможное развитие событий
Помните, что мигающий поворот, по правилам, необязательно означает совершение маневра. Возможно, водитель встречного транспортного средства просто забыл выключить его, или нечаянно включил, а на самом деле не собирается никуда поворачивать. Значит, нужно убедиться в том, что встречный водитель на параллельной полосе действительно совершает маневр и лишь после этого поворачивать налево.
Чтобы сделать поворот безопасным пользуйтесь одни простым правилом: «Не видите – не начинайте движение!».
Очень часто в больших городах водители совершают левый поворот в несколько рядом. Правила запрещают такой маневр. Однако, если такое происходит, то следует помнить, что по внешнему радиусу поворота должны идти машины с большими габаритами, поскольку у них больший угол заноса. Обходя их слева можно попасть в ДТП. Кроме того, при одновременном перестроении помните о правиле правой руки.
Виды светофоров
В ПДД РФ описывается несколько типов семафоров, описанных ниже.
Для уличного транспорта
Подобные устройства в общем случае состоят из трех сигналов разного цвета. Каждый из этих цветов имеет собственное значение:
- Красный свет запрещает движение в указанном направлении. Тем же свойством обладает красный мигающий сигнал и два фонаря с одновременно зажженным красным светом.
- Желтый фонарь информирует участников движения о предстоящем изменении сигналов семафора. В общем случае, такой цвет предписывает водителям остановиться, однако в следующих ситуациях движение при желтом цвете фонаря разрешено:
- Автомобиль уже находится на перекрестке при зажженной желтой лампочке;
- Автомобиль не может остановиться, выполнив тем самым требование регулирующего устройства, без применения водителем методов экстренной остановки авто.
Мигающая желтым светом лампа разрешает прохождение автомобилями перекрестка, информируя водителей о нахождении на нерегулируемом участке дороги или пешеходном переходе. Данный сигнал может рассматриваться как предупреждение водителей об опасности, которая может возникнуть на этом участке дороги.
Двухсекционные
Данные агрегаты применяются в следующих случаях:
- Для регулирования потоков транспорта, перемещающихся по внутренней территории предприятий;
- Для организации езды по открытой полосе при проведении дорожных работ или временном сужении дороги.
Семафоры, состоящие из двух секций, могут также применяться для регулирования проезда через железнодорожные переезды. В этом случае два попеременно мигающих красных сигнала запрещают прохождение автомобилями переезда.
Наряду с двухсекционными устройствами, для управления прохода автомашинами железнодорожных переездов используются регулирующие приспособления с одним фонарем. В этом случае, горящая красная светодиодная лампа обязывает водителей остановиться перед переездом, тогда как светодиодная лампочка, испускающая белый свет, разрешает проход переезда.
Односекционный с желтым светом
Следует сказать несколько слов об односекционном агрегате.
Подобный аппарат иногда устанавливается перед перекрестками, не имеющими средств регулирования проезда.
С дополнительными секциями и стрелками
Семафоры, оборудованные секциями с изображением стрелок, часто встречаются на дорогах. Данные секции регламентируют движение в направлении изображенной на них стрелки. Значения цветов при этом остаются такими же, как и в случае аппаратов для уличного транспорта.
В некоторых случаях стрелки применяются в транспортных семафорах, не имеющих секций. Как правило, такие устройства предназначены для регулировки движения по конкретным полосам.
Реверсивные
Подобные устройства применяются при организации реверсивного движения по одной из полос. Цвета фонарей в данном случае имеют следующее значение:
- Красный фонарь в виде буквы Х устанавливает запрет на перемещение автомашин по этой полосе;
- Стрелка зеленого цвета разрешает передвижение по полосе;
- Желтая стрелка указывает на запрет на передвижение по полосе сразу после светофора, а также указывает направление съезда с полосы.
Для регулирования движения трамваев
Подобные светофоры имеют четыре фонаря бело-лунного цвета, размещенных в форме буквы «Т». Ниже перечислены все значения данных устройств:
- Если горят все секции семафора, то трамвай может двигаться в любом направлении;
- Если горят только нижний и верхний центральный фонари, то разрешено исключительно движение прямо;
- При горящих нижней и крайне левой или правой секции приспособления разрешается поворот соответственно влево или вправо. Если горят обе крайние секции, то поворот разрешается в обе стороны;
- Если же при выполнении предыдущего устройство зажигается лампа бело-лунного цвета в центре семафора, то трамвай может также продолжить движение прямо;
- Наконец, три горящие верхние лампочки светофора предписывают трамваям остановиться.
Пешеходные и для велосипедного перехода
Устройства, предназначенные для управления пешеходными переходами, как правило состоят из двух ламп красного и зеленого цвета, обозначающих запрет и разрешение движения по переходу соответственно.
Зачастую лампы подобных аппаратов имеют вид схематично изображенного человека.
Велосипедные семафоры могут иметь три лампы красного, желтого и зеленого цвета. Эти лампы также могут иметь форму схематично изображенного велосипеда. Иногда при установке таких аппаратов устанавливается также табличка, указывающая на то, что действие данного семафора распространяется только на велосипедистов.
Проезд нерегулируемых пересечений дорог
Очередность движения на нерегулируемых перекрестках зависит от приоритетных знаков, определяющих главную и второстепенную дорогу. Именно нерегулируемые участки являются самыми опасными, так как на них вероятность столкновения выше, чем на регулируемых. На последних ведущую роль играют сигналы светофора и регулировщика, а вот на первых вся ответственность ложится на плечи водителя.
Главная дорога
Дорога, которая является главной, обозначается знаками 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7 и 5.1., поэтому сложностей с ее идентификацией, как правило, не возникает.
Транспортное средство, движущееся по главной дороге, имеет ряд преимуществ, однако это вовсе не означает, что ему всегда должны уступать дорогу.
Так, при движении нескольких автомобилей по главной дороге безоговорочным преимуществом обладает транспорт, приближающийся справа. Аналогичного правила разъезда должны придерживаться автомобилисты, траектория движений которых пересеклась.
Во всех остальных случаях преимуществом обладает транспортное средство, движущееся по главной дороге.
Второстепенная дорога
При движении по второстепенной дороге автомобилист должен уступить дорогу каждому транспорту, который находится на главной, вне зависимости от его направления и местоположения.
Во всех остальных ситуациях следует придерживаться правила движения по равнозначным дорогам. То есть при пересечении траекторий движений двух автомобилей, находящихся на второстепенной дороге, преимущество двигаться первым получает водитель авто, приближающегося справа.
Равнозначный перекресток
Такие участки дорожного полотна имеют одинаковое покрытие, они лишены светофоров, регулировщика и знаков приоритета. При движении по равнозначному перекрестку преимущество покинуть его первым получает водитель ТС, приближающегося справа.
В случае совершения поворота налево или разворота автолюбитель должен пропустить встречный транспорт, движущийся прямо и направо.
Движение по главной дороге или на зеленый свет
При движении по главной дороге или на разрешающий сигнал светофора и наличии встречного транспорта левый поворот должен совершаться по определенным правилам:
Первым делом нужно выехать ближе к центру* перекрестка, не доезжая 1,5–2 метров до его центра. Такой маневр необходим для того, чтобы, во-первых, сократить время самого поворота (обычно у водителей уходит от 4 до 6 секунд на маневр), во-вторых, это дает некоторое преимущество при завершении маневра (ПДД 13.7). *(центр перекрестка – это пересечение осей пересекаемых дорог).
Затем необходимо пропустить весь встречный транспорт, который движется прямо или направо. Собственное движение нужно начинать, только убедившись, что Ваш маневр будет безопасен и с прямыми колесами машина легче трогается, нет сопротивления вывернутых колес.
Как только встречный автомобиль миновал Вас слева, необходимо в движении выкрутить руль в поворот и завершить маневр. Практические курсы повышения мастерства вождения в Москве преподают именно такой способ поворота налево. Он считается наиболее безопасным и удобным: так во время движения шансы на то, что автомобиль заглохнет, становятся минимальными.
Перед выполнением маневра необходимо убедиться в том, что на Вашем пути нет пешеходов, переходящих дорогу. Их присутствие может препятствовать завершению поворота и создать сложности для проезда подъехавшего встречного транспорта.
В чем же заключается опасность закручивания руля в сторону поворота до начала движения? Если в Вас случайно, по какой-либо причине врежется автомобиль сзади, то это станет следствием выталкивания Вашего автомобиля на встречную полосу и возможного лобового столкновения. Инструкторы нашей школы безопасного и контраварийного вождения рекомендуют каждые две секунды поднимать глаза в зеркало заднего вида, чтобы иметь возможность предотвратить, казалось бы, неминуемое столкновение.
Есть небольшое исключение, когда руль можно немного подкрутить в сторону поворота еще до начала движения. Этот способ маневра практикуется, если водитель встречного автомобиля также поворачивает налево. Но и он таит в себе опасность, так как неопытные автолюбители часто не успевают проскочить одновременно со встречной машиной и остаются стоять на встречной полосе.
При отсутствии встречного потока транспорта выезжать к центру перекрестка нет нужды. Поворачивать руль влево необходимо начинать тогда, когда Ваш автомобиль проехал линию пересечения проезжих частей. В такой ситуации увеличивается радиус поворота, соответственно, можно выполнить маневр с меньшим поворотом руля и с увеличенной скоростью прохождения поворота.
Преподаватели «Профессиональной Школы Вождения» утверждают, что большая скорость автомобиля в левом повороте имеет как свои преимущества, так и недостатки.
- Плюс. Автомобиль максимально быстро покидает траекторию движения встречного транспорта.
- Минус. Заканчивая поворот, можно не успеть затормозить перед переходящими дорогу пешеходами. На выходе из поворота на автомобиль действует большая центробежная сила, а тело водителя испытывает боковую перегрузку, что, несомненно, сказывается на самочувствии и работоспособности.
Существуют еще две причины, по которым при отсутствии встречного транспорта нет необходимости выезжать ближе к центру перекрестка. Первая – это бесполезная потеря времени во время маневра. Вторая – водитель заднего автомобиля может начать опережать Вас прямо на перекрестке, если вы мешкаете, что порой приводит к возникновению аварийных ситуаций. Инструкторы нашей школы рекомендуют перед началом маневра посмотреть в боковое, внутреннее к повороту, зеркало заднего вида
Действия при повороте налево
На примере условной ситуации, разобраться в правилах легче. Например, используя вышеперечисленные правила, грузовик собирается повернуть налево.
Следующие ситуации потребуют от него различной реакции:
- Наличие трамвая на перекрёстке – его следует пропустить, а уж потом ехать.
- Машина на встречной. Собирается проезжать прямо – следует пропустить. Если автомобиль тоже сворачивает налево, то он проезжает первым, так как находится ближе к полосе.
- Машина слева. Опять же: едет прямо – пропускать, а если — направо, то дороги не пересекутся и беспокоиться вообще не стоит.
- Машина справа – следует пропускать.
- Появление специальных транспортных средств с сигнальными маячками (полиция, пожарная, скорая помощь).
Последнее правило действует в случае, когда никаких других предписывающих знаков нет и называется «помехой справа». Здесь наблюдаются свои особенности.
Какое наказание предусмотрено за нарушение правил проезда?
В больших городах нарушение правил езды через перекрестки – не редкость. Но это не означает, что поступать так можно
Въезжая на перекресток, стоит оценивать ситуацию с предельным вниманием – при ошибочном поведении водитель не может уехать с него и создает проблему для потоков движения. При неправильном проезде перекрестков штраф будет назначаться по ст.12.13 КоАП
Перекрестком в Правилах считают участки, где дороги, расположенные на одном уровне, пересекаются, примыкают друг к другу или разветвляются. Участок следует ограничивать воображаемыми линиями, которые соединяют начальные точки закругления проезжих частей, более всего удаленные от середины перекрестка.
Выезд в случае затора
Согласно ст.12.13 КоАП попытка выезда на перекресток в случае затора, непосредственно за ним, представляет собой административное правонарушение и наказывается штрафом в размере 1000 рублей. Поведение водителя в этой ситуации оговорено в ПДД предельно ясно. Подробнее про штрафы ГИБДД в размере 1000 рублей можно прочитать в этом материале.
При попытке выехать на пересечение дорог, не обращая внимание на то, что за пределами стоит целая вереница машин, приводит к тому, что нарушитель застревает в наиболее неудобном месте автодороги. Именно там, где он вынужден будет остановить ТС, ожидается повышенная опасность для нарушителя, кроме того, оно в этом случае становится препятствием для движения машин с других направлений
Стоит также помнить, что с 28.04.2018 года появился новый дорожный знак и горизонтальная разметка для перекрестков:
- 1.26 — так называемая «вафельная» горизонтальная разметка, запрещающая пересечение при образовании затора на перекрестке;
- 1.35 — знак «Участок перекрестка». Размещается на границе перекрестка.
Горизонтальная разметка 1.26
Знак 1.35 «Участок перекрестка»
Что будет, если не уступил дорогу другому автомобилю
При движении через перекрестки необходимо уступить дорогу машинам, приближающимся справа, если речь идет о нерегулируемом варианте. Если автомобиль, у которого в данной ситуации будет преимущественное право проезда, не может проехать из-за нежелания водителя пропустить его для выполнения маневра, нарушителя ожидает штраф в сумме 1000 рублей (ст.12.13 КоАП).
Движение задним ходом
Важно! На перекрестках водителю ТС запрещается ехать задним ходом.
Запрет связан с повышенной опасностью любых маневров на данных участках дорог. За нарушение правила маневрирования назначается штраф в размере 500 рублей (более детально о штрафах ГИБДД в размере 500 рублей можно узнать тут).
Стоит помнить, что при попытке двигаться таким образом на пересечении дорог, если водитель проехал въезд во двор, маневр будет считаться разрешенным. В ПДД указано, что выезд со двора к категории перекрестков не относится.
Какой поворот опаснее – левый или правый
Для едущих по однополосной дороге левый поворот, пожалуй, опаснее, ведь для его выполнения надо пересечь путь следования встречных авто, а правый этого не требует. То есть в первом случае более вероятно столкновение.
На многополосной дороге определенную проблему и при повороте влево, и вправо создает необходимость перестроения в крайний ряд. Но после его выполнения первый опять потребует выезда в центр перекрестка и пересечения встречной полосы, иногда нескольких. А с правым поворотом все проще: при его осуществлении из верного положения на пути не должны оказаться другие авто.
Где запрещен разворот
Разворот для автомобилей запрещен на объектах, перечисленных в п.8.11 ПДД:
Разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
На местах, где нельзя выполнять маневр, стоят знаки:
- 3.19;
- 1.31;
- 1.2, 1.3.1, 1.3.2, 1.27, 1.28;
- 1.25;
- 1.11.1-1.11.4;
- 5.16, 5.17;
- 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4;
- 1.5.1, 1.5.3;
- 1.6, 1.7.
Они предупреждают о наличии объекта из запретного для выполнения действия списка или особенностях дороги, которые делают ее плохо обозримой.
На перекрестках разворачиваться нельзя, если они расположены на спуске (подъеме), там затруднена видимость, есть запрещающие символы, или образовался затор.
Пешеходные переходы
Разметка в виде зебры или знаки 5.19.1, 5.19.2 ограничивают зону, где запрещено разворачиваться. Маневр может быть опасен для идущего через пешеходный переход человека, лишит водителя возможности уступить ему дорогу.
Знак 1.22, тоже предупреждающий о приближении к «зебре», не запрещает разворот. Но дорога при этом должна быть хорошо видимой на дистанции не меньше 100 м в обе стороны.
Тоннели
Тоннель – это сооружение под землей, в котором есть дорога, и в силу ограниченности пространства, видимости там разворачиваться тоже нельзя. Это способно привести к тяжелой аварии. На подъезде к тоннелю может стоять символ 1.31, если речь о неосвещаемом сооружении или плохо различимом въезде.
Мосты, путепроводы, эстакады
Выполненный в нарушение правил маневр на эстакаде, мосту или путепроводе может завершиться столкновением с другой машиной, падением авто с высоты. И эти объекты часто существуют без знаков. Водителю следует быть особенно внимательным, ведь насыпь может продолжиться эстакадой, мост тоже иногда легко принять за обычную дорогу.
Железнодорожные переезды Еще одно место, где нельзя развернуться, это железнодорожный переезд, обозначенный символами 1.3.1, 1.3.2, или шлагбаумом. Маневр запрещен не только в непосредственной близости от объекта, но и на расстоянии 5 м до него. Здесь выполнять его тоже опасно.
Места с небольшой видимостью
Отрезок дороги, представляющий собой крутой или извилистый поворот, подъем, спуск, – тоже не места для того чтобы развернуться. И оповещающие знаки там есть не всегда. По ПДД маневр может выполняться только при хорошем обзоре не менее 100 м в оба конца от участка. Запрещен он, если дорога плохо видна из-за здания, рекламной конструкции, других машин, что особенно актуально в населенном пункте.
Остановки Места, отведенные для остановки маршрутных ТС и такси, тоже не годятся для выполнения смены направления движения. Действие запрещено, если есть знаки 5.16-5.18. Вместо них может быть разметка 1.17 желтого цвета.
При наличии знаков Символ, непосредственно запрещающий разворачиваться, имеет номер 3.19. Не удастся выполнить действие, если на пути стоят знаки 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4. Есть и другие символы, обозначающие объекты, при которых нельзя разворачиваться, о них говорилось выше. А вот 4.1.3 и 4.1.5 позволяют маневр.
При наличии разметки
Непрерывные линии 1.1 и 1.3 нельзя пересекать, поэтому их присутствие – тоже препятствие для маневра. Разметку наносят на самых опасных участках для разделения разнонаправленных потоков автомобилей.
Внимательнее нужно быть при приближении к линии 1.19. Она предупреждает, что вскоре на пути будет 1.1 или 1.11. Вторую можно пересекать только с пунктирной стороны, то есть маневр на ней разрешен не для всех автомобилей. Если слева от машины оказывается сплошная составляющая, развернуться нельзя.