Отопление в гараже своими руками: 6 экономных способов отопления гаража
Содержание:
- Отопление гаража: самый экономный и дешёвый способ
- Твёрдотопливные обогреватель для гаража
- Электрический способ
- Водяное отопление
- О чем следует задуматься на предварительном этапе?
- Обогрев при помощи газа
- Рекомендации по выбору метода обогрева
- Тепловая пушка
- Подходящий для гаража тип отопления
- Электрический способ
- Как уменьшить потери тепла
- Твердое топливо
- Утепление гаража
- Важная информация для вашей безопасности
- Обогрев гаража своими руками: электричество
- Как организовать воздушный обогрев
- Плюсы и минусы типов топлива
Отопление гаража: самый экономный и дешёвый способ
Отопление гаража зависит от возможностей и желаний его владельца
В первую очередь принимают во внимание время нахождения людей в помещении в осенне-зимний период. Не последнюю роль играет, конечно же, стоимость обогревателей
Прежде чем приступить к установке системы обогрева, необходимо выбрать самый экономный способ отопления гаража.
Самым популярным и экономичным способом можно признать электрическое отопление гаражных помещений. Тем более, такой метод подойдёт в том случае, когда гараж удалён от жилого дома на определённое расстояние и обладает небольшими габаритами.
Существует целый ряд методов обогрева гаража в зимнее время при помощи электрических конвекторов. Электроконвектор — это безопасный и высокоэффективный электрический прибор, который работает по принципу нагревания холодного воздуха, поступающего в него из помещения, а при нагревании поднимающегося.
Такое исполнение, конечно же, очень удобно, потому что делает возможным размещение отопительного прибора как на стенке, так и около автомобиля во время его ремонта. Несмотря на некоторые недостатки, которые имеются в конвекторах, например, эффект достигается через 30 минут после его подключения, увеличивается потребление электрической энергии, высокая цена, всё же электроконвекторы обладают ещё и массой достоинств:
- обогревают помещения автоматически и вручную;
- безопасная и простая работа;
- долговечны;
- работают во влажных и запыленных комнатах, так как защищены корпусом.
Электроконвекторы бывают напольного, настенного и универсального исполнения, то есть с опорными ножками и с крепёжным кронштейном для прикрепления оборудования к стенке. Но это не самый экономный способ отопления гаража электричеством.
Тепловентилятор — это прибор, который работает по принципу нагревания теплообменника (ТЭНа или спирали) при помощи электрической энергии: воздушные массы из комнаты поступают на нагревательные элементы и тёплыми возвращаются в помещение. При работе тепловентиляторов отсутствуют какие-либо выбросы в окружающую среду, переключатель режима нагревания и вращения вентилятора позволяет регулировать силу обогрева, небольшой размер и компактность позволяют устанавливать их в любом удобном месте гаража.
Происходит фокусированный обогрев любых зон и объектов, а также быстрое нагревание помещений, такое оборудование способно автоматически отключаться при перегреве или опрокидывании, комплектация дополнительным электрическим регулятором позволяет поддерживать заданную температуру в гараже, эти аппараты просты в эксплуатации, имеют сравнительно небольшую цену.
Наличие некоторых недостатков, таких как снижение влажности в помещении при обогреве, скопление пыли в ТЭНе, которое может привести к возгоранию, его шумная работа, увеличение потребления электрической энергии, однако, не мешает тепловентиляторам быть очень востребованными и популярными для отопления гаражей.
Твёрдотопливные обогреватель для гаража
Обычный твердотопливный котёл в гараже
Твёрдотопливные приборы разделяются на две категории — непосредственные обогреватели и котлы, которые предназначены для водяной системы отопления. К первым можно отнести:
- Металлическую печь-буржуйку.
- Старинную дровяную печь.
- Печь типа булерьян.
Ко второй категории относится твёрдотопливные котлы, работающие на дровах и угле.
Обогреватели на твёрдом топливе
Классическая буржуйка
Классическая буржуйка чаще всего представляет собой цилиндр на ножках и варочной плитой, а её высота составляет 600-800 мм (бывает по разному). Здесь можно использовать практически любое твердое топливо – дрова, пеллеты, уголь, и всё что оказалось не нужным в гараже. Такие печи часто делают самостоятельно из старых баллонов от пропан-бутана либо шести стальных листов толщиной 5-6 мм. Но в любом случае понадобятся колосники, которые можно установить на приваренный в средине ёмкости уголок. Недостаток буржуйки состоит в том, что у неё прямая тяга – да, она сильная и топливо разгорается там при любой погоде, но в то же время через дымоход улетучивается тепло. Получается так, пока она горит, печь очень горячая, иногда даже красная, но после затухания остывает очень быстро, вынося через трубу теплый воздух.
Изобретение канадских лесорубов – печь булерьен
Очень эффективна для обогрева печь булерьян – её впервые использовали канадские лесорубы в северных районах страны. В качестве топлива обычно используют дрова, но там с таким же успехом сгорит уголь. Здесь уже нет прямой тяги, так как дымовая труба выходит из верхней части задней стенки с угловым двойным изломом 45° — это, конечно, не лежаки, но хоть как-то сохраняет тепло. Самую большую пользу приносят стальные трубы, приваренные по периметру окружности. Получается, что холодный воздух от пола попадает в них и выходит вверх. Недостатком является то, что у неё нет варочной плиты.
Простая дровяная печь с варочной поверхностью
Если сравнить дровяную печь с буржуйкой, то сравнение будет не в пользу последней, а всё из-за размеров, так как буржуйка меньше и, естественно, у неё меньше тепла. Топка здесь больше и может вместить больше дров, которые разгоревшись принесут больше тепла – это как с большим и маленьким костром. На варочной поверхности всегда можно вскипятить чайник, чтобы не бежать для этого домой.
Проблема в том, что она занимает больше места, а это можно позволить себе не в каждом гараже.
Котлы на твёрдом топливе
Принцип работы твердотопливного котла с водяной рубашкой
Такого агрегата, как на верхнем изображении вполне достаточно для 5-6 радиаторов, но в гараже этого много – вполне можно обойтись одной-двумя батареями. То есть, воды будет больше, чем достаточно и не придётся поддерживать сильный огонь. На заводских котлах есть манометры и подрывной клапан, к тому же при перегреве лишний теплоноситель поднимется в расширительный бачок. У современных котлов с водяной рубашкой очень хорошая тяга, но сверху агрегат не греется, а только греет воду.
Электрический способ
Самый распространенный способ обогрева гаража, это электрический, но при этом возникает вопрос, на каком виде радиатора остановить свой выбор. Инфракрасные обогреватели стоят недешево, зато они потребляют мало электроэнергии. Тепловые пушки хороши тем, что нагревают помещение за считанные минуты, но их минус в том, что счета за электроэнергию сильно увеличатся, посерединке находятся конвекторы.
Самым неудачным является масляный радиатор отопления, он очень медленно нагревает помещение, но при этом расходует много электроэнергии. Общим преимуществом таких обогревателей является то, что их можно легко переставлять.
Некоторые автолюбители сами собирают обогреватель, для этого берут старый, чугунный радиатор и ТЭН. Какой мощности будет нагревательный элемент, каждый решает сам, а в качестве теплоносителя можно применять отработанное масло.
Необходимо учитывать, что останавливая свой выбор на тепловой пушке, приготовьтесь к тому, что она будет поднимать в воздух самые мелкие частички пыли, и этим придется дышать
Водяное отопление
Вся система основана на том, что теплоноситель нагревается в котле и по трубам поступает к радиаторам. Она может быть двух видов:
- Однотрубная – антифриз последовательно проходит по трубе к радиаторам. При этом, естественно, что первая батарея будет значительно горячей последней. При такой системе происходит экономия за сет материалов, но она больше подходит для небольших помещений.
- Двухтрубная – нагретый антифриз поступает непосредственно к каждой батарее и благодаря обратному контуру, возвращается назад в котел. Здесь потребуется больше усилий и материальных вложений, но если гараж огромный, то это просто необходимо.
Двухтрубная система больше подойдет для автомастерских и станций техобслуживания.
Котел для своего гаража можно собрать самостоятельно, используя старый радиатор, расширительный бачок при этом сделать из пластиковой емкости. Это позволит обогреть гараж с минимальными материальными затратами.
О чем следует задуматься на предварительном этапе?
Редким счастливчикам повезло иметь в своем гараже централизованную систему отопления. Такое возможно, если у вас есть место на общей придомовой крытой стоянке или гараж расположен прямо в конструкции загородного дома.
В остальных 99% стойло для железного коня расположено в гаражном кооперативе и представляет собой кирпичный или металлический бункер без всяких удобств
Следовательно, система обогрева должна быть автономной. Прежде чем рассматривать приобретение отопительного устройства, тщательно подготовьтесь. Что нужно сделать:
Гараж нужно утеплить. Просто греть железный бункер – это выбрасывать деньги на ветер в прямом смысле слова. Кирпич, металл или сэндвич – все это нуждается в дополнительном утеплении. Нужно удостовериться, что все щели надежно законопачены. Теплоизолятор лучше располагать снаружи стен, но если такой возможности нет, пойдет и внутренняя прослойка
Особое внимание следует уделить полу – это тоже большая площадь для теплопотери. Его следует застелить изолирующим материалом.Не забывайте о кровле – в противном случае все тепло уйдет через нее
Нужно предусмотреть качественную вентиляцию
Печальная статистика свидетельствует о том, что больше всего трагических случаев в гаражах происходит именно зимой. Тщательное утепление помещения не дает возможности для нормального воздухообмена. Простой прогрев машины перед выездом на несколько минут может закончиться очень печально. Что уж говорить о ситуации, когда в помещении постоянно работает котел.
Для автобокса лучше использовать вентиляционные системы, комбинирующие естественную и принудительную вентиляцию
Обогрев при помощи газа
Это самый дешевый способ отопления, однако, чтобы подсоединиться к магистрали придется собрать много бумажек. А самовольное подключение грозит автовладельцу внушительным штрафом.
Обратите внимание!
Поэтому для гаража лучше использовать обогрев баллонами, при этом надо выбрать прибор, который наиболее экономично расходует топливо.
Остановившись на обогревателе, на газе, необходимо учитывать следующие нюансы:
- понадобится шкафчик с утеплением, где будет храниться баллон;
- шкаф будет занимать много места;
- время от времени придется проводить ревизию оборудования, чтобы избежать утечки газа.
Читайте еще: Что означают цифры и буквы на шинах авто и почему на них важно смотреть
Но при всех отрицательных сторонах, такой обогрев является достаточно надежным и экономичным.
Рекомендации по выбору метода обогрева
Для обогрева гаражей преимущественно применяются водяные и воздушные системы отопления. Также в последнее время стремительно набирают популярность установки для инфракрасного обогрева. Изучите особенности каждого варианта и выберите наиболее подходящий для вашего случая.
Водяной обогрев
Водяной обогрев
Водяное отопление – это замкнутая система, основными элементами которой являются котел, батареи отопления и соединительные трубы. Принцип работы такого обогрева предельно прост. Сначала котел нагревает воду, и подогретый теплоноситель по трубам поступает в металлические батареи. В результате и трубы, и батареи отдают тепло окружающему пространству.
Отдавать выбор в пользу такой системы рекомендуется лишь в том случае, когда гараж примыкает к дому. В остальных же ситуациях на прокладку труб уйдет достаточно много денег. Дополнительно придется менять воду на специальную незамерзающую жидкость, которая тоже довольно дорогая.
Таким образом, наибольшая часть расходов в случае с водяным отоплением припадает именно на покупку необходимого оборудования и комплектующих.
Также водяное отопление нередко применяется в больших гаражных комплексах. В результате суммарные затраты поровну распределяются между всеми участниками проекта и итоговые расходы кажутся не такими существенными.
Воздушное отопление
Воздушное отопление
Системы воздушного обогрева тоже работают по простому и понятному принципу: специальное устройство выдает поток теплого воздуха, который в довольно сжатые сроки прогревает обслуживаемое помещение. Это наиболее экономный, быстрый и простой в обустройстве вариант гаражного отопления.
Главным элементом любой системы воздушного обогрева является тепловентилятор и множество его модификаций. В продаже доступен огромнейший выбор тепловых пушек, поэтому вы безо всяких проблем сможете подобрать агрегат с подходящим значением мощности, габаритами, методом установки и т.д.
Применение пушек и тепловентиляторов
Устройства инфракрасного обогрева
Нередко для отопления гаражей используются специальные инфракрасные обогреватели. Такие устройства могут иметь пленочный и панельный вид. Принцип действия инфракрасных обогревателей таков, что они направляют свое тепло непосредственно на находящиеся рядом предметы, а не воздух, благодаря чему у пользователя появляется возможность максимально эффективно планировать зоны обогрева.
Инфракрасный обогреватель
Современные инфракрасные обогреватели полностью безопасны для человеческого здоровья, однако лакокрасочное покрытие машин от подобного излучения может пострадать. Поэтому отопительный агрегат следует устанавливать не над автомобилем, а над гаражными воротами, создавая своего рода тепловую завесу.
Инфракрасные греющие элементы максимально мобильны и просты в подключении – достаточно попросту разместить обогреватель в нужном месте и включить его в розетку. Однако оставлять такие агрегаты без присмотра нельзя, т.к. в процессе работы они достаточно сильно разогреваются. Поэтому ИК-обогреатели можно рассматривать исключительно в качестве временного обогрева гаража.
Тепловая пушка
Лёгкая тепловая пушка модели Timberk с ручкой для удобства перемещения
Компактный и удобный в работе прибор, обеспечивающий быстрый и эффективный прогрев гаража. От тепловентилятора отличается в разы более высокой мощностью ТЭНов. В основе аппарата — электрические нагреватели и вентилятор высокой продуктивности, обеспечивающий интенсивный обдув ТЭНов воздухом, обуславливающий быстрое распространение тепла в помещении.
Подключение тепловых пушек повышенной мощности требуется трёхфазная электросеть напряжением 380 В, менее мощные агрегаты рассчитаны на 220 В.
В гаражах малой площади применение тепловых пушек создаёт запылённость воздуха, поэтому эффективно использовать их там можно только при условии постоянного соблюдения чистоты в помещении, в том числе, путём качественной отделки ограждающих конструкций.
Подходящий для гаража тип отопления
Приняв все необходимые меры предотвращения утечки тепла из помещения, мы может подумать и об организации его отопления. Если же строение недостаточно утеплено, то отапливать мы будем улицу, а необходимый нам эффект так и не будет достигнут. Конечно, такого тепла, как в квартире, нам и не нужно, а вот температура от +5 °C – это и есть наша цель.
Далее рассмотрим наиболее подходящие системы отопления, которые могут быть применены в условиях гаража. И разберем их основные плюсы.
Водяная система отопления
При использовании водяной отопительной системы теплоносителем является вода. Она циркулирует по замкнутому контуру, в состав которого входят котел, насос, трубы и радиаторы отопления.
Упрощенно процесс отопления выглядит следующим образом: выработка тепла осуществляется с помощью котла, вода нагревается, а затем при участии насоса перемещается по трубам к радиаторам отопления. Здесь вода отдаёт полученное тепло, прогревая помещение, после чего опять возвращается к котлу, замыкая круг своей циркуляции.
Водяное отопление гаража может быть выгодным, но только в том случае, если оно объединяет гараж и коттедж или группу объектов капитальной постройки
Преимущества водяного отопления гаража таковы:
- Длительный срок службы. Действительно, если монтаж системы осуществлен с соблюдением всех правил, а эксплуатируется она бережно, то может исправно служить очень долго.
- Ремонтопригодность. Каждый элемент, входящий в схему, если вдруг выйдет из строя, может быть демонтирован и заменен.
- Безопасность. Водяное отопление отличается высокой безопасностью и экологичностью.
Как мы видим, преимущества этого метода существенны, но водяное отопление в гаражах применяется очень редко. Чаще всего это случается, если гараж входит в единую систему отопления с жилым коттеджем. Используется такой обогрев и в гаражных кооперативах, если в состав обогреваемых объектов входят несколько капитальных строений, объединенных в единую сеть.
При расположении гаража далеко от централизованного отопления расходы на оборудование и утепление системы отопления делают её нерентабельной. К тому же воду в системе придется заменить антифризом.
Наибольшего эффекта от применения водяного гаражного отопления можно достичь в строениях из кирпича или из цельных бетонных блоков. В конструкциях, созданных из металлопрофиля, или иных легких материалов этот вид обогрева не применяется.
Система воздушного отопления
Для воздушного отопления используют разные приборы: тепловые пушки, завесы и специальные вентиляторы, нагоняющие в помещение разогретый воздух.
Принцип работы всех перечисленных устройств одинаков: воздух подогревается встроенным в прибор нагревателем и распространяется благодаря вентилятору, который тоже находится внутри изделия.
Применение воздушного отопления для гаража позволит быстро обогреть помещения разной площади. Если направить воздушный поток на машину, можно даже под ней быстро удалить всю влагу. Некоторые из воздушных приборов потребляют электроэнергию, включаясь в обычную бытовую сеть. Другие используют для нагрева воздуха прочие виды топлива.
Основным преимуществом вот такой тепловой пушки является быстрый нагрев помещения, которого можно добиться, используя этот эффективный прибор
В качестве примера прибора воздушного отопления можно привести всё ту же тепловую пушку. Её нужно включать при посещении гаража. Она прогревает помещение в считанные минуты. В прочном корпусе этого прибора заключен мощный вентилятор, с помощью которого тепло от нагревательного элемента распространяется по комнате. Но следует учитывать, что в отсутствии владельца, гараж будет промерзать.
Преимущества воздушного отопления таковы:
- Помещение можно нагреть очень быстро.
- Температура комнаты будет поддерживаться на нужном уровне.
- Приборы для нагревания воздуха просты в эксплуатации.
К существенным недостаткам можно отнести то, что создаваемые воздушные потоки могут поднимать пыль в помещении. Регулярной уборки в этом случае не избежать. Кроме того, недостатки приборов, работающих от электричества, нами уже рассматривались.
Электрический способ
Самый распространенный способ обогрева гаража, это электрический, но при этом возникает вопрос, на каком виде радиатора остановить свой выбор. Инфракрасные обогреватели стоят недешево, зато они потребляют мало электроэнергии. Тепловые пушки хороши тем, что нагревают помещение за считанные минуты, но их минус в том, что счета за электроэнергию сильно увеличатся, посерединке находятся конвекторы.
На заметку!
Самым неудачным является масляный радиатор отопления, он очень медленно нагревает помещение, но при этом расходует много электроэнергии. Общим преимуществом таких обогревателей является то, что их можно легко переставлять.
Некоторые автолюбители сами собирают обогреватель, для этого берут старый, чугунный радиатор и ТЭН. Какой мощности будет нагревательный элемент, каждый решает сам, а в качестве теплоносителя можно применять отработанное масло.
Важно!
Необходимо учитывать, что останавливая свой выбор на тепловой пушке, приготовьтесь к тому, что она будет поднимать в воздух самые мелкие частички пыли, и этим придется дышать
Читайте еще: Как прикуривать автомобиль от аккумулятора другой машины
Как уменьшить потери тепла
Любая система обогрева гаража будет невыгодной, если из щелей дует, поэтому необходимо позаботиться об его утеплении. Для этого используют следующие материалы:
- керамзит;
- минеральная вата;
- стекловата;
- пенополиуретан;
- пеноизол.
Но самым выгодным является пенопласт, он имеет небольшую цену, по уровню изоляции не уступает минеральной вате, но при этом еще и не пропускает влагу. К тому же, он не подвержен гниению и на нем не могут возникнуть различные грибки.
Пенопластом даже утепляют пол, но только для укрепления заливают раствором цемента. Гараж можно утеплить как снаружи, так и внутри, это уже на усмотрение самого автовладельца.
Твердое топливо
На сегодняшний день твердотопливные котлы пользуются спросом владельцев жилья и зданий производственного назначения наравне с газовым оборудованием. Топливом служат уголь, опилки, дрова. Это достаточно экономное отопление, хорошо обеспечивающее помещение теплом.
Недостатки обогрева гаража твёрдотопливным котлом:
- потребность в отводе дыма;
- необходимость выделения значительной площади для обустройства места хранения топлива, что в условиях гаража не всегда представляется возможным;
- опасность нахождения в гараже всего того, что может воспламениться от искры при открывании дверцы топки;
- необходимость регулярной очистки топки от золы, а трубы — от сажи.
Наиболее совершенным, а потому экономичным видом твердотопливного котла является агрегат пиролизного типа, где топливо под воздействием высоких температур разлагается на две составляющие — пиролизный газ и золу, каждая из которых практически без остатка сжигается в отдельной камере.
В большинстве моделей пиролизных котлов в качестве топлива используется только древесина, пеллеты и отходы (не сыпучие) деревообрабатывающей промышленности. Однако производятся и универсальные агрегаты, рассчитанные также на использование угля и торфяных брикетов. Единственное общее для всех моделей условий — чтобы котёл мог выйти на режим пиролиза, влажность топлива не должна превышать 20%, иначе он будет работать как обычный твёрдотопливный отопитель.
Однако котлы пиролизного типа являются дорогостоящим оборудованием, и потому использовать их для обогрева гаража может позволить себе далеко не каждый потребитель — по-настоящему экономно отопление гаража своими руками только тогда, когда значительных затрат не требуют все составляющие процесса.
Утепление гаража
Чтобы тепло сохранялось долгое время, гараж можно утеплить. Общая температура помещения однозначно повысится, даже если его специально не обогревать. Обойдется утепление недорого, а комфорт создаст значительный. Утепление стен бывает двух видов: снаружи и внутри.
Хорошим материалом для утепления является минеральная вата. Она пожаробезопасна, продается в виде готовых блоков, которые крепятся на стены при помощи клея и дюбельных гвоздей. Для такого рода утепления существует специальная технология, в которую входит обязательная обработка антисептическими средствами от плесени.
Неплохие утеплители для гаража — пенополиэтиленовые, пробковые материалы. Также необходимо утеплить потолок и ворота. Для этого можно использовать минвату. Проем ворот дополнительно можно завесить брезентовой тканью, плотной мешковиной или полиэтиленом, для того чтобы исключить утечку теплого воздуха.
Утеплители продаются в готовых рулонах или листах. Тут обязательно принять противопожарные меры — соблюдать соответствующие технологии, например, поверх пенопласта должен быть защитный слой из штукатурки.
Вариант утепления минеральной ватой, который часто используется в настоящее время:
- ограничить прохождение воздуха. При этом не стоит забывать про регулируемую вентиляцию и паропроницаемость стен. Для этого нужно заделать щели монтажной пеной, клейкой лентой, мастикой. Проем ворот занавесить плотной ширмой;
- перед установкой утеплителя нужно вывести цоколь, вокруг него соорудить отмостки во избежание проникновения воды в изоляцию;
- теплоизолировать стены и потолок. Их лучше утеплять изнутри, так как под слоем наружной изоляции накапливаются иней и вода, которые уменьшают теплоизоляцию;
- необходима гидроизоляция стен, иначе мелкие отверстия будут вытягивать воду из грунта;
- на вентиляционные проемы установить решетки с жалюзи. Утеплить пол, например, керамзитом, так как значительная часть тепла уходит через грунт;
- минеральные плиты крепятся к кирпичу при помощи клея и фиксируются крепежными гвоздями. Если стены металлические, предварительно на них делается обрешетка;
- потолок обычно утепляется рулонной минватой на обрешетку с последующей сборкой фальшпотолка;
- поверхность минваты покрывается водостойкой шпаклевкой с армирующей сеткой.
Важная информация для вашей безопасности
Вторая возможная опасность после отравления угарным газом – пожар в гараже. Здесь всегда есть горючие материалы, включая содержимое топливного бака автомобиля. Пренебрежение мерами безопасности чревато не только потерей гаража и любимого коня, но и серьезным иском от соседей по стоянке.
По этим причинам считаем нелишним напомнить вам основные правила:
- используйте для строительства и отделки гаражной конструкции слабогорючие или негорючие материалы;
- не храните в этом помещении большое количество топлива и масла;
- заведите за правило курить на улице;
- не таскайте в гараж домашний хлам, он и станет основной «пищей» для огня;
- держите под рукой огнетушитель, однажды он спасет ваш гараж от пожара;
- не устанавливайте в сыром помещении электрические системы отопления;
- не оставляйте отопительный котел для гаража без присмотра.
Подумайте о том, что нелишним будет установить в этом помещении самые простые датчики, реагирующие на дым.
Современные технологии позволяют установить такие системы и подключить их к мобильному телефону
Обогрев гаража своими руками: электричество
Электрическое отопление сегодня – довольно дорогое удовольствие. Но для гаража требуется не так уж много тепла – достаточно поддерживать температуру на отметке в +5 градусов, так что при хорошем утеплении электрический обогреватель сильно по карману не ударит. Такие приборы можно разделить на две группы: передающие тепло внутреннему воздуху через контакт и инфракрасные.
Обогреватели, передающие тепло окружающему воздуху за счет непосредственного контакта
Традиционными представителями являются масляный и кварцевый обогреватели.
Недостаток этих приборов в том, что их поверхность из соображения безопасности не может быть нагрета до высокой температуры, поэтому высокой производительностью они не отличаются. Более эффективный прибор – конвектор.
Его корпус представляет собой, по сути, вертикально установленную прямоугольную трубу, внутрь которой помещен ТЭН.
Корпус с ТЭНом не соприкасается, поэтому нагревается не сильно и обжечься об него нельзя. А вот ТЭН нагревается до температуры в 600 градусов, вследствие чего из конвектора, как из вентилятора, дует мощный поток горячего воздуха.
Быстро прогреть гараж можно с помощью тепловентилятора – он распространяет теплый воздух не за счет конвекции, а принудительно.
Тепловые (инфракрасные) излучатели
Вышеописанные приборы позволяют создать ровный микроклимат во всем гараже, но если он не утеплен или постоянно проветривается (например, внутри имеется сварочный пост с мощной вентиляцией), толку от них будет мало.
В такой ситуации правильным решением будет установка ИК-обогревателя.
Имеющаяся в нем спираль раскаляется до красного свечения, вследствие чего она становится источником мощного теплового излучения.
Таким образом, прибор передает тепло не через воздух, а непосредственно пользователю и другим объектам, поэтому даже на открытой площадке с таким обогревателем будет тепло.
ИК-излучение вреда не представляет – такую же природу имеет солнечное тепло.
Как организовать воздушный обогрев
Этот способ отопления подразумевает прямой подогрев воздуха в гаражном помещении от выбранного источника тепла. Таковым может выступать любой из перечисленных агрегатов:
- буржуйка на твердом топливе;
- печь – капельница на отработке;
- электрический обогреватель – конвектор, масляный радиатор либо тепловая пушка;
- газовый конвектор.
Подобные обогреватели выбрасывают продукты сжигания солярки прямо в помещение
Установка печи на дровах и отработке
Прямой нагрев воздуха в гараже путем сжигания дешевого топлива – дров и разнообразных отходов – самый экономичный способ отопления. Но организовать его надо с умом, иначе отопитель станет греть один угол помещения, а противоположный так и останется холодным. Понятно, что печь не установишь посреди комнаты, значит, вопрос распределения тепла нужно решать иначе.
Чтобы сделать эффективное воздушное отопление гаража или бокса своими руками с применением дровяной печки, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
- Закажите, купите или самостоятельно изготовьте экономичную буржуйку, а не просто железную коробку с трубой. Примеры печей с чертежами, схемами и инструкциями по сборке вы найдете в соответствующей публикации.
- Площадь теплообменной поверхности стенок отопителя должен соответствовать габаритам помещения. Расчет такой: чтобы подкидывать поленья с интервалом в 3—4 часа и равномерно прогревать гараж 20 м², площадь греющей поверхности должна составлять 1 м².
- В расчет не принимается часть корпуса вокруг зольника (она слабо нагревается). Зато учитывается площадь конвективных ребер, приваренных к стенкам снаружи.
- Установите буржуйку в выбранном месте и обязательно организуйте обдув корпуса любым вентилятором – бытовым, для вытяжек или компьютерным кулером. Благодаря принудительному движению воздуха тепло эффективнее отбирается у стенок топки и равномернее распределяется по боксу.
- Перед выпуском на улицу дымоход проложите горизонтально вдоль стены, так он отдаст больше тепла в помещение.
- Дымоходную трубу поднимите на высоту 5 м, считая от колосниковой решетки, и снабдите ее шибером для регулировки тяги. В нижней части предусмотрите конденсатосборник, колпак прилаживайте на свое усмотрение.
Существуют конструкции самодельных печек, рассчитанные на воздушное отопление мастерских, гаражей и прочих хозяйственных построек. Ниже представлена схема буржуйки, изготовленной из газового баллона и оснащенной отдельной камерой нагрева, сквозь которую вентилятором продувается воздух. При необходимости через теплообменник можно прогнать и воду.
Все вышесказанное в равной степени относится к буржуйкам на отработанном масле. Единственное отличие – размещение топливной емкости, питающей капельницу. Держите бак подальше от печки, чтобы случилось возгорания. Обычный двухкамерный чудо-отопитель не используйте – он пожароопасен и расходует до 2 литров отработки за 1 час. Пользуйтесь моделями с капельной горелкой.
Размещение электронагревателей
Первое, что необходимо сделать, — правильно подобрать отопительные электроприборы по мощности. Если вы хотите греть гаражное помещение целиком, то замерьте его площадь и полученную квадратуру умножьте на 0.1—0.15 кВт. То есть, на бокс 20 м² потребуется 20 х 0.15 = 3 кВт тепловой мощности (а она равна электрической), достаточной для поддержания плюсовой температуры воздуха.
Теперь перейдем к рекомендациям:
- Если ваша работа в гараже носит периодический и кратковременный характер, лучше сэкономить и купить переносной тепловентилятор либо инфракрасную панель. Он располагается в нужном месте и прогревает только часть комнаты. Тепловая (она же – электрическая) мощность прибора – 50% от расчетной.
- Старайтесь пользоваться нагревателями, оборудованными турбиной либо вентилятором, чтобы лучше и быстрее распределять тепло.
- Рациональное решение для конвекторов и других настенных приборов – поставить несколько малых обогревателей в разных точках вместо одного большого. Тогда гараж прогреется равномерно, а при нужде половина отопителей отключается.
- Не идите на поводу у продавцов, пытающихся подсунуть более дорогой прибор под видом инновационного и высокотехнологичного изделия. КПД всех электрообогревателей одинаков и равен 98—99%, разница – в способе теплоотдачи.
Различные способы отопления можно скомбинировать. Например, над верстаком есть смысл подвесить инфракрасную панель, обеспечивающую местный нагрев. Остальной гараж обогревайте печью или тепловой пушкой – что выгоднее. Не забудьте о вентиляции гаража — она необходима при сжигании любых видов горючего.
Плюсы и минусы типов топлива
Выбор топлива зависит от личного выбора. В принятии окончательного решения о покупке, помогает знание о плюсах и минусах каждого отопительного материала. Обогреть гараж недорого и эффективно заинтересован каждый хозяин.
Вид топлива | Плюсы | Минусы |
Пропан | Экономически эффективный. Безопасный источник энергии. Экологически чистый. Нагревает большие площади. Мобильность перестановки баллона с пропаном. | Приобретение топлива сложно, так как оно не всегда доступно в магазинах. Пропан не работает при низких температурах. Холод сжимает газ в резервуаре. Подогреватели на пропане очень огнеопасны. Поврежденные резервуары — риск возникновения пожара. |
Газ | Природный газ дешевле чем синтетический. Не загрязняет землю и воду. Горящий природный газ производит меньше углекислого газа в окружающей среде. | Газ легко воспламеняется. Утечку газа сложно обнаружить вследствие отсутствия запаха. Природные газы могут выделять парниковые газы. |
Твердое топливо |
Доступность материалов. Невысокая цена. Стойкость сохранения тепла. |
Требуется дополнительное место для складирования материалов. Необходимость регулярно подбрасывать топливо и чистить печь. Трата сил на заготовку топлива. |
Газ и дрова доступны в зимнее время, когда чаще всего встает необходимость отопления гаража. Это делает возможным работать в отапливаемом помещении в нужный момент.
Важно!
Хранение дров должно быть в защищенном от осадков месте. Сырость древесины влияет на скорость растопки печи.