Тормозная жидкость

Состав тормозной жидкости

Технические характеристики тормозных жидкостей определяются их базовой составляющей (95–98%) и химической структурой модифицирующих присадок (2,5–7%). Эмульсии для гидравлических систем изготавливают на основе минеральных, силиконовых и гликолевых соединений.

Минеральные производные

Жидкости, изготовленные на базе минеральных веществ, представляют собой растворы растительных масел и бутилового одноатомного спирта, смешанных в равных долях. В качестве дополнительных компонентов могут выступать красители и модифицирующие присадки.

Плотность эмульсий при температуре 200°C может достигать 850–900 кг/м3, вязкость – 10–15 мм2/с. Жидкость отличается хорошей смазывающей способностью, не токсична и не вступает в реакцию с резиновыми уплотнителями.

Большим недостатком таких составов является их низкий порог кристаллизации (-15°C). В структуре эмульсий начинают формироваться плотные сгустки, которые при определенных условиях могут закупорить магистрали, и спровоцировать поломку тормозной системы. Поэтому смеси на основе масляных компонентов не рекомендуется применять в гидроприводах, оборудованных дисковыми тормозами. Рабочая температура в зоне контакта у таких механизмов может достигать +150°C.

Еще одним фактором, влияющим на положительные характеристики смесей, является низкая водостойкость. При контакте влаги с минеральными жидкостями происходит расслоение структуры, что не позволяет их дальнейшее использование.

Материалы, изготовленные на базе масляных составов не совместимы с другими классами эмульсий. При нарушении этих условий минеральные вещества могут вызвать разрушение резиновых и полимерных комплектующих гидропривода.

Гликолевые

Гликолевые жидкости вырабатывают посредством смешивания спиртовых соединений, модифицирующих присадок и красителя. Благодаря присутствию в структуре смесей модификаторов, составы отличаются высокими эксплуатационными характеристиками:

  • стабильной вязкостью;
  • антифрикционными свойствами;
  • противокоррозионными;
  • антиокислительными и др.

Примером гликолевых субстанций являются жидкости отечественного производства – Нева, Томь, Роса и т.д. Они представляют собой сложные смеси этилкарбитоловых эфиров, диолов, гликолей с загустителями и антикоррозионными добавками. Отличаются высокими вязкостными и термическими характеристиками.

Недостатком является то, что они обладают повышенной гигроскопичностью. При контакте тормозных смесей с водой изменяется температурный баланс системы. Кроме того, тормозные растворы на гликолевой основе огнеопасны и токсичны. Срок эксплуатации смесей не превышает 1 года.

Силиконовые

Силиконовая тормозная жидкость изготавливается на базе кремний–органических соединений, химически инертна, не токсична, не взаимодействует с водой. Скопившаяся в трубопроводах свободная жидкость при повышении температуры до 100°C – испаряется, а при 0°C – кристаллизуется. Все эти факторы отрицательно влияют на работоспособность тормозной системы.

Интервал рабочих температур находится в границах от -100 до +300°C. Силиконовые смеси не оказывают агрессивного воздействия на резиновые и пластмассовые комплектующие. Срок эксплуатации 5 лет.

Основными недостатками этой категории жидкостей является их низкая кинетическая вязкость и слабая смазочная способность, что ограничивает сферу применения материалов.

Модификаторы свойств

Для повышения эксплуатационных характеристик в состав жидкостей, в процессе их производства, вводятся модифицирующие присадки. Количество компонентов и их химический состав зависят от рабочих условий применения смесей.

Противокоррозионные добавки предупреждают окисление и повреждение стальных, медных и латунных поверхностей. Антиокислительные присадки регулируют разложение гликолевых эфиров, что способствует снижению окислительных реакций в системе. Для стабилизации кислотно-щелочных показателей в готовый раствор вводят соли натриевой или калиевой кислоты.

Классификация тормозных жидкостей по DOT

Тормозные жидкости классифицируют по международной системе DOT, которая впервые была предложена в Америке. Сама аббревиатура DOT переводится как Department of Transportation, то есть департамент транспорта. Именно американский департамент транспорта принял решение о введении единой классификации DOT, в зависимости от состава тормозной жидкости.

В данный момент в мире насчитывается пять классов DOT, но имеются некоторые нюансы, из-за которых на самом деле таких классов больше. Выделяют следующие тормозные жидкости:

DOT 1 и DOT 2. Это самые первые тормозные жидкости, выпущенные производителями в начале 20 века. В данный момент они практически не используются, за исключением ретро-автомобилей, и тому есть логичное обоснование. Дело в том, что в момент выпуска жидкостей класса DOT 1 и DOT 2 в массовом сегменте преобладали тихоходные автомобили. Поскольку они были медленными, при их торможении выделялось меньше тепла, чем выделяется у современных автомобилей. Жидкости класса DOT 1 и DOT 2 были выполнены на основе минеральных веществ, и они справлялись с подобной температурой, не закипая. В современных тормозных системах выделяется при торможении значительно больше тепла, вплоть до 300-400 градусов по Цельсию, с чем составы на основе минеральных веществ никак не могут справиться (имея температуру кипения в 120-130 градусов);

DOT 3. Революционная тормозная жидкость, которая смогла решить проблему закипания, соответственно, ее стали заливать в более быстрые автомобили. Тормозная жидкость данного класса выполнена на основе гликоли, а ее температура кипения в сухом виде находится на уровне порядка 230 градусов по Цельсию;

DOT 4. Тормозная жидкость, которая отличается от DOT 3 только набором присадок. Она также выполнена на основе гликоли, но за счет использования присадок ее порог кипения удалось немного увеличить. Закипает жидкость DOT 4 (при условии, что она сухая) при температуре около 240 градусов по Цельсию. Стоит отметить, что до сих пор тормозная жидкость класса DOT 4 активно используется, и для большинства современных автомобилей ее характеристик достаточно. Срок использования тормозной жидкости класса DOT 4 составляет порядка 2-3 лет, после чего ей требуется замена;

DOT 5.1. Еще одно развитие тормозных жидкостей на основе гликоля. Современные присадки добавляются в тормозные жидкости данной классификации, чтобы еще повысить ее порог закипания. Он составляет (для сухой жидкости) в данном случае 260 градусов. Но стоит отметить, что тормозные жидкости DOT 5.1 используются реже, нежели вариации классификации DOT 4. Дело в том, что они значительно дороже, при этом их эксплуатационные свойства не сильно лучше, и производители бюджетных автомобилей применяют именно класс DOT 4;

DOT 5. Полноценное новое поколение тормозных жидкостей, которое получило инновационное изменение – новую основу. В качестве основы данной жидкости используются силиконы

Температура кипения такого состава находится на уровне в 260 градусов по Цельсию для сухой жидкости, но здесь важно отметить, что сухой силиконовая жидкость остается дольше, чем гликолевая. Дело в том, что силикон значительно менее охотно впитывает влагу, благодаря чему его можно использовать без замены 4-5 лет

Стоит отметить, что также в продаже присутствует классификация DOT 5.1/ABS, фактически это аналог DOT 5, но с некоторыми нюансами.

Если посмотреть информацию выше, может сложиться впечатление, что тормозная жидкость DOT 5 –  это идеальное решение для современного автомобиля. Это не совсем так. Одной из задач тормозной жидкости является смазка компонентов системы торможения, среди которых поршни, сальники, цилиндры и прочее. Специалисты сходятся на том, что гликолевые тормозные жидкости лучше подходят для смазывания сальников, тогда как силиконовые могут привести к их быстрому старению.

Назначение и требования, предъявляемые к тормозным жидкостям

Основное предназначение тормозной жидкости – передача усилия от главного тормозного цилиндра к тормозным механизмам на колесах.

Тормозная жидкость

Стабильность торможения автомобиля также напрямую связана с качеством тормозной жидкости. Она должна отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к ним

Дополнительно следует обращать внимание на производителя жидкости

Основные требования, предъявляемые к тормозным жидкостям:

  1. Высокая температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования пузырьков воздуха в жидкости и, как следствие, снижение передаваемого усилия.
  2. Низкая температура замерзания.
  3. Жидкость должна сохранять стабильность своих свойств в течение всего срока своей службы.
  4. Малая гигроскопичность (для гликолевых основ). Наличие влаги в жидкости может привести к коррозии элементов тормозной системы. Поэтому жидкость должна обладать таким свойством, как минимальная гигроскопичность. Другими словами, она должна как можно меньше поглощать влагу. Для этого в нее добавляют ингибиторы коррозии, защищающие элементы системы от последней. Это относится к жидкостям на гликолевой основе.
  5. Смазывающие свойства: для уменьшения износа деталей тормозной системы.
  6. Отсутствие вредного воздействия на резиновые детали (уплотнительные кольца, манжеты и т.д.).

Как проверить состояние жидкости?

Диагностика ТЖ выполняется следующими способами:

  1. Визуальный. Открутите крышку расширительной емкости и внимательно изучите содержимое. Цвет должен соответствовать залитому типу жидкости (прозрачно-желтый либо красноватый). Если заметили мутный осадок или плавающие черные частицы, материал стоит сменить.
  2. С помощью специальных тестовых полосок.
  3. Электронным прибором – тестером. Рядовому автолюбителю покупать подобный аппарат нецелесообразно, такая проверка делается мастерами сервисных станций техобслуживания.

Лакмусовые тестовые полоски типа BG9100 продаются в свободном доступе и позволяют оценить возраст и степень загрязнения рабочей среды по содержанию мельчайших частиц меди, проникающих в ТЖ от контакта с деталями системы. Диагностика производится согласно инструкции:

  1. Выньте индикаторную полоску из упаковки, отвинтите и снимите крышку расширительного бачка.
  2. Погрузите лакмус в емкость и прикройте пробку.
  3. Спустя 30–60 секунд достаньте полоску и сравните с образцами, нарисованными на упаковке. Прочитав описание к цветному маркеру, легко разобраться, когда пора менять тормозную жидкость.

Как выбрать тормозную жидкость?

При ограниченном бюджете обращать внимание следует на продукты от отечественных производителей, например, Аляска DОТ-4. Жидкость стоит недорого, а по качеству мало чем отличается от более дорогих аналогов

То же самое можно сказать о Sintec EURO DOT 6. Это отличный вариант, если финансы ограничены.


Выбор тормозной жидкости

Безупречным лидером в данной области является MOBIL BRAKE FLUID UNIVERSAL DOT 4 – это лидер во всех направлениях. Поэтому при наличии приличной суммы денег лучше покупать этот продукт. Как уже ранее отмечалось, тормозная жидкость закипает при очень высоких температурах, сохраняет вязкость и обеспечивает надежную работу узлов тормозной систему на протяжении длительного промежутка времени.


При выборе учитывайте и свои финансовые возможности

Для жителей южной или средней полосы России, которым нужна импортная тормозная жидкость, нужно рассмотреть вариант покупки VAG DOT-4. Это отличный продукт, стоящий немного. К тому же VAG DOT-4 имеет хорошие свойства. Не стоит использовать данную жидкость только тем людям, которые проживают в холодных северных регионах страны.


Производители авто рекомендуют заливать только один тип жидкости

Мифы о тормозной жидкости

Бытует несколько заблуждений касательно ТЖ, которые принимаются на веру многими водителями.

Первый миф — замкнутый режим работы тормозной жидкости. Компенсационные отверстия, имеющиеся в тормозной системе автомобиля, отвечают за движение воздуха внутри неё. Вместе с потоками воздуха внутрь попадают пары влаги, которые впитываются ТЖ, что приводит к утере ее свойств.

Второй миф — о возможности смешивания между собой разных жидкостей. Конечно, делать это можно, однако далеко не в каждом случае и не со всеми составами. В зависимости от модели автомобиля и его конструктивных особенностей при производстве ТЖ применяются определённые стандарты. По этой причине долить жидкость другой марки и производителя можно, но в крайних случаях и в малых количествах.

Третий миф — жидкости, соответствующие стандарту DOT-4, можно заливать в любые машины. Это не совсем так; конкретной марке и модели автомобиля соответствует определённый вид жидкости. Следует придерживаться требований производителя авто — безопасность и жизнь значительно дороже, чем цена, заплаченная за бутылку ТЖ.

Марки и состав тормозных жидкостей

Поскольку по химии у нас тройка, то вникать в формулы и валентность компонентов тормозной жидкости не станем. Достаточно знать, что на 95-98% она состоит из основы, которая и определяет марку жидкости. Остальная доля приходится на присадки для улучшения эксплуатационных характеристик и красители

Нам важно знать, что жидкости бывают трёх типов:

  • минеральные;
  • гликолевые;
  • силиконовые.

Минеральные жидкости

Минеральные тормозные жидкости бля старых автомобилей БСК, ТЖ22

Самые дешёвые и простые минеральные жидкости состоят из касторки и спирта. Пример — жидкость красного цвета БСК, которая использовалась для древних автомобилей с барабанными тормозами. У неё все отлично с гигроскопичностью (не впитывает воду), она прекрасно справляется со смазыванием трущихся элементов и не влияет на лаки и краски.

Одна беда, БСК не соответствует стандарту DOT по температурным показателям и вязкости, поэтому применение таких составов на машинах с дисковыми тормозами запрещено. Минеральные составы ни в коем случае нельзя смешивать с гликолевыми и силиконовыми, касторовое масло сворачивается и образуются сгустки, закупоривающие тормозные магистрали и гидроузлы системы.

Жидкости на основе гликоля

Полигликолевые тормозные жидкости изготовлены на основе многоатомных спиртов, если это кому-то о чем-то скажет. Важная их особенность в том, что они не закипают при высоких температурах, а это значит, что их можно использовать в тормозных системах всех современных автомобилей с дисковым тормозным механизмом. Эти составы имеют хорошую вязкость и неплохо смазывают трущиеся элементы системы. Основной их минус в том, что они могут впитывать влагу. Влага попадает в систему в основном в виде конденсата на пробке расширительного бачка, а чем больше процент воды в жидкости, тем быстрее она закипит, тем больше вязкость на морозе, тем хуже смазывающие свойства и больше вероятность поражения коррозией трубок, поршней и тормозных цилиндров.

Составы на основе гликоля DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 Ferodo

Все гликолевые жидкости маркируются DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. В принципе, они взаимозаменяемы, но все же смешивать составы разных производителей крайне нежелательно, кто знает какие добавки входят в состав и как они будут реагировать на состав фирмы-конкурента.

И ещё одно предостережение — для автомобилей старше 18-20 лет применение жидкостей DOT 3, 4 и 5.1 небезопасно, ведь резиновые детали (манжетные уплотнители, пыльники) не рассчитаны на контакт с гликолем и запросто могут растворяться в нем или разрушаться.

Силиконовые тормозные жидкости DOT 5

Составы на основе силикона считаются самыми прогрессивными. Они разрабатываются на основе кремнийорганических полимеров и способны держать температуру кипения до +350°С без изменения свойств. Эти жидкости не замерзают даже при стоградусной минусовой температуре и абсолютно равнодушны к влаге. Небольшой минус их в том, что смазывающие свойства пока ещё оставляют желать лучшего, но в передовых лабораториях уже вовсю работают над этим.

Силиконовые жидкости DOT5 от Johnsen’s

Жидкостям DOT 5 прямая дорога в автомобильный спорт, поскольку именно там пригодится их способность не закипать при сильном нагреве дисков и колодок. В гражданской технике силиконовые жидкости используются крайне редко.

Важно запомнить, что жидкости типа DOT 5 и DOT 5.1 ни в коем случае смешивать нельзя. Это вызовет сворачиваемость компонентов и выход системы из строя

На упаковке таких составов обязательно обозначают «silicon based brake fluids», жидкость на основе силикона или SBBF.

Теоретически, жидкости типов DOT 3, 4 и 5.1 смешивать можно. Но желательно одного производителя.

«Синтек Евро» и «Синтек Супер»

Это еще один отечественный производитель качественного продукта. Тормозная жидкость Sintec Super DOT-4 обладает небольшим температурным запасом от того, который указан на банке. Правда, почему-то на конвейере не доливают немного, но, учитывая качество, это не страшно.

«Синтек Евро» имеет более высокий ценник, но и существенно отличается от предыдущей тормозной жидкости. На канистре указаны температуры, при которых система будет исправно работать. Но тестирование показало, что жидкость закипает при более высокой отметке. Поэтому мы имеем большой запас в температурном плане и довольно высокое качество. Жидкость не изменяет свои свойства с повышением температуры и спокойно «работает» по несколько лет.

Виды тормозных жидкостей

БСК

Бутиловый спирт и касторовое масло. Тормозная жидкость этого
образца использовалась в старых советских автомобилях. Смесь изготавливали
самостоятельно, смешав в равных по весу пропорциях касторовое масло с бутиловым
или изоамиловым спиртом.

БСК не подходит для эксплуатации в современных тормозных
системах, поскольку порог ее кипения составляет 117 градусов. При отрицательных
температурах ниже -20, касторовое масло выпадает в осадок.

Имея хорошие смазывающие характеристики, БСК при этом
коррозионно-агрессивна к латуни и меди.

LHM — Liquide Hydraulique Minérale

Гидравлическая жидкость зеленого цвета, основа – минеральное
масло. Применяется в тормозных системах автомобилей Citroen и Peugeot и других
гидравлических узлах (ГУР и подвеска).

«Зеленка» лишена главного недостатка «тормозухи» –
гигроскопичности. С течением времени порог кипения не снижается, и находится на
уровне 250 градусов, текучесть — 1200 мм2/с.

Использование в тормозных системах допускается только в тех случаях, когда на это имеется прямое предписание производителя. Нельзя смешивать с составами класса DOT.

DOT-3

Начальный уровень в классификации DOT. Подходит для тихоходных транспортных средств, в которых тормозная система не нагружена. Имеет самую низкую температуру закипания: 205 градусов для «сухой», и 140 для «увлажненной».

Вязкость при температуре -40 градусов не должна превышать
1500 мм2/с.

DOT-4

От третьего класса отличается улучшенными характеристиками.
В первую очередь температурой кипения: 230 и 155. В составе присутствуют бораты
(соли борной кислоты), связующие воду.

Кинематическая вязкость составляет 1800 мм2/с.

DOT-4 CLASS 6

К этому классу предъявляются повышенные требования в
отношении текучести и кипения. Показатель кинематической вязкости ниже всех
прочих, и не должен превышать 750 мм2/с при температуре -40. Порог кипения для
«сухой» и «влажной» жидкости улучшен до 250 и 165 градусов соответственно.
Рекомендована к применению на автомобилях с ABS.

DOT-5

Тормозная жидкость имеет силиконовую основу
(кремнийорганические полимеры), и потому несовместима с другими. О содержании
силикона в составе также сообщит аббревиатура SBBF (Silicone Base Brake Fluid).

Отличные от DOT 5 жидкости (на гликолевой основе), могут содержать на этикетке аббревиатуру NSBF (Non Silicone Based Fluid).

Минимальный нижний порог
кипения составляет 260 градусов для «сухой», и 180 для «увлажненной», вязкость
900 мм2/с.

Плюсы силиконовых составов:

  • Стабильный индекс вязкости в широком температурном диапазоне.
  • Гидрофобны – не поглощают влагу.
  • Неагрессивны к резине, металлу, лакокрасочному покрытию.
  • Служат значительно дольше.

DOT-5.1

Предназначена для спортивных автомобилей, развивающих
высокие скорости, что приводит к повышенной тепловой нагрузке на тормозную
систему. Стандарт требует, чтобы кинематическая вязкость при -40 не превышала
показателя в 900 мм2/с, а «сухая» и «влажная» точки кипения находились не
ниже показателей 260 и 180 градусов.

DOT-5.1/ABS

В жидкости этого класса содержатся как гликолевые, так и
силиконовые составляющие. Это делает DOT-5.1/ABS несовместимой с любыми другими. Из названия ясно, что данный
вид предназначен для использования в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой.

По основным требованиям мало чем отличается от предыдущего
класса.

1.Принцип работы тормозной жидкости.

Наверное, все автомобилисты знают, для чего в автомобиле нужна тормозуха. Однако не все знают, как она работает, что входит в состав тормозной жидкости и какие важные эксплуатационные характеристики зависят от её состава.

Для начала вкратце пробежимся по принципу работы. Итак, тормозит автомобиль тормозными колодками, которые прижимаются к вращающимся деталями колеса (тормозной диск, или тормозной барабан у старых авто), создавая сопротивление вращению трением. В результате колесо замедляет вращение и останавливается. Колодки начинают прижиматься к диску/барабану в результате нажатия на педаль тормоза водителем. Вроде всё просто, однако машина — вещь тяжёлая, и остановить её быстро используя только силу ног водителя нельзя. Кроме того, ведь усилие с педали на колодки надо как-то передать, и система механических рычагов здесь была бы весьма неудобна.
Чтобы решить эти две проблемы (передачу усилия и его увеличение), было решено воспользоваться таким свойством жидкости, как несжимаемость. То есть, как бы вы не старались надавить, уменьшить объём жидкости существенно не удастся (в отличие от газов/пара), а значит всё, что вы «вжали» с одного конца трубки, «выжмется» на другом конце, передавая ваше движение.

Тройка

Есть ли срок хранения тормозной жидкости?

Конечно же, есть! Причина – тормозная жидкость очень гигроскопична. Другими словами, она поглощает влагу из воздуха. Вследствие этого, существенно снижается точка кипения тормозной жидкости. Тормозной жидкости достаточно впитать в себя из атмосферы (окружающего нас воздуха) всего лишь 3,5% воды от своего объёма, чтобы из «новой» автоматически стать «старой» тормозной жидкостью.

Что происходит из-за того, что тормозная жидкость впитывает влагу?

Всё очень просто – машина перестаёт тормозить… Т.е., управляя автомобилем, водитель давит на педаль тормоза, а она какая-то «ватная» и машина продолжает ехать, как и ехала, только несколько снижая скорость. Ощущение от этого не из приятных. Чаще всего это происходит летом где-нибудь в горах на юге. Там и так жарко, а тут ещё и автовладелец на спусках не умеет тормозить двигателем, пользуется педалью тормоза достаточно активно. Тормозная система нагревается вследствие трения тормозного диска о тормозные колодки – и в итоге этого тормозная жидкость вскипает в тормозных суппортах (рабочих тормозных цилиндрах), образуется паровая пробка, которая и создаёт препятствие усилию, прикладываемому ногой водителя автомобиля во время процесса торможения.

Во избежание этого автопроизводители установили требования по срокам замены тормозной жидкости – 2-а года вне зависимости от пробега автомобиля. Есть и другие сроки замены тормозной жидкости, но 2-а года – общий принятый регламент проведения работ по замене тормозной жидкости в автомобилях.

С другой стороны – химики и инженеры трудятся над разработкой новых видов тормозных жидкостей, которые имеют достаточно высокий начальный порог кипения из-за определённых присадок. Вследствие этого срок службы тормозной жидкости в автомобиле увеличивается. Но, итог всё равно неизбежен – тормозную жидкость рано или поздно всё-таки придётся менять в автомобиле.

Вернёмся к новой тормозной жидкости. К той, которая ещё не была в автомобиле. Тормозная жидкость находится ещё в своей товарной упаковке. Какой же у неё срок хранения?

Согласно самым последним нормам и правилам реализации и хранения запчастей к автомобилям фирмы-производителя Bosch, срок хранения тормозной жидкости составляет 30 месяцев от даты производства тормозной жидкости до первого вскрытия!

Дата производства тормозной жидкости Bosch указана на упаковке в виде 8-мизначного набора цифр, первые 3 из которых являются кодом даты производства тормозной жидкости.

Доверяйте ремонт своего автомобиля профессионалам, а запчасти покупайте в автомагазине, специалисты которого постоянно повышают уровень своих знаний об автомобилях и технических особенностях их обслуживания.

Кстати тормозную жидкость и любые другие расходные материалы для авто в Крыму вы можете приобрести в нашем магазине автозапчастей в Симферополе и магазине автозапчастей в Севастополе:

  • Пн-Пт
  • Сб
  • Вс/Пр

Автозапчасти в Симферополе:

Автозапчасти в Крыму:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector