Схема электрооборудования зил 131 цветная

Проблемы в работе стартера

Несмотря на то, что в схеме подключения стартера на деталь оказывается меньше нагрузки, чем на другие системы и углы ТС, даже при малых нагрузках не исключена поломка. Вероятные неполадки:

  1. Медленно вращается коленчатый вал. Это происходит из-за высокой вязкости масла, окисления контактов кабеля, уменьшения заряда внешнего источника.
  2. Не осуществляется подключение механизма. Причин бывает несколько: поломка реле, контактов, нарушение схемы.
  3. Неприятные звуки в шестерне появляются из-за некорректного замыкания контактов в схеме.
  4. Работа якоря не инициирует движение коленвала. Такое явление происходит вследствие буксировки муфты или препятствий в перемещении элемента по валу.
  5. Чересчур долгое подключение стартера ЗИЛ 131 обусловлено заеданием замка зажигания или обмотки, а также неправильным функционированием контактов, нарушением их схемы.
  6. Лишний шум при работе может возникнуть ввиду ослабления соединения деталей или замедленного выхода шестерни.

Рекомендуется не допускать поломок устройства, поскольку при его полном выходе из строя хозяину придется заплатить немало денег.

Из материала стало известно, что представляет собой стартер ЗИЛ 131 согласно базовой схеме, каково его предназначение и как подключить механизм. Деталь довольно надежна и долговечна. При грамотном подключении по схеме, а также своевременном и должном обслуживании она прослужит десятки лет.

=>

Грузовик ЗИЛ 131 в течение многих лет применялся в качестве военной техники. По прошествии времени он стал все чаще применяться в сельскохозяйственных работах. В материале описана схема подключения стартера ЗИЛ 131 и факторы, влияющие на его работу.

ЗИЛ ЗИЛ 131 Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131Н и седельного

114-3733024
Реле электромагнита типа РС523 в сборе
Поиск по номеру
130-3721062
Устройство контактное с крышкой в сборе
Поиск по номеру
130-3722105
Предохранитель 6А
Поиск по номеру
130-3722210
Предохранитель 7,5А
Поиск по номеру
130Т-3704010-А
Выключатель зажигания типа ВК350 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3708110-А
Реле включения стартера типа РС502 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3709010
Переключатель света центральный типа П44-А в сборе
Поиск по номеру
130Т-3709060-20
Переключатель указателей поворота типа П105А-01
Поиск по номеру
130Т-3714010-Б
Плафон кабины типа ПК201 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3715010-А1
Лампа переносная типа ПЛТ67-А в сборе
Поиск по номеру
130Т-3715060-А
Лампа подкапотная типа ПД308-А в сборе
Поиск по номеру
130Т-3721020-02
Сигнал звуковой типа С311-01 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3723043
Панель соединительная четырехконтактная типа ПС2-А2 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3726038
Фонарь сигнальный типа УП101 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3730010
Электродвигатель отопителя типа 192.3730 в сборе (35 Вт)
Поиск по номеру
130Т-3730166
Сопротивление электродвигателя дополнительное типа СЭ300 в сборе
Поиск по номеру
130Т-3803021
Контрольная лампа типа ПД20-Е
Поиск по номеру
130Т-3806040-01
Датчик указателя уровня топлива типа БМ117-Д-Т в сборе
Поиск по номеру
130Т-3808012
Датчик указателя температуры воды типа ТМ-100-В в сборе
Поиск по номеру
130Т-3808014
Датчик лампы перегрева воды в радиаторе типа ТМ-102 в сборе
Поиск по номеру
131-3702010-11
Реле-регулятор типа РР132А в сборе
Поиск по номеру
131-3703010-А
Аккумуляторная батарея типа 6СТ-90ЭМ (с электролитом) в сборе
Поиск по номеру
131-3703140
Выключатель массы аккумуляторной батареи типа ВК318-Б
Поиск по номеру
131-3705050-Б
Резистор цепи катушки зажигания СЭ326
Поиск по номеру
131-3706010-20
Датчик-распределитель 43.3706 в сборе
Поиск по номеру
131-3707010
Свеча зажигания типа СН307-В в сборе
Поиск по номеру
131-3708010-01
Стартер типа СТ2А в сборе
Поиск по номеру
131-3709036
Переключатель света фар ножной типа П53
Поиск по номеру
131-3710136-Б
Выключатель типа ВК-403 в сборе
Поиск по номеру
131-3710142
Выключатель типа ВК38-Б в сборе
Поиск по номеру
131-3710600-01
Выключатель управления реле типа 4607.3710 в сборе
Поиск по номеру
131-3711010-А
Фара типа ФГ122П в сборе
Поиск по номеру
131-3712010-Б
Фонарь передний типа ПФ133А в сборе
Поиск по номеру
131-3713230-Б
Патроны ламп освещения приборов с проводами типа ПП126-К в сборе
Поиск по номеру
131-3714320
Фонарь освещения кабины типа ФП12-Б в сборе
Поиск по номеру
131-3715020
Штепсельная розетка типа ПС400 в сборе
Поиск по номеру
131-3716010-Б
Фонарь задний типа ФП133А
Поиск по номеру
131-3717010
Фонарь освещения номерного знака типа ФП134 в сборе
Поиск по номеру
131-3720010-А2
Выключатель сигнала торможения типа ВК13-Б в сборе
Поиск по номеру
131-3721300-А
Сигнал-зуммер типа С205-Б в сборе
Поиск по номеру
131-3727012-А
Фара-прожектор типа 17.3711 с рукояткой в сборе
Поиск по номеру
131-3733010
Электромагнит привода воздушного клапана типа РС326 в сборе
Поиск по номеру
131-3734010
Коммутатор транзисторный типа ТК200 в сборе
Поиск по номеру
131-3734012
Вибратор аварийный типа РС 351 в сборе
Поиск по номеру
131-3810090-Б
Манометр давления воздуха в шинах типа МД223-Б в сборе
Поиск по номеру
131-7904044
Фильтр конденсаторный типа ФР132
Поиск по номеру
150Ю-3713240
Патрон контрольной лампы
Поиск по номеру
150Ю-3713300
Переключатель типа П20-А2 в сборе
Поиск по номеру
150Ю-3715020
Штепсельная розетка типа 47К в сборе
Поиск по номеру
150Ю-3722150
Предохранитель термобиметаллический типа ПР2-Б
Поиск по номеру
150Ю-3723032
Панель соединительная трехконтактная типа ПС1-А2 в сборе (для моделей 131Н и 131НА с односкоростной коробкой отбора мощности)
Поиск по номеру
150Ю-3723076
Панель двухконтактная типа ПС4-А2 в сборе
Поиск по номеру
152Ю1-7904030
Фильтр радиопомех цепи катушки зажигания типа ФР82-Ф в сборе
Поиск по номеру
155Ю-3713300
Выключатель типа ВК26-А2 в сборе
Поиск по номеру
157Г-7904200
Конденсатор электродвигателя отопителя типа КБП-С 125-40-1 +/-20%
Поиск по номеру
157КЮ-3730020
Электродвигатель вентилятора типа МЭ11 в сборе
Поиск по номеру
164Ю-3716110
Розетка штепсельная прицепа типа ПС300А-100 в сборе
Поиск по номеру
164Ю-3723079
Панель соединительная пятиконтактная типа ПС5 в сборе
Поиск по номеру
164Ю-3726026
Прерыватель указателей поворота типа РС57 в сборе
Поиск по номеру
164Ю-3803025
Контрольная лампа указателей поворота типа ПД20-Д
Поиск по номеру
375-3701010
Генератор типа Г287Б в сборе

Установка зажигания ЗИЛ-130

Устанавливать зажигание при сборке двигателя, а также на двигателях, с которых снимались распределитель и привод распределителя, необходимо в следующем порядке:

  1. Установить поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке такта сжатия, для чего повернуть коленчатый вал до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе установки зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальных чисел оборотов (положение а на рисунке).
  2. Расположить паз на валу привода распределителя в сборе так, чтобы паз был параллелен риске на верхнем фланце корпуса привода распределителя. В таком положении надо вставить привод распределителя в гнездо блока, причем перед началом указанной операции необходимо расположить отверстия в нижнем фланце корпуса привода точно над резьбовыми отверстиями под болты крепления корпуса распределителя к блоку.После того как привод распределителя станет на свое место, угол между осью паза на валу привода и осью, соединяющей отверстия на верхнем фланце корпуса распределителя, должен быть в пределах ±15°.При большем угле следует переставить шестерню привода относительно шестерни распределительного вала на один зуб, сохраняя величину угла в заданных пределах. При этом паз на валу привода должен быть смещен к переднему концу двигателя.Если при этом корпус привода не удается установить так, чтобы не было зазора между его нижним фланцем и фланцем на блоке (что говорит о несовпадении шипа на валу привода распределителя и паза на валу масляного насоса), необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота с одновременным легким надавливанием на корпус привода распределителя.
  3. Повернуть коленчатый вал двигателя на величину установочного угла опережения зажигания; для этого, вращая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, совместить в конце второго оборота отверстие в шкиве коленчатого вала с риской 9 на указателе установки момента зажигания (положение б на рисунке).
  4. Освободить болт крепления пластины к распределителю и вставить распределитель в гнездо привода распределителя так, чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом случае электрод ротора будет находиться против клеммы первого цилиндра на крышке распределителя.
  5. Снять крышку с распределителя, устранить зазоры в цепи его привода (взявшись за бегунок, повернуть до упора вал распределителя против часовой стрелки), включить зажигание и поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до появления искры между концом центрального провода, идущего от катушки зажигания, и массой (зазор между концом провода и массой должен быть 2—3 мм).

    При таком положении корпуса распределителя следует затянуть болт крепления пластины к распределителю.

  6. Проверить правильность установки проводов в крышке распределителя в соответствии с порядком зажигания в цилиндрах (1—5—4—2—6—3-7-8).

Перед установкой зажигания проверить и, если требуется, отрегулировать зазор между контактами прерывателя, а также совместить указательную стрелку верхней пластины октан-корректора с риской О на нижнем пластине.

Установку зажигания в двигателях, с которых снимался распределитель для регулировки и ремонта, но не снимался привод распределителя, нужно производить в соответствии с указаниями пп.3-6.

Установку зажигания на двигателях, на которых снимался ни распределитель, ни его привод, необходимо производить в соответствии с указаниями пп.3, 5, 6, немного отвернув перед операцией, указанной в п.5, болт крепления пластины к распределителю.

Установку зажигания на двигателе в соответствии с применяемым сортом топлива необходимо уточнить с помощью шкалы на верхней пластине распределителя (шкала октан-корректора) путем дорожных испытании автомобиля с грузом до появления детонации следующим образом:

  1. Прогреть двигатель и двигаться по ровному участку дороги на прямой передаче с установившейся скоростью.
  2. Резко нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой и держать ее в таком положении до тех пор, пока скорость возрастет до 60 км/ч. При этом надо прислушиваться к работе двигателя.
  3. При сильной детонации на указанном в п.2 режим работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить указанную стрелку верхней пластины по шкал в сторону знака «—».
  4. При полном отсутствии детонации на указанном в п.2 режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора переместить стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмеченную «+».

В случае правильной установки зажигания при разгоне автомобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40-45 км/ч.

Виды систем зажигания

Любые СЗ независимо от типа привода подразделяются на три типа:

  1. Контактный. Такой тип системы является устаревший, на сегодняшний день он встречается не так часто, обычно контактные СЗ используются в автомобилях отечественного производства. Принцип функционирования в данном случае заключается в создании электрических сигналов, образующихся благодаря распределителю.
  2. или БСЗ, которая также именуется транзисторной. Принцип работы основан на функционировании коммутатора.
  3. Электронный вариант является одним из наиболее современных и дорогих по стоимости устройств, которые устанавливаются только на новые машины. Такой тип полностью отличается от двух описанных выше, поскольку обладает более сложной конструкцией, отвечающей не только за момент зажигания, но и прочие параметры машины.

Контактная система зажигания

Зажигание в разобранном виде для ЗИЛ 130

Такой СЗ с приводом встречается достаточно часто сегодня, поскольку старые отечественные автомобили используются в нашей стране до сих пор миллионами автолюбителей. Одним из основных достоинств такой СЗ является надежность. Из-за того, что  конструкция системы довольно простая, сама контактная часть очень редко ломается. Однако, если механизм выходит из строя, произвести ремонт узла даже своими руками будет не так сложно, поскольку все детали стоят не дорого, а сам ремонт довольно простой.

Следует также отметить, что такой узел состоит из таких элементов: АКБ, генератор, катушка зажигания, привод, свечи, распределитель и прерыватель, конденсатор. Принцип работы данного узла довольно простой — на СЗ передается напряжение от генераторного устройства. В тот момент, когда такт сжатия близится к концу, на контактах свечки появляется искры, поджигающая топливо.

Бесконтактный тип системы

Новый бесконтактный узел в разобранном виде

Большая часть современных машин невысокой и средней стоимости российского производства оборудуются бесконтактной СЗ.

По сравнению с контактной, это тип обладает определенными достоинствами:

  1. Искра, которая вырабатывается, обладает более высокой мощностью, получаемой в итоге увеличенного напряжения на вторичной обмотке.
  2. Бесконтактная СЗ оборудуется электромагнитным генератором, благодаря которому достигается стабильное функционирование и передача энергии во все необходимые механизмы. Соответственно, это положительно влияет на сохранение и выработку силовым агрегатом большей мощности. При правильной работе мотора можно достичь экономии бензина.
  3. Удобство в плане технического обслуживания. Бесконтактная СЗ требует единственного условия для того, чтобы обеспечить ее нормальную работу и долгий ресурс эксплуатации — вал привода трамблера необходимо периодически смазывать. Специалисты рекомендуют осуществлять эту процедуру не реже, чем каждые 10 тысяч км пробега.

Единственным недостатком является сложность ремонта в случае поломки узла. Чтобы произвести ремонт своими силами, необходимо будет правильно осуществить диагностику поломки, а для этого требуется специальное оборудование. Как показывает практика, решить неисправность своими руками всегда практически невозможно.

Электронный тип системы

Электронный вариант СЗ с приводом ставится сегодня на все современные авто европейского, азиатского, а также американского производства. В результате установки этой СЗ у водителя отпадает необходимость регулярной диагностики контактов на предмет окисления и решения проблем с перебоями в работе зажигания. Следует отметить, что угол опережения в электронном варианте всегда настроить легче, вторичное напряжение на практике всегда функционирует более стабильно. Более того, горючая смесь в цилиндрах силового агрегата почти всегда сгорает полностью.

Катушка зажигания и прочие элементы электронной системы в разобранном виде

Разумеется электронный вариант также имеет некоторые недостатки. К примеру, осуществить ремонт своими силами такого типа СЗ фактически невозможно. Для диагностики потребуется современное оборудование, которое есть только на СТО.

Особенности электрооборудования

Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:

  1. Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
  2. Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
  3. Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
  4. Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.

Бесконтактная система зажигания

На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:

  1. В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;
  2. В бесконтактной – в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
  3. Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.

В свою очередь, электронная схема состоит из:

  1. преобразователя напряжения, заряжающего накопительный конденсатор;
  2. электронного ключа, подключающего данный конденсатор к катушке зажигания.

Особенности и недостатки бесконтактной системы

Недостатком бесконтактной системы в те годы являлся дефицит электронных компонентов и их надежность при многолетнем использовании в суровых условиях.

Применительно к ЗИЛ 131:

  1. проводка ЗИЛ 131 выполнялась экранированной, однако ее качество оставляло желать лучшего;
  2. на автомобилях первых лет выпуска не удавалось обеспечить длительность импульса конденсаторов;
  3. конструктивная сложность применяемых тиристоров и транзисторов требовала дополнительного обучения автомехаников и водителей.

https://youtube.com/watch?v=h8uhNvVhtEI

Особенности электрооборудования

Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:

  1. Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
  2. Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
  3. Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
  4. Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.

Бесконтактная система зажигания

На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:

  1. В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;
  2. В бесконтактной – в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
  3. Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.

Двигатель ЗИЛ 130 – устройство

В состав устройства входят такие элементы:

Остов мотора.

Остов, мотора по размерам больше остальных деталей, изделие используется как основа, на которую крепят узлы. Сплав изделия, чугун повышенного качества. В основу ставятся мокрые цилиндры, уплотнённые вверху для предотвращения сдвига по оси, нижняя часть зажимается резиновыми обручами. Пустоты, в которых циркулирует жидкость, разделены сечениями, образующими закрытые полости для увеличения жёсткости. Конструкция добивается ресурса на уровне 200000км пробега.

  • Толщина / высота цилиндра, (мм) -7,5/188,5;
  • Материал верхней вставки и глубина установки, (мм) – чугун стойкий к коррозии, 50.

Остов мотора:

Вытеснитель.

Вытеснитель трансформирует газовый напор в функционирование механизма. Делается это с участием пальца вытеснителя, шатуна и коленчатого вала. Сплав изделия – алюминий, верх имеет канавки, для монтажа колец. Низ вытеснителя служит направлением для перемещения цилиндром. Низ оснащён утолщениями с отверстием, в которое устанавливают палец. Что бы минимизировать трение, верхнюю прорезь кольца размещают в обруче из чугуна. Для притирки, вытеснители покрывают оловом.

  • Сечение вытеснителя, (мм) – 100,00;
  • Компрессионное возвышение (мм) – 62,4;
  • Вес, (г) – 800.

Поршень, гильза, палец мотора:

Палец вытеснителя.

Предмет предназначен для сочленения вытеснителя и шатунной головы. Материал изготовления пальца – сталь, которую закаляют высокочастотными токами. Визуально изделие выполнено, в виде пустотелого цилиндра, на моторе предусмотрены «плавающие» пальцы, это говорит о том, что деталь вертится в местах фиксации, что бы уравновесить стирание. Что бы торцы поршневого пальца не повредили поверхность цилиндра, перемещение по оси ограничено стальными обручами, закреплёнными в приливах вытеснителя.

  • Наружное/внутреннее сечение цилиндра, (мм) – 28/19;
  • Длина пальца, (мм) – 82.

Палец вытеснителя мотора:

Разборка стартера

Стартер нужно разбирать в следующем порядке.

  1. Отвернуть гайку и отсоединить вывод от выводит болта реле стартера.
  2. Отвернуть три винта и снять кожух.
  3. Отвернуть винты крепления ярма реле к крышке стартера и снять реле.
  4. Вынуть щетки из щеткодержателя.
  5. Отвернуть стяжные шпильки стартера.
  6. Снять крышку со стороны коллектора, предварительно отсоединив изолированные щетки от щеткодержателей.
  7. Снять корпус стартера.
  8. Отвернуть гайку, крепящую ось рычага, вывернуть ось и вынуть рычаг.
  9. Вынуть якорь с приводом в сборе из крышки со стороны привода.
  10. Снять с вала якоря упорную шайбу и, отодвинув вправо упорное кольцо, снять с вала с помощью отвертки замковое кольцо, затем снять якорь с вала.
  11. Для осмотра контактов тягового реле отвернуть гайку с выводного болта обмоток реле и гайку с контактного болта; отвернуть три винта, крепящие контактную крышку, и вынуть плунжер вместе с контактным диском.

Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130

Система электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130 однопроводная. Отрицательные клеммы источников тока соединены с массой автомобиля. Номинальное напряжение 12 В. На автомобиле применяются провода низкого напряжения типа ПГВА и высокого напряжения типа ПВВ.

Проверка проводов на исправность изоляции проводится внешним осмотром. При обнаружении оголенного места на проводах низкого напряжения надо его изолировать (обмотать) изоляционной лентой. Провода высокого напряжения с пробитой изоляцией заменяются новыми и ремонту не подлежат.

Для определения обрыва провода нужно применять пробник с контрольной лампочкой. Для выявления места обрыва провод с пружинным наконечником присоединяют к массе, а острием наконечника начинают касаться зажимов цепи в направлении от неработающего прибора к аккумуляторной батарее. При большом расстоянии между зажимами или при их отсутствии можно прокалывать изоляцию провода острием наконечника.

Проверка ведется до тех пор, пока лампочка не загорится. Место обрыва провода будет находиться между точкой касания, в которой лампочка загорелась, и ближайшей к ней точкой, где лампочка еще не горит. Оборванный провод надо заменить. В качестве временной меры можно соединить концы оборванного провода и обмотать место соединения изоляционной лентой.

При замыкании провода на массу следует проверить изоляцию провода. Так как цепь многих потребителей тока защищена предохранителями, то обычно цепь, в которой произошло замыкание, немедленно размыкается соответствующими предохранителями.

Для устранения замыкания внимательно осмотреть все провода и обнаруженные участки с поврежденной изоляцией обернуть изоляционной лентой.

Для поддержания электропроводки в исправном состоянии и предупреждения перетирания проводов необходимо очищать провода от грязи и пыли, проверять скобы крепления проводов.

autoruk.ru

Предохранители

В системе электрооборудования автомобилей ЗИЛ 131 и 130 могут быть установлены следующие предохранители:

  • биметаллический предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием в цепи наружного освещения и ламп освещения приборов, расположен на центральном переключателе света (под приборной панелью);
  • предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием для цепей звукового сигнала и переносных ламп; установлен на отдельной панели за щитком кабины слева;
  • блок предохранителей с автоматическим замыканием (два предохранителя на 6/7,5А каждый) в цепях питания электродвигателя отопителя, контрольно-измерительных приборов и прерывателя указателей поворота; установлен на той же панели, что и предохранитель звукового сигнала (на более ранних годов выпуска отсутствовал).

Более подробно смотрите на схема.

Принципиальная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ 130

Автоэлектроника

На рисунке ниже приведена принципиальная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130.

Защита цепи электродвигателя 16 отопителя, контрольных приборов и сигнальных фонарей осуществляется блоком 13 биметаллических предохранителей с самовозвратом.

Цепи освещения защищены биметаллическим предохранителем с самовозвратом, установленным в центральном переключателе света 33. Розетка переносной лампы 41 и звуковые сигналы защищены биметаллическими предохранителями 40 с кнопочным включением в случае их срабатывания.

Рис. 2. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-130:

1 — регулятор; 2 — генератор; 3 — амперметр; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — реле стартера; 6 — стартер; 7 — выключатель зажигания; в — добавочный резистор; 9 — катушка зажигания; 10 — транзисторный коммутатор; 11 — распределитель; 12 — свеча зажигания; 13 — блок биметаллических предохранителей; 14 — переключатель электродвигателя отопителя; 15 — резистор электродвигателя отопителя; 16 — электродвигатель отопителя; 17 — реле-прерыватель указателей поворота; 18 — контрольная лампа; 19 — контрольная лампа аварийного перегрева воды; 20 — датчик температуры; 21 — указатель уровня топлива; 22 — датчик указателя уровня топлива; 23 — указатель температуры воды; 24 — датчик указателя температуры воды; 25 — контрольная лампа аварийного падения давления масла; 26 — датчик контрольной лампы аварийного падения давления масла; 27 — переключатель указателей поворота; 28 — выключатель сигнала торможения; 29 е 30 — задние фонари; 31 — передний фонарь; 32 — фара; 33 — переключатель света; 34 — подкапотный фонарь; 35 — выключатель плафона; 36 — плафон; 37 — ножной переключатель света, 38 — контрольная лампа дальнего света фар; 39 — лампы освещения приборов; 40 — биметаллический предохранитель; 41 и 44 — штепсельные розетки; 42 — звуковой сигнал; 43 — кнопка звукового сигнала; 45 — фонарь повторителя указателя поворота.

www.xn--b1agveejs.su

Модификации

Существует несколько модификаций этого транспортного средства. Например, модель 130А — тягач бортового типа, оборудованный гидравлическим усилителем руля, тягово-сцепным механизмом, пневматическими выводами и комбинированным тормозным краном.

Модификация 130Г — это самосвал с удлиненной платформой и двухсекционными боковыми бортами.

Модель 130В — это транспорт с укороченной колесной базой, как и модель 130ВТ, которая оснащена удлиненным задним мостом.

130Д — это шасси, которое устанавливается на строительные самосвалы с укороченной колесной базой, а модель 130Б подходит для сельскохозяйственной техники, колесная база которой не превышает 3800 мм.

До 1977 г. выпускалась модель 130-66 с грузоподъемностью 5000 кг, на ее смену пришла модификация 130-76, у которой грузоподъемность была увеличена до 6 000 кг.

Как работает контактно-транзисторная система зажигания?

Если выключатель зажигания 17 включен, а контакты прерывателя разомкнуты, то транзистор 21 заперт, так как нет тока в его цепи управления, т.е. в переходе эмиттер – база. Ток не проходит и между эмиттером и коллектором на массу, так как сопротивление этого перехода очень большое. При замыкании контактов прерывателя в цепи управления транзистора (эмиттер-база) проходит ток, в результате транзистор открывается. Сила тока управления невелика около (0,8 А) и уменьшается до 0,3 А с увеличением частоты вращения кулачка прерывателя. В контактно-транзисторной системе зажигания имеются две цепи низкого напряженияцепь управления транзистора и цепь рабочего тока.

Цепь управления транзистораположительный вывод АКБ 16 – выключатель зажигания 17 – выводы ВК-Б и К добавочных резисторов 14 – первичная обмотка 4 катушки зажигания 5 – вывод транзисторного коммутатора 1 – электроды перехода эмиттер – база транзистора 21 – первичная обмотка импульсного трансформатора 20 – вывод Р – контакты 11 и 12 прерывателя – масса – отрицательный вывод АКБ. При прохождении тока управления транзистора через переход эмиттер-база значительно уменьшается сопротивление эмиттер-коллектор, и транзистор открывается, включая цепь рабочего тока (7-8 А).

Цепь рабочего тока низкого напряжения

Положительный вывод АКБ 16 – выключатель зажигания 17 – выводы ВК-Б и К добавочных резисторов 14 – первичная обмотка 4 катушки зажигания 5 – вывод транзисторного коммутатора 1 – электроды перехода эмиттер-коллектор транзистора 21 – вывод М – масса – отрицательный вывод АКБ. При размыкании контактов прерывателя прекращается ток в цепи управления транзистора и значительно возрастает его сопротивление. Транзистор закрывается, выключая цепь рабочего тока низкого напряжения. Магнитный поток изменяющегося поля пересекает витки катушки зажигания, индуктируя во вторичной обмотке ЭДС, в результате чего возникает высокое напряжение (около 30000 В), а в первичной обмотке ЭДС самоиндукции (около 80-100 В).

Цепь высокого напряжения

Вторичная обмотка 6 катушки зажигания 5 ротор 9 распределителя 10 – свечи зажигания 7 ( в соответствии с порядком работы двигателя) – масса – вторичная обмотка 6 катушки зажигания 5.

Импульсный трансформатор необходим для быстрого запирания транзистора. При размыкании контактов прерывателя во вторичной обмотке импульсного трансформатора индуктируется ЭДС самоиндукции, направление которой противоположно направлению рабочего тока на переходе база-эмиттер. Благодаря этому быстро исчезает магнитное поле и ток в первичной обмотке 4 катушки зажигания 5. Диод 19 и стабилитрон 18 в прямом направлении – мимо первичной обмотки катушки зажигания.

Необходимо помнить, что контакты прерывателя пропускают и прерывают только силу тока управления транзистора 0,3-0,8 А. Если на них попало масло, образовалась масляная пленка или слой окиси, то ток управления транзистора не сможет пройти через контакты. Поэтому контакты прерывателя промывают бензином и следят за тем, чтобы они всегда были чистыми.

Технические характеристики

Технические характеристики и показатели этой модификации ЗИЛа:

Модель шасси ЗИЛ-130Б
Мощность мотора 150 л. с.
Габаритные параметры Длина — 6675 мм Ширина — 2500 мм

Высота — 2400 мм

Колесная база 3800 мм
Расстояние дорожного просвета 275 мм
Максимальный преодолеваемый подъем 38°
Нагрузка, оказываемая на переднюю ось 4200 кг
Нагрузка на заднюю телегу 9900 кг
Колея По передним колесам — 1800 мм По задним колесам — 1790 мм
Рабочий объем двигателя 6 л
Степень сжатия 6,5
Средний расход топливной жидкости на 100 км 29 л
Наибольший крутящий момент 401,8 Нм

Этот автомобиль весит 4 300 кг.

Рама состоит из двух лонжеронов переменного швеллерного сечения. Номер рамы находится перед задней правой рессорой.

Выводы

Надеемся, что представленные в статье схемы основных систем и видео помогут вам в обслуживании транспортного средства. А автомобиль выполнит все возложенные на него задачи.

Так уж повелось, что в нашей стране основным заказчиком многоцелевого транспорта является армия. Поэтому, появление в 1966 году грузовика ЗИЛ 131 в рядах вооруженных сил воспринималось как само собой разумеющийся факт.

Тем более, что как транспортное средство он зарекомендовал себя отлично, а часть автомобилей и сегодня исправно несет службу не только в армейских подразделениях, но и в сельском хозяйстве, и в автобазах многих российских предприятий. Первыми подробное устройство автомобиля получили воинские «учебки»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector