Цоколи бывают разные: классификация цоколей автомобильных ламп

Содержание:

Маркировка

Несмотря на договорённость автопроизводителей об унификации, классификация автомобильных ламп насчитывает десятки осветительных приборов, отличающихся формой колбы и типом цоколя. В условном обозначении автомобильных ламп советского образца используют следующие буквы:

  • А – автомобильная;
  • С – софитная;
  • МН – миниатюрная;
  • КГ – кварцевая галогенная.

Полная аббревиатура автолампы также включает номинальное напряжение, мощность и номер разработки, которые следуют после буквенного кода. К сожалению, такое сокращение неинформативно, а лампочки для автомобилей с маркировкой по ГОСТ 2023-88 востребованы исключительно в старых отечественных машинах.

Актуальной и более универсальной на сегодня является другая маркировка, выполненная по единому европейскому стандарту. Она включает следующие основные буквы:

  • H – галогенная;
  • D – ксеноновая;
  • T – миниатюрная небольшой мощности с одним цоколем;
  • R – диаметр цоколя – 15 мм, колбы – 19 мм;
  • P – диаметр цоколя – 15 мм, колбы – не более 26,5 мм;
  • W – без металлического цоколя;
  • Y – дополнительный символ, указывающий на жёлтый (yellow) цвет колбы.

  • s (single) – 1;
  • d (duo) – 2;
  • t (tres) – 3;
  • q (quatro) – 4;
  • p (penta) – 5.

Цоколь Эдисона

Одним из самых распространённых видов цоколей для лампы накаливания или светодиодной лампочки является цоколь Эдисона, имеющий винтовую резьбу. Маркировка каждой такой Е-лампы, кроме буквы «Е», включает в себя также цифровое обозначение. Оно показывает величину (диаметр) резьбы в миллиметрах. Различают десять размерных типов Е-цоколей:

  • Е5 – для щитов, иностранной бытовой техники (напряжение 6 В, 14 В и 28 В);
  • Е10 – для духовок, холодильников, ёлочных гирлянд;
  • Е11 – для медтехники (напряжение 24 В);
  • Е12 – для люстр иностранного производства (используемое напряжение – 220 В);
  • Е14 или «миньон» – для обычных ламп и светильников;
  • Е17 – американские лампы, рассчитанные на напряжение 110-120 В;
  • Е26 – лампочка, предназначающаяся для низкого в России напряжения (как предыдущий вариант);
  • Е27 – наиболее распространённый формат (выпускается разной мощности – например, 40 Вт, 60 Вт, 75 Вт, 100 Вт);
  • Е39 – большие лампочки для невысокого напряжения.

Замыкает список вид лампы «Е40», используемый в России формат цоколя, часто встречающийся не только на Е-лампах накаливания, но и на газоразрядных, натриевых экземплярах.

Натриевая лампа с цоколем Е40Источник cs9.pikabu.ru

Типы и характеристики автомобильных ламп

В любом транспортном средстве присутствует несколько видов освещения, как внутреннего, так и внешнего, и каждому соответствует свой тип автомобильных ламп.

Галогенные

Этот вид отличается от ламп накаливания формой колбы, высотой спирали, а главное, видом инертного газа. Это стало причиной того, что частицы вольфрама, отделяемые при освещении, не оседают в стеклянной колбе, а вновь возвращаются на нить накала.

В итоге повышается пропускная способность света. Область применения этого вида ламп – головной свет автомобиля и противотуманки.

Газоразрядные

Этот вид автомобильных лампочек был разработан в середине 90-ых годов. Более высокую эффективность по сравнению с галогенными аналогами обеспечивает иное конструктивное решение. Излучение света происходит за счет возникновения электрической дуги между 2-мя электродами. Отличить ксеноновый (газоразрядный) источник от галогенного можно по характерному синему оттенку света. Высокая температура накаливания нити не вредит деталям, скрытым в цоколе за керамической вставкой и фланцем из металла. Дополнительную защиту гарантируют высококачественные термоизоляционные материалы.

Фокусируется световой пучок за чет установки оптики с линзами. Монтаж ксеноновых фар происходит только на заводах и в предусматривающих это конструкциях автомобилей. Одно из главных преимуществ таких ламп – долгий срок эксплуатации.

Светодиодные

Широкое распространение получили и LED-лампы. Их основное достоинство – это мощная светоотдача. Благодаря этому ими могут комплектоваться приборы любых габаритов и конструкции.

Поток света возникает при воздействии тока из источника питания на полупроводники, в результате чего высвобождаются фотоны (электромагнитные частицы). Светодиоды отличаются низким потреблением электроэнергии, ударостойкостью и экологичность.

Накаливания

Строение этого источника света знакомо многим. Стеклянная ваккуумированная колба содержит нить из вольфрама, которая и генерирует свет при нагреве. Сегодня этот вид лампочек практически не используется в автомобилестроении из-за малого срока службы по сравнению с другими видами.

Виды осветительной оптики

Лампы накаливания

Классическая лампочка Эдисона представляет собой сферическую стеклянную конструкцию, где в безвоздушном пространстве находится вольфрамовая проволока, которая и излучает свет при нагревании. Электроны разогревают тончайшую проволоку, провоцируя электромагнитное тепловое и световое излучение. КПД таких приборов колеблется в диапазоне 6–8%. Он зависит от максимальной температуры накаливания, поэтому большинство бытовых лампочек ограничены в интенсивности свечения. Её жёлтый оттенок обусловлен низкой по современным меркам температурой нити — 2000 градусов по шкале Кельвина. Так, цветовая температура далека от оттенка солнечного света, что делает автолампу накаливания не самой приятной глазу человека. При более высоких температурах нить перегорает, а из-за оседания частиц вольфрама на стекле ограничивается прозрачность последнего. Таким образом, лампам накаливания свойственно затуманивание. В силу своей конструкции, классические автолампочки не позволяют фокусировать их световой поток отражателями. Такие приборы R2, но в магазине их не встретить — стоит признать, что место им в музее.

Галогенные лампы

Их появление лишило пользователей множества неудобств, связанных с использованием классических ламп. Улучшения начались с формы колбы, которая позволила сократить длину нити. Сама же конструкция из кварцевого стекла стала похожа на цилиндр. Полость таких автоламп наполняется инертным газом с парами галогена (йод, бром и прочие). Такой внутренний состав ламп позволил им совершать самоочищение, так как молекулы вольфрама попадают обратно на нить накаливания. Стеклянная поверхность постоянно пропускает много света, делая такие автолампы более практичными в эксплуатации. Именно галогенные осветители начали поддерживать более высокую температуру накаливания, изменив диапазон цветовой температуры до 2700–3000К.

Ксеноновые лампы (газоразрядные)

Такие осветительные приборы являются самой последней технологией в автомобилестроении. Схожие внешне с галогенными лампами, работают они иначе: колба, накачанная ксеноном, получает разряд, который провоцирует дугу электронов создавать свечение. Цветовая температура этой оптики самая высокая и на значении около 8000К излучает синий оттенок. Спектр света на отметке 5000–7000К похож на солнечный, что делает такие автолампы наиболее приятными для зрения. Их эффективность в разы выше ранее описанных, а долгий срок работы и надёжность обеспечены конструкцией: отсутствует нить накаливания, которая могла бы сломаться в случае тряски. Они разжигаются быстрее классических и дают далёкий и чистый свет.

В качестве минусов таких приборов отмечена потребность в стороннем оборудовании. Помимо этого, для разжигания требуется до 20000 вольт. Спорным качеством является и уровень света: с одной стороны, он повышает обзор хозяина машины, но с другой — может ослепить встречных водителей.

Ввиду сложной конструкции могут быть произведены только на заводе, что повышает их качество в целом, исключая шанс приобретения кустарных образцов.

Светодиодная оптика

Изначально в качестве автомобильные светодиодные лампы были использованы в верхних стоп-сигналах и задних фарах. Впервые белые светодиоды в освещении использовала фирма Audi в модели A8 W12 в 2004 году. Прошло чуть более десяти лет, но технология LED готова полностью заменить использующиеся на данный момент технологии. Ежегодно мощность светодиодов удваивается, что делает допустимым создание киловаттного устройства всего через 5 лет.

Преимуществами LED-технологии являются:

  • Устойчивость к вибрации и ударам;
  • Долгий срок службы;
  • Малые затраты энергии;
  • Высокий показатель яркости;
  • Экологическая чистота.

Для замены обычных ламп на светодиодные не нужно менять цоколь или покупать стороннее оборудование — достаточно просто узнать тип гнезда и свериться по таблице идентичности осветителей.

Разновидности диодных ламп для авто

Светодиодная лампа – это матрица одного из 4-х видов:

  • обычная
    (все диоды синие);
  • RGB
    (диоды красные, синие, зеленые);
  • SMD
    (диоды прикреплены к поверхности лампочки);
  • COB
    (диоды закреплены на плате).

На авто светодиоды ставятся в:

  • головные фары;
  • в противотуманные фонари;
  • передние/задние фонари стоп-сигналов и габаритов;
  • поворотники и фонари заднего хода;
  • салоны.

Место установки зависит от вида цоколя:

  • для
    головных фар чаще всего подходят лампочки с цоколем H4 или H7 (может быть так
    же H3,
    H11, HB3, HB4)
  • для
    противотуманок — H8, H10, H11;
  • для
    габаритов и указателей поворота — P21W, W5, P21, 14НР;
  • для
    основных сигналов поворотников — W5W, T10, T4W;
  • для
    фонарей заднего хода — W21W, T20;
  • для
    задних стоп-сигналов — P21 и 5W;
  • для
    салона — T5.

В фары ближнего света автомобиля ставят источники с мощностью 12 Вт и световым потоком от 1000 лм, обязателен радиатор. Для дальнего света мощность 17-20 Вт, световой поток от 1500 лм. Источники с цоколем H4 оснащаются двумя лампочками (для ближнего света на 1000 лм, для дальнего – на 1500 лм) с общей мощностью 17 Вт.

Для передних фар автомобиля предлагается
так же оптика без цоколя (HB4 и W5W), которая устанавливается в разъемы. Иногда
в продаже встречаются двухконтактные лампы 3х1W, состоящие из 3-х мощных диодов
и встроенного регулятора тока. Они отличаются повышенной светоотдачей.

Лампочки с цоколями T10, W5W T4W, кроме поворотников, ставят в передние габариты, багажники, подсветку номеров. С цоколем T10 производятся лампочки фистонного типа, пригодные для устройства освещения в салоне. В разъеме может быть фист на 31, 36 или 41мм.

В салоне лампы с цоколем T5 ставят в
кнопки и приборную панель. Они небольшие и многоцветные, матрица SMD. Источники
фистонного типа могут устанавливаться в плафон.

Виды и типы цоколей автомобильных ламп

Кроме обозначений лампочек есть еще и маркировка по присоединительному цоколю. Разные цоколи предотвращают установку лампочек в другие патроны. Существует несколько основных обозначений по цоколю:

  • P – наличие этой буквы в начале маркировки говорит о том, что у лампы фланцевый тип цоколя;
  • BA – так обозначаются цоколи штифтового типа, при этом штифты располагаются симметрично относительно друг друга;
  • BAY – в этом цоколе штифтового типа один из штифтов отличается по высоте;
  • BAZ – цоколь данного типа также относится к штифтовым моделям, только имеется смещение штифтов по радиусу и высоте;
  • SV – лампочка софитная, т.е. имеется два цоколя с противоположных сторон;
  • E – данный тип цоколя имеет резьбовую поверхность;
  • W – цоколь лампочки выполнен из стекла.

В обозначении может быть также зашифровано и количество контактов, которые имеет цоколь. Они обозначаются маленькими латинскими буквами:

  • s – такой цоколь имеет только один контакт;
  • d – в данном цоколе используется два контакта;
  • t – этот тип цоколей выполнен в трехконтактном варианте;
  • q – цоколь с четырьмя контактами;
  • p – присоединительный цоколь с пятью контактами.

Разновидности цоколей

Цоколевка автомобильных ламп в обязательном порядке должна учитываться при их выборе и заказе.

С защитным фланцем

Цоколь этого вида обозначается буквой Р. Применяются лампы с подобной маркировкой при сборке систем ближнего и дальнего света, противотуманных и комбинированного вида фар.

Софитные

Маркировка софитных источников света представлена буквенным обозначением SV. Для автоламп этого вида характерны цилиндрическая форма и длина корпуса до 40 мм. Чаще всего инженеры-конструкторы используют данный вид при конструировании компактных плафонов для фар. Лампы с цоколем SV входят в комплект оборудования приборов освещения в салоне автомобиля. Менее часто – для подсветки номерного знака или стоп-сигналов.

Штифтовые

Данный вид цоколя имеет 2 штифта, обеспечивающих жесткую фиксацию. В зависимости от типа они могут располагаться симметрично или со смещением. Используются лампы со штифтовой разновидностью для функционирования стоп-сигналов, поворотников и задних фар. Обозначаются маркировкой ВА, ВАZ и ВАY.

Cо стеклянным цоколем

Неметаллический цоколь обозначается маркировкой W. Как правило, она сопровождается цифрами, информирующими о размере основания в мм. Применяется в качестве освещения приборной панели, в габаритах и повортниках.

Новые виды цоколей

Учитывая возрастающую востребованность светодиодного освещения, производители ламп ведут активные исследования и разработки нового типа источников света. Специалисты стараются максимизировать такие характеристики светодиодов, как мощность, светоотдача, эксплуатационный срок. По прогнозам это самый перспективный вид ламп в настоящее время.

Маркировка цоколя

Цоколь — это элемент крепления лампы в патроне, который передаёт напряжение от проводки к механизму освещения и поддерживает герметичность колбы лампы. Многие модели являются газонаполненными, поэтому цоколь должен справляться с защитой весь срок службы, чтобы не допустить его выхода. В светодиодных осветителях цоколь служит исключительно для установки прибора в классическое гнездо, так как LED-технология не нуждается в герметичности.

Введение ГОСТ 2023-88 позволило отсеять огромное количество видов цоколей , оставив несколько основных категорий.

Цоколи ламп:

А — Автомобильная лампа обыкновенная.

АМН — миниатюрная автомобильная лампа.

АС — софитная.

АКГ — кварцевая галогенная лампа.

Т — цокольная миниатюрная.

R — оптика цоколем из металла.

R2 — колба имеет диаметр более 40 мм.

P — 15 мм цоколь и колба до 26,5 мм.

SV(C) — софитная автолампа с цоколями с обоих концов. Чаще всего они используются для освещения номеров.

BA — штифтовой тип конструкции, где каждый штифты имеют симметрию.

BAY — аналогичная предыдущей, но один штифт смещён по высоте.

BAZ — один из штифтов смещён по высоте и радиусу.

W — цоколь сделан из стекла.

Категоризация не по цоколю

Литера «H» говорит о галогенной наполненности лампы.

Y — Если буква указана в начале, то автолампа имеет оранжевый цвет колбы.

Краткие технические особенности

Цоколь лампы для авто – неотъемлемый элемент, который требуется для крепкой фиксации светильного аппарата в патроне устройства. Помимо всего, данная деталь обеспечивает беспрерывную подачу электроэнергии через свои контакты для подпитки светоприбора. Некоторые константные элементы предусматривают наличие газа, в результате неправильного подбора устройства может образоваться утечка.

Типы цоколей в рамках одного автомобиля

Цоколи подразделяются по виду контактных приспособлений и могут быть:

  1. С лепестками
  2. Монолитными площадками
  3. Проволочными штырьками.

Если дело касается диодных приспособлений, то фиксирование лампочек для авто не обязательно. В остальных типах автоламп, таких как галогеновые, ксеноновые и аппараты с методом накаливания, обязательно должно присутствовать герметичное соединение.

Каждая модификация цокольного элемента обладает индивидуальным индексом, который может различаться как буквенной символикой, так и цифрами. Все значения сообщают определенные параметры изделия. Чтобы понять расшифровку видов автомобильных лампочек, следует изучить таблицу и списки определений.

Маркировка по цоколю

Предназначение в краткой форме:

  1. Аппарат надежно удерживает светоприбор в патроне присоединительного типа.
  2. Является проводником электроэнергии, поступающей от источника до нитей накаливания.
  3. Обеспечивает герметизацию корпуса автолампы, защищающую устройство от влияния внешних факторов.

ВИДЕО: Основные виды цоколей

Как выбрать автомобильные лампы?

Не вся информация, указанная на упаковке, может дать исчерпывающую информацию об автолмапе. В основном это касается производителей: не секрет, что лампы китайского производства по качеству заметно уступают европейским аналогам. Но и лампы, изготовленные в одной стране разными производителями, также могут иметь разные качественные свойства.

Это зависит от используемых технологий и оборудования. Например, при несоответствии требованиям точности дозировки ксенона и галогена такая продукция будет служить меньше, чем лампы, изготовленные на заводе с высокоточными и современными станками. Это касается и откачки воздуха из колб. Производственные мощности некоторых компаний не позволяют оптимизировать этот процесс, в результате такой производитель допускает больший процент брака, а готовые лампы, которые попадают в продажу, также отличаются менее высоким качеством.

Вне зависимости от качества и стоимости ламп, их нельзя менять по одной. Светоотдача лампы падает на определенную микроскопическую величину каждый момент времени. Если по прошествии нескольких лет одна лампа сгорела, то при ее замене можно увидеть, что новая светит заметно ярче той, которая не менялась.

По этой причине лампы дальнего и ближнего света необходимо менять только парами. При замене остановочных и габаритных огней, а также указателей поворота это правило можно не соблюдать.

Сфера применения

Так как цветопередача ДНаТ достаточно низкая, то их не применяют для освещения жилых помещений, рабочих мест. Чаще всего натриевые источники света используются на улицах, они излучают яркий контрастный свет, повышая видимость на дорогах даже при тумане и снегопаде.

Сферы применения ламп ДНаТ:

  1. Системы освещения для больших территорий, широких улиц, шоссе, автомобильных магистралей.
  2. Фоновое освещение в туннелях, спортивных комплексах, аэропортах, железнодорожных вокзалах.
  3. Подсветка памятников и других архитектурных сооружений.
  4. Освещение цехов, складов, где уровень цветопередачи неважен.
  5. Искусственное освещение в питомниках для растений, теплицах, цветниках.

Системы освещения с использованием натриевых источников света показывают качественную работу, устойчивость к погодным условиям и высокую энергоэффективность.

При выборе осветительного элемента, нужно четко понимать, какую функцию он будет выполнять. Ведь нужно подобрать устройство с подходящей мощностью.

Для теплиц и оранжерей можно использовать лампы от 70 до 400Вт. В идеале натриевая лампа для растений должна иметь мощность 150 – 250Вт. Искусственное освещение повышает темпы роста и урожайность овощей, ягод, цветов и т. д.

С определенным ограничением для растений можно использовать лампочки на 400Вт. В таком случае осветительную аппаратуру нужно размещать на расстоянии 50 см от объекта. Использовать устройства с более высокой мощность запрещено, так как они просто сожгут растение.

В уличные фонари обычно устанавливают ДНаТ на 70 – 150Вт. При этом для осветительных устройств нужно подбирать элементы с такой же мощностью. Например, для светильников 150Вт подойдет лампочка с таким же значением.

В домашние светильники не рекомендуется устанавливать натриевые лампы даже с малой мощностью. Они плохо влияют на зрительный аппарат человека.

Понятие и функция цоколя

Цоколь является неотъемлемым элементом любой автолампы, предназначенный для надежной фиксации устройства в патроне. Этот компонент позволяет обеспечить передачу напряжения для осуществления питания устройства по контактам. В зависимости от вида, цоколи автомобильных ламп могут иметь газ, который позволяет предотвратить возможную утечку напряжения. Что касается основных контактов, то это так называемые лепестки, площадки, а также специальные проволочные штыри. Кроме того, данный компонент позволяет обеспечить более надежную герметизацию колбы от контакта с различными внешними раздражителями.

Отдельно нужно сказать о светодиодах. В случае со светодиодами ситуация немного другая — герметичность конструкции не требуется. Так что в светодиодах цоколевка не выполняет эту роль. На сегодняшний день светодиоды являются одним из наиболее популярных вариантов источников освещения.

Виды ламп

Виды лампочек по способу работы представляют в своей совокупности очень большой список разновидностей.

Лампа накаливания

Свет у такой лампочки излучается телом накала, в качестве которого используется тугоплавкий металл (например, вольфрам, выдерживающий до 3200 градусов по шкале Цельсия). Для долговечности внутрь стеклянной части лампочки при изготовлении запускается инертный газ типа аргона. Поверхность лампы накаливания может быть обычной, зеркальной либо матовой. Достоинством такого вида лампочки освещения является прекрасный индекс цветопередачи, комфортный для людей и похожий на солнечный.

Светодиодные

LED-лампы или светодиодные лампочки работают на полупроводниковых кристаллах, превращающиеся в яркий свет в процессе перехода «p-n». Чаще всего обычные, пользующиеся популярностью светодиодные лампы имеют около пяти диодов в одном источнике света.

Видео описание

Посмотрите полезное видео о светодиодных лампочках:

Галогенные источники света

Галоген-лампы имеют форму трубки, применяются для решения дизайнерских задач при работе над стилем натяжного потолочного покрытия. Галогеновые лампочки содержат в своей конструкции рефлектор в форме диска, выполняющий функцию регулировки направления пучков света. Отличительной особенностью «галогенок» является постоянная невысокая температура. Эти лампы не нагреваются, поэтому безопасны при использовании именно для натяжных потолков. Кроме этого, они не испускают никаких вредных для человека или животных веществ.

Люминесцентные

Эти лампочки имеют покрытую люминофором внутреннюю поверхность. Пространство в центре такого источника света заполняется газом в смеси с небольшим количеством ртути в виде пара. Принцип действия люминесцентных ламп состоит в следующем. Внутрь лампы посылается заряд, превращающийся в волны ультрафиолета, покрытие из люминофора реагирует ровным, ярким, постоянным свечением. Различают компактные и линейные лампы.

Газоразрядные

Эти лампы работают на энергии электрической дуги, возникающей внутри них. Используются для создания мощного источника света. Требуют большого слоя люминофора, чем предыдущий вид.

Газоразрядная лампаИсточник yunimag.ru

Энергосберегающие источники света

Энергия, потребляемая этими лампочками, может быть в несколько раз больше, чем у некоторого количества неэкономных лампочек старого образца. При этом на рынке можно купить энергосберегающие экземпляры с практически любым диаметром цоколя. Все они будут служить от 25 до 100 тысяч часов.

Филаментные

Филаментные лампы выглядят очень странно, но привлекательно со своими жёлтыми «палочками» и полосочками внутри стеклянной колбы (диодами), поэтому сейчас они имеют возросшую популярность. Конструкция этого типа осветительных приборов предполагает наличие таких элементов:

  • рассеивателя (деталь из специального стекла);
  • нитевидных светодиодов, драйвера (для безопасной работы при перепадах напряжения в сети);
  • цоколя (выполняется только из специального инновационного стойкого материала).

Неотразимые филаментные лампочкиИсточник www.ecostarlighting.com.cn

Ещё отличия лампочек друг от друга…

Виды лампочек по показателям цветового потока различаются так: белый дневной свет (применяется для освещения таких процессов, как наложение макияжа, рисование картин и т.д.); холодный голубоватый (измеряется в 640 Кельвин и применяется больше всего в уборных, туалетах, подсобных, полуподвальных помещениях); жёлтый (создаёт уютную обстановку в помещении с преобладанием естественного света).

Лампочки различаются мощностью, способом извлечения света, формой цоколя, количеством, цветом поверхности и плотностью вырабатываемого света. Чтобы разобраться во всём многообразии продаваемых на рынке источников света, они маркируются в соответствии со своим видом и другими важными пользовательскими показателями.

Ксенон или галоген?

Еще несколько десятилетий назад существовал всего один вид ламп, в которых использовалась вольфрамовая нить. Такие автолампы отличались средней мощностью, не очень большим светопотоком, а срок их службы составлял не более 1 000 часов.

Позже на рынке автомобильных аксессуаров и запчастей появились галогенные лампы: в них используется газ галоген, который делает работу лампы более эффективной. К недостаткам таких изделий можно отнести лишь необходимость в бережном отношении. Более энергоэффективные ксеноновые лампы для автомобилей светят в два раза ярче галогенных, а их свет по своим свойствам приближен к дневному свету. Это позволят создать равномерное освещение, от которого не устают глаза.

Это безопасные и долговечные лампы, которые не имеют нити накаливания. В конструкции лампы присутствуют два электрода, между которыми возникает электрическая дуга: она и служит источником света. Такие фары стоят дороже галогеновых, но при этом могут прослужить в несколько раз дольше.

Модификации оптики и патронов

На данный момент чаще всего в сфере автомобилестроения и реализации запчастей встречаются продукты с иными обозначениями. Обновленные правила создания символики положительно повлияли на образование уникального индекса, соответствующего стандартизированным нормативам ЕСЕ.

Список с картинками — основные типы автомобильных ламп

Чтобы было проще разобраться в товаре, каждый элемент обозначается следующей аббревиатурой:

  • H – символ обозначает галогеновые светоприборы;
  • W — продукт, в комплектацию которого входят компоненты, состоящие из стекла;
  • R – галогенные лампы с цокольным составляющим и колбой, диаметр которых равен 15см;
  • Y – сокращенное обозначение светового устройства для авто, в котором присутствует колба оранжевого оттенка;
  • T — лампы на транспорт данной модификации имеют компактные размерные параметры.

Кроме того, существуют типы цоколей автомобильных ламп, отличающиеся индивидуальным количеством контактных элементов, которое варьируется в пределах от 1 до 5 единиц.

Разнообразие подразделений классификации можно определить по списку с картинками. Однако следует знать, что каждый вид изделия полностью зависит от технических характеристик крепления.

Разновидность по цоколю

В работе автомобильные лампочки подвержены сильной вибрации. В связи с этим все элементы конструкции имеют повышенную прочность, а посадочное гнездо для цоколя оснащено зажимом или пружинными контактами. Все виды цоколей автомобильных ламп абсолютно не схожи с бытовыми аналогами. Поэтому, кроме указания типа автолампы, обязательно приводится маркировка по цоколю.

С защитным фланцем

О наличии фланца свидетельствует символ «P», с которого начинается код цоколя (H4-P43t). С фланцем выпускаются мощные лампы для головных фар. Например, популярные модели, устанавливаемые в фары ближнего, дальнего света и ПТФ с цоколями H3,H4, H7, HB3, HB4. Также сюда входят менее востребованные – H1, H12, R2 и многие другие.

Софитные

Данный тип цоколя обозначается как «SV». Автолампа имеет цилиндрическую форму длиною 30-40 мм с двумя цоколями по краям. Такая конструкция позволяет сэкономить внутреннее пространство и минимизировать размер плафона. Наибольшее применение они нашли в освещении салона, где светильники встраивают в обивку. Также софитные источники света используют в подсветке регистрационного знака и стоп-сигналов (например, C5W-SV8.5-8).

Штифтовые

Эти лампы имеют гладкий цилиндрический цоколь с двумя симметрично «BA» или асимметрично «BAY» «BAZ» расположенными штифтами для жесткой фиксации. Смещение штифтов необходимо для того, чтобы исключить возможность установки лампочки другого типа, например, белой вместо жёлтой. Надпись: «PY21W-BAY15s» означает, что данная лампа с желтой колбой, имеет цоколь штифтового типа диаметром 15 мм с одним контактом, мощностью 21 Вт.

Со стеклянным цоколем

Кодировка полностью стеклянных световых приборов начинается с буквы «W», за которой следует размер цокольной части в миллиметрах (W21W-W3x16d). Они очень практичны, и востребованы во многих автомобильных фонарях: указатели поворота, габариты, приборная панель и пр.

Новые виды цоколей

Разъёмные соединения нового формата разрабатываются, как правило, для светодиодных ламп. Их появление объясняется попыткой продвижения светодиодной продукции, а также является своеобразной защитой драйвера от монтажа осветительных приборов другого типа.

Индивидуальная классификация и маркировка

Помимо уже указанных аббревиатур устройств, предназначенных для освещения, аппараты обладают индивидуальной классификацией и маркировкой, которая создается на основе типа присоединительного патрона.

Из основных разновидностей производители выпускают продукцию по следующим категориям:

  1. BA – штифтовой тип фиксирующего элемента;
  2. G – изделие в виде штыков, подходящее для большинства видов ламп, начиная от галогенных маленьких и заканчивая потолочными люминесцентными;
  3. W – изготавливают преимущественно из ударопрочного стекла. Контакты пронизываются через корпус колбы и достаются наружу. Сфера применения распространяется только на подворотники автотранспорта;
  4. BAZ – штифтовые приборы с незначительными смещениями основных составляющих в диаметре;
  5. P – применяется для оснащения светоприбора фланцевым цоколем. Комплектация внутренней части колбы предусматривает наличие линзы, которая направляет лучи на необходимую территорию;
  6. BAY – стандартный продукт штифтового класса;
  7. E – устройство обладает резьбовым элементом, который является наиболее востребованным среди владельцев авто. Изначально аппарат применялся вместе со световым источником накаливаемого вида, однако сейчас область использования охватила и энергосберегающий продукт.

Существуют и другие разновидности цоколей светодиодных ламп и галогенных:

Аббревиатура Обозначение
F Оснащенный одним штырем
K Обладает кабельными соединительными составляющими
R В комплектацию входит утопленный контакт, предусматривающий работу с высоким температурным режимом и мощностью. Зачастую выступает в качестве небольшого кварцевого, галогенового устройства
S Главное составляющее – софитный цокольный элемент. Располагается с одной стороны корпуса
T Телефонный — применяется для оснащения панели управления освещением
A Цилиндрический цокольный прибор
B Обладает рифленым вкручивающим составляющим
C Выпускается с индивидуальными формами

Количество контактов светотехники определяется такими символами:

  • S – 1;
  • D – 2;
  • T – 3;
  • Q – 4;
  • P – 5.

Картинки с обозначениями помогут наглядно запомнить все индивидуальные особенности изделий и подобрать наиболее подходящий вариант. Перечисленные списки желательно знать каждому автовладельцу, но если нет времени и желания разбираться в модификациях устройств, можно просто сохранить изображения.

Как выглядит каждая лампа и где она применяется

Задняя оптика авто — разновидности

При подборе определенной модели следует обращать внимание как на классификации и характеристики устройства, так и на составляющие комплектации. ВИДЕО: Какие лампы ставить в фары

ВИДЕО: Какие лампы ставить в фары

Маркировка

Выбирая лампы для автомобиля необходимо принимать во внимание:

  • условия применения (дальний и ближний свет, противотуманки, салон, поворотники, габариты);
  • марку авто;
  • данные силовой установки.

Наиболее востребованными в сфере автомобилестроения являются галогенные и ксеноновые лампы. В последнее десятилетие неплохо себя зарекомендовали и светодиоды.

Комбинированная разновидность автоламп появилась на рынке не так давно. Она представляет собой конструкцию с 2-мя спиралями, каждая из которых может выполнять свою автономную функцию.

Для облегчения процесса выбора производители ввели маркировку – буквенное и цифровое обозначение, позволяющее точно определить тип источника света и его размеры.

Стоит отметить, что отечественная, американская и европейская маркировка автомобильных ламп по типу цоколя может отличаться.

Америка и Европа

Европейская и американская классификация ламп (ЕСЕ) представлена в буквенных обозначениях:

  • Т (миниатюрная цокольная) – используется чаще всего в габаритах;
  • R (цоколь d=1,5 см и колба – до 19 мм) – также для габаритных огней;
  • R₂ (лампа накаливания того же диаметра, но с колбой 4 см) – ранее применялась для оборудования системы дальнего и ближнего света, сейчас не используется;
  • H – галогенная;
  • Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка (в случае если буквенная маркировка стоит перед числовым значением);
  • BA – штифтовая (с симметричными штифтами);
  • ВАY – штифтовая (со смещением по высоте);
  • ВАU – штифтовая (со смещением по радиусу);
  • ВАZ – штифтовая (со смещением по высоте и радиусу);
  • S – софитная – применяется для подсветки салона;
  • E – с винтовой резьбой основания;
  • X – нестандартная конструкция;
  • Р – (с основанием d=1,5 см и колбой – 26,5 мм) – для поворотников и стоп-сигналов;
  • Р – в случае постановки в начале кода маркировки – фланцевая;
  • W – мощность (60W);
  • W – латинская буква в начале кода обозначает наличие стеклянного цоколя (используется для подсветки номера).

СНГ

Отечественная маркировка разработана на основе ГОСТов (№2023.01-38). Согласно этому все виды ламп для авто обозначены как:

  • А – обыкновенная;
  • АМН – автомобильная миниатюрная;
  • АС – софитная;
  • АКГ – кварцевая галогенная;
  • Т – миниатюрная;
  • R – с цоколем из металла;
  • R2 – с колбой из стекла d свыше 40 мм;
  • Р – с основанием в 15 мм и колбой не более 26,5 мм;
  • SV(C) – софитные двухцокольные;
  • H – галогенные;
  • Y – обозначение стеклянной колбы оранжевого оттенка;
  • ВА – симметричные штифтовые;
  • ВАY – штифтовые (со смещением по высоте);
  • ВАZ – штифтовые (со смещением по высоте и радиусу);
  • W – с цоколем из стекла.

Разработана и классификация количества подключаемых контактов:

  • S – 1 контакт;
  • D – 2 контакт;
  • T – 3 контакта;
  • Q – 4 контакта;
  • P – 5 контактов.

Любому автолюбителю значительно легче подобрать лампу для своего транспортного средства, если он умеет расшифровывать обозначения.

Основные выводы

При починке фары обязательно необходимо знать тип цоколя автомобильной лампы, которой она оборудована.

  1. Маркировка элементов может осуществляться по отечественной (ГОСТу) или европейской системе в зависимости от производителя.
  2. Буквенное обозначение информирует о виде лампы и типе цоколя, а цифровое о его размере или диаметре.
  3. Классификация может производиться и по числу контактов.
  4. В автофарах чаще всего применяются галогенные, газоразрядные и светодиодные виды ламп.
  5. Тип цоколя может определить назначение источника света при оборудовании систем освещения автомобиля.

В современном автомобилестроении все больше внимания уделяется светодиодам и все меньше классическим лампам накаливания. Новые модели машин предъявляют более высокие требования к техническим характеристикам не только конструкции фар, но и используемых в них ламп.

Предыдущая
Цоколи и патроныКак выбрать лампу с цоколем типа G13
Следующая
Цоколи и патроныОсобенности цоколя е14 для ламп и его отличия от e27

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector