Гидроудар в трубопроводе
Содержание:
- Последствия гидроудара двигателя
- Последствия
- Трубы с повышенной защитой от гидроудара
- Основные меры профилактики
- Как избежать гидроудара двигателя?
- Как ремонтировать двигатель после гидроудара
- Причины
- Какие последствия гидроудара?
- Что такое гидроудар
- Как определить, что произошел гидроудар
- Что это
- Возможные причины
- Способы защиты от гидроудара
- Общие сведения
- Как смягчить последствия гидроудара
- Как же все происходит?
- Что такое гидроудар двигателя
- Что такое гидроудар?
Последствия гидроудара двигателя
Гидроудар может приводить к самым разным последствиям. Если вода попала в двигатель, когда тот работал в холостом режиме, то все может обойтись. Двигатель просто заглохнет и не успеет нанести себе каких-либо повреждений.
Но, в большинстве случаев гидроудар случается, когда машина на ходу и в таких случаях последствия более серьезные. Обычно все заканчивается погнутыми шатунами, повреждениями колец, вкладышей или коленчатого вала.
Шатуны после гидроудара
Наиболее серьезные последствия возникают у владельцев автомобилей с дизельным двигателем, поскольку здесь и камеры сгорания намного меньше, и снимаемых свечей нет, и сам двигатель более мощный, а отсюда — более серьезные повреждения.
Также стоит упомянуть тот факт, что вода приводит к коррозии металла, поэтому после гидроудара не стоит затягивать с ремонтом. Иначе без своевременной просушки двигателя может понадобиться дополнительная расточка цилиндров.
Последствия
Насколько серьезными будут последствия зависит от:
- Количества воды попавшей в камеру сгорания.
- .
- Количества оборотов двигателя на момент возникновения гидроудара.
Погнутые шатуны стали последствием гидроудара в двигателе автомобиля
Существует несколько вариантов развития событий при гидроударе в двигателе:
- В цилиндры попала вода, но из-за низких оборотов коленвала двигатель заглох без ущерба – идеальный вариант, при котором мотор может остаться целым. При подозрении на гидроудар пытаться заводить автомобиль нельзя без предварительной диагностики. Достаточно заменить воздушный фильтр, открутить свечи, стартером выгнать воду из цилиндров и просушить их.
- Двигатель заклинил – в основном это происходит из-за упора деформированного шатуна в стенку блока цилиндров.
- Двигатель получил гидроудар, но не заклинил – за счет незначительной деформации мотор работает, но оси движения поршней и валов все равно изменились. Износ деталей ускоряется в разы, значительно сокращая время “жизни” агрегата.
- Фатальные последствия – при заклинивании шатун ломает стенки цилиндров, пробивает БЦ. В этой ситуации без замены двигателя не обойтись.
Трубы с повышенной защитой от гидроудара
Важный момент: среди ряда предложенных выше методов защиты и предотвращения гидравлического удара, так же имеют значительную актуальность технические характеристики самой трубопроводной системы, такие как модуль упругости и толщина стенки.
Низкий модуль упругости труб aquatherm GmbH, а так же увеличенная толщина стенки (по сравнению с металлическими трубами) обеспечивает более высокую устойчивость к импульсному давлению, возникающему в критической ситуации гидроудара.
aquatherm green pipe
Полипропиленовые трубы произведенные в Германии, широкого спектра применения.
Система отлично подходит для систем горячего и холодного водоснабжения и отопления, как в частных, так и промышленных масштабах. Так же используется для транспортировки химических сред.
aquatherm blue pipe
Полипропиленовые трубы произведенные в Германии, широкого спектра применения.
Трубопроводная система из инновационного материала fusiolen, специально разработанная для систем холодоснабжения, обогрева поверхностей, транспортировки агрессивных сред и сжатого воздуха, а также для систем геотермальной энергетики.
Основные меры профилактики
Кроме строгого соблюдения всех установленных эксплуатационных правил, предотвратить возникновение аварии можно, если своевременно и регулярно проводить ряд профилактических действий. Вся причина в том, что в главной системе обогрева или водоснабжения абсолютно все процессы тесно связаны между собой. Непредвиденный пользователем гидроудар является всего лишь финальным деструктивным этапом, который вполне может привести к различным негативным последствиям. Все это происходит на фоне относительно плохого технического состояния годами используемых труб.
Перепады величины давления и возникающих вибраций только способствуют образованию различных трещин в толще металла. Со временем возникают более серьезные дефекты, которые после наступления гидроудара мгновенно проявляются на участках слишком высокого внутреннего напряжения. Это могут быть различные места изгибов, механические соединения и даже сварочные швы.
Профилактические манипуляции включают в себя следующие этапы:
- Своевременная проверка давления за эластичной мембраной эксплуатируемого расширительного сосуда. Если в ходе этой процедуры мастер обнаружит неудовлетворительные результаты, то без качественной корректировки эксплуатировать систему запрещено.
- Проверка работоспособности задействованных групп безопасности. Это касается отводчика воздуха, предохранительного клапана, а также классического манометра.
- Контроль положения вентилей задействованной запорно-регулирующей металлической арматуры.
- Периодическая проверка состояния всех фильтров. Эти элементы отвечают за задержку мелкого песка, классической накипи, фрагментов ржавчины. В случае необходимости мастеру нужно выполнить прочистку и последующую промывку фильтров.
- Тестирование используемой системы на наличие утечек. Также нужно проверить степень износа всех элементов.
Многие эксперты рекомендуют заменить классическую жесткую трубу пластиковым изделием. Оно более эластично в применении и способно быстро расширяться под воздействием давления. Но нужно быть аккуратными, так как не исключена разгерметизация стыков.
Профессиональный подход к профилактике, которая направлена на всеобщее поддержание оптимального состояния отопительной и водонагревательной системы, обязательно включает в себя элементарные виды работ. Оставлять без внимания этот этап не рекомендуется. Это связано с тем, что ремонт отопления в частном доме влечет за собой большие траты финансов и свободного времени. Все описанные меры защиты будут эффективными в том случае, если подходить к работе комплексно. Только в такой ситуации можно нейтрализовать различные нежелательные последствия и продлить срок слаженной работы системы.
Установка высококачественного промывного фильтра
Как избежать гидроудара двигателя?
Выше мы разобрались как происходит гидроудар двигателя, давайте разберемся как его избежать. Как мы уже говорили, правильным решением избежать гидроудара будет вовсе не выезжать на дорогу. Если вы уже находитесь в пути и вернуть нет возможности, мы советуем найти объезд. Лучше раскошелиться на лишние несколько литров горючего, чем потом тратить круглю сумму на ремонт мотора
Если объездной дороги нет, и остается лишь один способ проехать, тогда важно понимать, что проскочить лужу на высокой скорости не получится
- Во-первых, когда машина на большой скорости въезжает в воду, создается волна, которая может поднять уровень воды и поспособствовать еще большему повреждению.
- Во-вторых, при работе двигателя на высоких оборотах, создается сильнейшая кинетическая энергия. Об этом мы писали чуть выше. Поэтому, чем выше скорость, тем выше обороты. Это очередной способ загубить свой силовой агрегат намного быстрее, чем вы рассчитывали.
Напоследок стоит сказать, что гидроудар может спровоцировать не только глубокая лужа, но и дефекты некоторых деталей мотора, в частности, прокладки головки блока цилиндров. Будьте бдительны и вовремя проходите ТО!
Вам будет интересно: Что делать если запотевают фары
Как ремонтировать двигатель после гидроудара
Как тяжело будет восстановить мотор и сколько эта процедура будет стоить, специалисты определят по повреждениям. В обычной ситуации, на заклинившем двигателе меняют поршни и шатуны. Возможно и проведение операции по расточке цилиндров. Очень часто гидроудары приводят к появлению трещин в ГБЦ и самом блоке цилиндров. Устранять такие дефекты можно сваркой, но лучше всего приобрести новый элемент.
Основные советы для тех, кто не хочет побывать в такой ситуации.
Дабы не произошел гидроудар силовой установки, необходимо соблюдать определенные правила эксплуатации авто. Следует отметить самые частые причины появления воды в камере сгорания:
- Преодоление водных препятствий в быстром темпе.
- Преодоление глубоких луж, что приводит к проникновению в воды в воздухозаборники.
- Любое другое попадание воды в воздуховоды.
В глубокой луже гидроудар произойдет из-за движения на большой скорости, поэтому проезжать такие проблемные места стоит на низкой передаче и на средних оборотах.
Важно отметить, что у каждого автомобиля уровень расположения воздухозаборников отличается по высоте. Таким образом, даже если авто принадлежат одному классу, это не гарантирует их одинаковую защиту от подобных поломок
Считается, что гидроудар является последствием грубого пренебрежения правилами эксплуатации машины. Это влечет за собой отказ в предоставлении бесплатного гарантийного ремонта двигателя после попадания воды в одну или несколько камер сгорания. Транспорт, застрахованный по КАСКО, попадает под категорию, когда выплаты не производятся вообще. Водитель должен хорошо запомнить, что гидроудар не считается ни гарантийной поломкой, ни страховым случаем. Самым лучшим вариантом будет соблюдать условия эксплуатации, а также своевременно проводить диагносту своего автомобиля.
Причины
Автомобилисты уверены, что проблема гидроударов актуальна только для тех, кто совсем недавно оказался за рулём. Якобы исключительно новички допускают подобные ошибки, а с бывалыми водителями такое никогда не произойдёт.
Но это большое заблуждение. Никто от гидроудара полноценно не застрахован, потому с этим явлением сталкиваются и те, кто много лет провёл за рулём безо всяких серьёзных происшествий и ошибок.
Именно большой опыт часто играет с автомобилистом злую шутку. Он уверен, что всё знает и умеет, а потому в действительно забывает элементарные вещи. Плюс пересадка с одной машины на другую, которые отличались по своим характеристикам и возможностям, приводит к допущению банальных ошибок.
Есть 3 основные причины, которые и приводят к гидроударам силовой установки.
- Глубокие лужи. Если водитель часто любит на высокой скорости проехать по достаточно глубокой луже, вероятность столкнуться с гидроударом существенно возрастает. Это объясняется тем, что из-за глубокой лужи вода с лёгкостью проникает в воздушный фильтр. Уже через него совсем близко находится камера сгорания. Преград на пути в неё после фильтра практически не остаётся.
- Водные преграды. Не только владельцы внедорожников пытаются преодолеть разные водные преграды. Даже когда водоём, река или озеро кажутся мелкими, рисковать стоит лишь при полной уверенности в своей машины. В противном случае уровень воды достигает воздухозаборников, жидкость следует в воздушный фильтр, а оттуда уже направляется в поршневую систему силовой установки.
- Неисправности двигателя. Даже в абсолютно солнечный день при отсутствии луж и водных преград в цилиндрах может оказаться вода. Объяснить подобное можно трещинами и деформациями прокладки ГБЦ. Если это происходит, в роли воды выступает охлаждающая жидкость, которая просачивается через повреждённую прокладку. Когда гидроудар обусловлен именно нарушением целостности конструкции двигателя, зачастую он проявляется при запуске мотора.
Исключить эти факторы можно
Но не все водители тщательно следят за состоянием двигателя, а порой просто забывают о необходимости соблюдать осторожность, пытаясь преодолеть какие-то лужи или иные водные препятствия
Какие последствия гидроудара?
Последствия удара поршня об прокладку в цилиндре бывают разные, так если машина стояла, и мотор работал исключительно на холостом ходе, он просто может заглохнуть. Если автомобиль во время гидроударя двигался, последствия будут более серьёзными, поскольку давление на поршень со стороны КШМ будет продолжаться, создавая большие усилия. В данном случае может произойти деформация и разрушение вкладышей, шатунов, колец и коленчатого вала.
Когда происходит обратный ход поршня мелкие обломки деталей, попадая в имеющийся зазор между стенкой цилиндра и поршня, могут пробить стенку или заклинить поршень, после чего двигатель уже восстановлению не подлежит. Это самое тяжёлое последствие от гидроудара двигателя, которое наиболее опасно для дизельных агрегатов, поскольку у них объём камеры сгорания значительно меньше, а степень сжатия гораздо выше.
Когда машина едет с невысокой скоростью и силы инерции на детали КШМ не столь велики, то импульс гидравлического удара не будет резким, что поможет сохранить узлы от разрушения.
Кроме этого последствия гидроудара двигателя сказываются и на других деталях мотора. Существуют случаи, когда сильное давление влияло на деформацию головки цилиндра. Внезапная остановка коленвала при работе силового агрегата приводит к высокому механическому напряжению, которое действует на приводные ремни и цепи, а также на регуляторы их натяжения. По этой причине они могут растянуться или порваться, что потребует их замены.
В таких случаях в последнюю очередь страдает коленчатый вал. Он может деформироваться или сломаться уже вследствие разрушения поршня или шатунной передачи. Разрушение головки шатуна после гидроудара, как правило, не носит следов побежалости и перегрева. Её вид остаётся обычным.
Что такое гидроудар
Гидравлический удар(гидроудар) представляет собой кратковременное, но резкое и сильное повышение(понижение) давления в трубопроводе(в системе водоснабжения) при внезапном торможении(ускорение) двигавшегося по нему потока жидкости.
Гидроудар в системе водоснабжения
Простыми словами гидроудар-это резкий скачок давления в трубах
Гидравлический удар бывает:
- Положительный – когда давления в трубопроводе очень резко повышается. Это может произойти, при быстром закрытие крана(вентиля, задвижки) или включения насоса.
- Отрицательный – когда наоборот, происходит понижение давления в водопроводе, из-за того, что открыли кран или выключили циркуляционный насос.
Наибольшую опасность для водопровода представляет положительный гидроудар. Допустим вы открыли кран и помыли посуду. Закончили мыть, вода вам не нужна, закрыли кран.
При этом в водопроводе происходит следующее. Водный поток некоторое время, по инерции, течёт с прежней скоростью. Потом сталкивается с преградой (кран ведь закрыли). И «ударяясь» об эту преграду, образуется обратная волна. А так как вся система водоснабжения герметична. У этой обратной волны происходит столкновение с водным потоком идущим на встречу. В результате получается гидроудар.
Самые первые признаки гидроудара – глухие стуки и щелчки, слышимые при открытие или закрытие крана. Появления подтеков в местах соединения водопроводных труб или подтекающие краны.
Причины возникновения гидравлического удара
Основными причина , возникновения гидроудара системе водоснабжения:
- Резкое перекрытии запорной арматуры(кранов, вентилей, задвижек.
- Поломка или отключение циркуляционного насоса, насосной станции.
- Воздушные пробки в системе водопровода.
- Перепады сечения водопроводных труб.
В основном, гидроудар происходит при резком закрытии запорной арматуры. Вода проходит по трубам с постоянным давлением, но когда происходит резкое перекрытие водного потока. Давление воды на стенки труб увеличивается в несколько раз.
И в результате, могут лопнуть трубы или придут в негодность уплотнители резьбовых соединений и запорные элементы.
Трещина в трубе-после гидроудара
Конечно, резко закрытый кран не единственная причина возникновения гидроудара. Похожая ситуация бывает когда в системе остаётся воздух. В тот момент когда открывается кран, вода сталкивается с пробкой из воздуха.
И эта воздушная пробка в условиях замкнутого пространства выступает амортизатором. Вследствие чего с огромной силой выталкивает воду и происходит удар.
Также появление гидроударов могут спровоцировать трубы разного диаметра. Перепады давления, если трубы не приведены к общему знаменателю, гарантированы
Последствия гидроудара
Давление выше допустимой нормы критично для труб и их соединений. Запорная арматура тоже может выйти из строя.
От первого гидравлического удара, повреждение водопровода, обычно не происходит. Ведь изделия для водоснабжения изготавливаются с запасом, в случае повышения давления. Но последующие гидроудары будет бить в то же самое, слабое место. И в какой — то момент труба или запорная арматура выйдут из строя.
Если прорыв водопровода произошёл в квартире многоквартирного дома, то произойдет затопление, будет повреждено имущество, вашей квартиры и соседей снизу.
Последствия гидроудара- затопило квартиру
В случае повреждения центрального водопровода Может произойти отключения нескольких домов или района. То это уже чрезвычайное положение. Так как жильцы многоквартирных домов останутся не только без питьевой воды, но и без канализации.
Ну а если в результате гидроудара повреждается труба горячего водоснабжения. То это может привести к серьёзным ожогам.
Как определить, что произошел гидроудар
Прежде чем решать, что делать после гидроудара двигателя, стоит научиться верно его определять. Одним из первых признаков гидроудара двигателя послужит особый звук, который возникает в момент прохождения водных препятствий или уже после них. Часто случается, что авто в это мгновение просто глохнет.
Известны ситуации, когда автомобиль при гидроударе не только не глохнет, но довольно хорошо перемещается на длительные дистанции (даже до 10 тыс. км). Однако обнадеживаться, что все обошлось, в этом случае не стоит, поскольку в этот период идет стремительный износ силового агрегата, что в итоге приведет к печальным последствиям.
На что же обратить внимание, чтобы понять, случился гидроудар и что делать? Следует проверить автомобиль на следующие признаки:
- Присутствуют повреждения воздушного фильтра (его форма изменена) и видны следы от воды.
- В полости цилиндра двигателя слой нагара возрастает ступенчато, в то время как поршень опускается ниже уровня стандартного положения.
- На верхнем уровне цилиндра стерт нагар, его кромка неровная, в нижней части заметны блестящие следы.
- Наличие следов износа на вкладышах, они похожи на блестящие полосы.
- Присутствие большого количества нагара на противоположном участке огненного пояса.
Каждый из этих визуальных факторов подтверждает гидроудар двигателя. Чтобы их определить, не потребуется специальное оборудование.
При обнаружении таких признаков запрещено заводить мотор и следует перевезти автомобиль на эвакуаторе прямиком в сервисный центр.
Важно! После случившегося гидравлического удара не следует откладывать визит в сервисный автоцентр. Само присутствие воды в двигателе негативно сказывается на металле, может начать развиваться коррозия
Запомните, если более двух недель после гидроудара мотор останется без осмотра специалистов, восстановить его после этого будет практически невозможно.
Что это
Начнём с самого понятия гидроудар двигателя, и как он происходит. В обычном режиме работы силовой установки в рабочие цилиндры поступает топливовоздушная смесь. Поршни сжимают её, от сжатия или свечи она воспламеняется, образующаяся сила толкает поршень обратно и так повторяется многократно. Такое явление позволяет приводить в движение транспортное средство.
Но теперь следует разобраться в том, что значит этот самый гидроудар двигателя. Он происходит, когда кроме топлива и воздуха в цилиндре оказывается дополнительно вода. Циклы не прерываются, что идёт сжатие и воспламенение. Единственная и самая главная проблема в том, что вода, в отличие от топливовоздушной смеси (фактически газа) практически не может сжиматься.
Когда количество воды незначительно, ничего страшного обычно не происходит. Влага быстро испаряется из-за высокой температуры. Но когда объём воды возрастает, а поршень при этом находится в верхней мёртвой точке, начинаются проблемы. Деформируется шатун, а также происходят иные разрушительные процессы.
Поскольку вода практически не сжимается, при такте сжатия поршень движется вверх, но упирается в слой воды. Она не даёт полностью закончить такт и добраться до верхней точки своего движения. Цикл не заканчивается, возникает такое явление как гидроудар.
Гидроудары способны приводить к крайне серьёзным и опасным разрушениям элементов конструкции двигателя. Первым страдает в основном шатун. Происходит подобное из-за того, что шатун располагается между поршнем, который при этом упёрся в воду, и коленвалом, совершающим свои вращения по инерции. Это приводит к деформации шатуна. Он гнётся, поскольку фактически зажат между двумя элементами. Словно молот и наковальня.
Исходя из всего сказанного выше, гидроударом можно назвать попадание в пространство поршня внутри камеры сгорания воды. Из-за этого начинается активный разрушительный процесс, при котором могут гнуться и деформироваться элементы двигателя. Страдают шатуны, поршни, в цилиндрах образуются трещины.
Всё это оборачивается дорогостоящим ремонтом. А иногда, если вовремя не принять правильное решение, и продолжить при этом движение на повреждённом моторе, требуется полная замена силовой установки. А это крайне внушительные финансовые затраты.
Возможные причины
То, что причиной гидроудара в водопроводах — резкий скачок атмосферного давления в трубах, мы разобрались
Проблема состоит в том, что причин этому феномену может быть много, но распространенными считаются три:
- Резкое включение или остановка насоса, работающего на высоких оборотах, а также его поломка или экстренное отключение;
- Экстренная остановка жидкости, текущей по трубам, путем перекрытия запорной арматуры;
- Препятствие на пути потока жидкости в идее воздушной пробки.
Случай с работой или неисправностями насоса — наименее вероятным из этого списка. Прорыв канализации или водопровода из-за гидроудара по этой причине происходит реже других пунктов. Объясняется это тем, что у многих насос не установлен вовсе, а если он все же имеется, такое оборудования оснащается защитными системами.
Гидроудар из-за образования в системах отопления и подачи воды воздушной пробки более частое явление. Этот случай опасен тем, что при соприкосновении потока воды с завоздушенностью, скорость жидкости не снижается, а давлению и воздуху в закрытой среде некуда деться, что грозит сильным повышением атмосферного давления. Если 1–2 раза трубопровод выдержит, частые инциденты приведут к тотальным последствиям и прорыв труб неизбежен.
Наиболее частой причиной гидроудара по статистике становится именно резкое закрытие запорной арматуры. Этот фактор сильно усугубился, когда широкое распространение получил шаровый кран. Дело в том, что при вентильном кране, поток воды перекрывался постепенно, путем поэтапного закручивания вентиля и давление в трубах оставалось в допустимых пределах. Но технология шарового крана действует в разы быстрее и движущаяся жидкость внутри трубопроводов врезается в препятствие резко, не сбрасывая скорость, что приводит к сильному износу оборудования из-за повышающихся нагрузок и повышает риск гидроударов. В таких ситуациях даже компенсаторы для трубопроводов спасают не всегда.
Способы защиты от гидроудара
Наиболее эффективный вариант защиты от гидроударов – модернизация трубопроводной системы. Здесь вам помогут следующие устройства:
Компенсатор – гидроаккумулятор или демпфер. Имеет вид герметичного бака с эластичной мембраной и воздушным клапаном. Отвечает сразу за три задачи: накапливает рабочую жидкость, уменьшает давление системы путем забора из нее лишней воды, гасит гидроудары любой мощности.
Для предупреждения гидроудара можно принять профилактические меры
Амортизатор – гибкая трубка из каучука или пластика. Ею заменяют часть жесткой трубы перед термостатическим прибором: в случае резкого повышения давления в системе эластичная амортизаторная трубка растягивается и гасит гидроудар без каких-либо негативных последствий для основного трубопровода.
Совет. Длина амортизатора должна быть не менее 30 см.
Шунт – узкая трубка, устанавливаемая в термоклапан. Элемент диаметром не более 0,4 мм монтируется по направлению движения рабочей жидкости. Когда система функционирует без сбоев, шунт никак не дает о себе знать, но как только возникает гидроудар, он плавно уменьшает давление в трубопроводе.
Таким образом, гидроудар – опасное явление, которое может спровоцировать серьезные разрушения трубопровода. Чтобы не допустить дисфункции коммуникационных сетей, не пренебрегайте предложенными защитными мерами – они уберегут вас от аварийных ситуаций и непредвиденных затрат.
Общие сведения
Пример экспериментальной зависимости давления от времени при гидравлическом ударе после резкого закрытия задвижки в трубопроводе. Видно понижение давления ниже атмосферного во время фазы разрежения.
Явление гидравлического удара количественно описал в — г. Н. Е. Жуковский. Увеличение давления при гидравлическом ударе определяется в соответствии с его теорией по формуле:
Dp=ρ(v−v1)c{\displaystyle D_{p}=\rho (v_{0}-v_{1})c},
где Dp{\displaystyle D_{p}} — увеличение давления в Н/м²,
- ρ{\displaystyle \rho } — плотность жидкости в кг/м³,
- v{\displaystyle v_{0}} и v1{\displaystyle v_{1}} — средние скорости в трубопроводе до и после закрытия задвижки (запорного клапана) в м/с,
- с — скорость распространения ударной волны вдоль трубопровода.
Эту формулу можно получить, исходя из закона сохранения импульса: DpSt=ρS(v−v1)ct{\displaystyle D_{p}St=\rho S(v_{0}-v_{1})ct}, где S{\displaystyle S} — поперечное сечение трубопровода.
Жуковский доказал, что скорость распространения ударной волны c находится в прямо пропорциональной зависимости от сжимаемости жидкости, величины деформации стенок трубопровода, определяемой модулем упругости материала E, из которого он выполнен, а также от диаметра трубопровода.
Следовательно, гидравлический удар не может возникнуть в трубопроводе, содержащем газ, так как газ легко сжимаем.
Зависимость между скоростью ударной волны c, её длиной и временем распространения (L и τ{\displaystyle \tau } соответственно) выражается следующей формулой:
c=2Lτ{\displaystyle c=2L/\tau }
Как смягчить последствия гидроудара
Что же делать, если произошел гидроудар двигателя? Последствия этого и их решение зависит от множества факторов. После гидроудара двигатель нужно обязательно частично разобрать. Внимательному осмотру нужно подвергнуть ремень привода ГРМ, кривошипно-шатунный механизм. Часто требуется заменить некоторые детали или хотя бы отшлифовать их. Однако встречаются случаи более серьезного ремонта.
Если в результате гидроудара двигатель просто некорректно работает, то это можно считать везением. Обычно сбои в работе мотора вызывает деформированный шатун, упирающийся в стенку цилиндра. Если подобное случилось, не стоить заводить двигатель – это может повлечь еще более опасные поломки. Правильные действия в такой ситуации – доставить автомобиль на эвакуаторе на станцию диагностики. Там произведут грамотный ремонт мотора, заменив шатун и поршневые пальцы.
После попадания воды в двигатель поршни не могут пройти полный такт. Им мешает вода, находящаяся в цилиндрах. Поэтому крайне опасно пытаться завести двигатель после гидроудара. Особенно если попытка завести производится при помощи буксира. Так можно еще больше сломать двигатель.
Но и паниковать в случае гидроудара не стоит. Следует оставить машину на несколько часов с остановленным двигателем. Рекомендуется выкрутить свечи из цилиндров и прокрутить коленвал двигателя при помощи стартера. Эти действия дадут влаге возможность уйти из цилиндров. Затем свечи можно установить на место и попробовать завести мотор. При пуске двигателя нужно внимательно прислушиваться, нет ли посторонних звуков из-под капота. Наличие таких звуков говорит о механических дефектах в двигателе. Попытка эксплуатации такого силового агрегата приведет лишь к большему числу дорогостоящих в ремонте проблем.
Сложнее приходится в этой ситуации владельцам дизельных автомобилей. Дело в том, что в дизельных моторах отсутствуют свечи, следовательно, нет возможности продуть через свечные отверстия цилиндры. Как правило, гидроудар тяжелее сказывается на дизельных двигателях. В этом случае самым разумным решением будет доставка автомобиля эвакуатором в автомастерскую.
Ремонт мотора после гидроудара по объему работы эквивалентен капитальному ремонту. Ни в коем случае нельзя надолго оставлять автомобиль с залитым двигателем. Иначе из-за коррозии придется потом еще расточить и отшлифовать цилиндры.
Если нет возможности воспользоваться услугами эвакуатора, необходимо выполнить следующие действия:
- Если машина остановилась прямо в воде, необходимо вытащить ее на сухое место.
- Выключить зажигание.
- Снять свечи зажигания.
- Осмотреть воздушный фильтр. Если на нем имеется влага, необходимо выполнить следующий пункт. Если фильтр сухой – можно собрать всё на место и попробовать завести двигатель.
- Провернуть коленвал, наблюдая за свечными отверстиями. Появление в них воды – явный признак, что нельзя заводить мотор.
- Если воды в цилиндрах не обнаружилось, можно поставить свечи на свои места.
- Пробуем запустить двигатель.
Важно! Если моторный отсек машины находился под водой 10 секунд и более – почти 100 %, что в двигатель попала влага. Только строгое выполнение необходимых мер защиты позволит уменьшить до минимума последствия гидроудара для двигателя.
Как же все происходит?
Зачастую, жидкость в мотор попадает снаружи, чаще всего через воздушные каналы. В исправный двигатель она может проникнуть лишь по двум причинам:
- Транспортное средство на большой скорости пытается преодолеть водную преграду. В таких обстоятельствах сквозь воздушный фильтр жидкость попадает в подающую воздух магистраль. Оттуда она под давлением всасывается во впускной коллектор, после чего и попадает в цилиндры. Поршень начинает двигаться к ГБЦ, но не может выполнить полное поднимание, так как не пропускает жидкость.
- Транспортное средство пытается преодолеть водное препятствие с высоким уровнем воды. Как правило, глубина такая, что вода доходит до воздухозаборника. Уровень лужи настолько высок, что жидкость беспрепятственно попадает в воздушный фильтр, откуда по той же схеме засасывается в камеру сгорания.
Важно отметить, что иногда гидроудар происходит из-за неисправности мотора. К таким неисправностям можно отнести:
- Разрушение металлического канта прокладки ГБЦ.
- Раскол блока, либо головки блока цилиндров.
Через такие проблемные места, внутрь цилиндров просачивается охлаждающая жидкость. Во время работы мотора такое произойти не сможет, так как жидкость постоянно перекачивается. Но вот после простоя, когда мотор не работал, и тосол выстаивался в блоке, вполне есть вероятность того, что он проникнет через трещину внутрь. Если ситуация еще не критичная, и трещины маленькие, тогда определить степень сложности проблемы можно по цвету выхлопных газов, а также по уровню тосола в бачке. Очень высокая вероятность гидроудара может возникнуть в той ситуации, когда из выхлопной трубы постоянно идет белый и густой дым, а в систему приходится постоянно подливать до нормального уровня охлаждающую жидкость.
Что такое гидроудар двигателя
Чтобы понять, почему возникает гидроудар, нужно чуть подробнее рассмотреть природу этого явления. Как было сказано выше, провоцирует гидроудар попавшая в двигатель вода в процессе его работы. Оказавшись в камере сгорания, вода препятствует движению поршня к верхней мертвой точки, поскольку не сжимается и не взрывается под давлением (в отличие от топливовоздушной смеси), что приводит к остановке двигателя. Из-за невозможности сжать воду, имевшаяся кинетическая энергия направляется на наиболее хрупкие (подвижные) элементы двигателя, что приводит к их поломке или скручиванию, в зависимости от количества воды и качества самих деталей.
Обратите внимание: Гидроудар имеет такое название, поскольку данное явление сопровождается ощутимым толчком перед остановкой двигателя. В зависимости от того, насколько высоки обороты двигателя автомобиля в момент гидроудара, отличаются последствия от него
Гидроудар двигателя может вызвать массу неприятностей, вплоть до поломки коленчатого вала двигателя
В зависимости от того, насколько высоки обороты двигателя автомобиля в момент гидроудара, отличаются последствия от него. Гидроудар двигателя может вызвать массу неприятностей, вплоть до поломки коленчатого вала двигателя.
Важно: Особенно опасен гидроудар для дизельного двигателя, у которого рабочее давление цилиндров значительно выше, чем у бензинового мотора
Что такое гидроудар?
Гидравлический удар двигателя – это явление, происходящее при попадании в предпоршневое пространство воды или жидкости с подобной субстанцией. Его суть довольно-таки проста и объясняется обычными законами физики. Говоря точнее, попавшая перед поршнем вода имеет заметно большую плотность, нежели топливная смесь, вследствие практически не сжимается. В итоге получается, что в полостях мотора создаётся избыточное давление, в десятки раз превышающее нормы, процесс детонации приобретает поистине убойную силу и внутренние элементы двигателя не выдерживают.
В зависимости от качества собранного мотора и количества попавшей в него жидкости, получить гидроудар он может разный. Однако при его наличии двигатель машины в любом случае придётся ремонтировать – и это в лучшем случае. Большая часть агрегатов, получивших гидравлический удар, зачастую восстановлению не подлежит и требует полной замены. Столь неприятное положение дел случается потому, что гидроудар двигателя может не просто спровоцировать поломку шатуна и непосредственно поршня, бьющего об стенку в виде воды, но и пробить целый цилиндр, который уже повредит своих собратьев.