О динамометрическом ключе: для чего предназначен, как пользоваться
Содержание:
- Устройство и принцип работы динамометрического ключа
- Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом
- Как пользоваться динамометрическим ключом, видео инструкция
- Типы динамометрических ключей
- Универсальная таблица затяжки болтов
- Какими бывают динамометрические ключи и как ими пользоваться
- Нужна ли инструкция к динамометрическому ключу
- Рекомендации по использованию
- Как настроить динамометрический ключ?
- Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях?
- Обзор устройства динамометрических ключей
- Как определить момент затяжки
- Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового и иного типа
- Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров
- Стрелочный динамометрический ключ
- Выводы
Устройство и принцип работы динамометрического ключа
Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр (Н.м. или Nm).
Любая шкала динамометрического ключа размечена именно по такому принципу.
Типы конструкций
Стрелочный (измерительный)
Недорогой, простой, удобный в использовании.
На рукоятке расположена шкала с разметкой значения крутящего момента.
К наконечнику с квадратом (для установки торцевых головок) прикреплено две тяги: рычаг и стрелка.
При затягивании крепежа рукоятка изгибается на тарированный угол, в результате чего происходит смещение шкалы относительно неподвижной стрелки.
Механик фиксирует требуемое значение в ньютонах на метр, и в нужный момент прекращает затяжку.
Преимущество – низкая стоимость и возможность контроля результата «в реальном времени».
Недостатки:
- достаточно высокая погрешность – до 8%;
- качество работы зависит от твердости рук оператора. Высокая вероятность перетянуть гайку.
Индикаторный
Передает более точный результат. Головка имеет поворотный механизм со спиральной пружиной. К нему механически присоединен стрелочный прибор со шкалой, размеченной в Н.м.
Поворачивая рычаг, слесарь создает усилие, отклоняющее поворотный механизм. Крутящий момент отображается стрелочным индикатором.
Пользоваться таким динамометрическим ключом удобно лишь в открытом пространстве – когда индикатор контролируется визуально.
Если необходимо затянуть крепеж в скрытой полости – лучше выбрать инструмент с фиксацией стрелки.
После снятия нагрузки, индикатор сохраняет показания, затем стрелка сбрасывается до нулевой отметки с помощью кнопки.
Затяжка происходит поэтапно: с постепенным наращиванием усилия. Погрешность такого динамометрического ключа обычно не превышает 6%.
Электронный
Пружинный механизм в головке фиксирует крутящий момент, который отображается на электронном табло.
Есть приборы с дополнительными функциями:
- выбор единиц измерения (Н.м., Кг/см, Кг/м, и др.);
- фиксация максимального результата (сбрасывается кнопкой);
- звуковая индикация. При предварительной установке предела срабатывания и достижения заданного значения срабатывает зуммер. Это удобно при работе в ограниченном доступе.
Погрешность порядка 5%-6%, при визуальном контроле за результатом, точность затяжки по-прежнему зависит от твердости руки.
При работе с ключом, имеющим индикатор, контроль за крутящим усилием зависит только от вас.
Щелчковый механизм
Такой прибор напоминает обыкновенную трещотку для торцевых головок. Внешнее отличие – более толстая рукоятка с нанесенными делениями шкалы.
Ключ с щелчковым механизмом не даст повредить крепеж или устанавливаемую деталь.
При достижении установленного значения крутящего момента, срабатывает ограничитель. Перетянуть гайку (болт) не получится.
Как работает система? Внутреннее устройство на иллюстрации:
Внутри головки расположено направленное зубчатое колесо (1), как в обыкновенной трещотке.
Вместо традиционного храповика, в динамометрическом ключе применяется стопорный механизм (2).
Принцип его работы не в остановке проскальзывания, а в ограничении усилия.
Поворотная часть рукоятки (3) имеет установочную штангу (4), которая находится в подпружиненном состоянии. Пружина (5) удерживает стопорный механизм, пока не будет преодолено значение выставленного крутящего момента.
Ххраповой механизм стопора проскальзывает в обоих направлениях: свыше выбранного усилия приложить невозможно. Рукоятка прокручивается вокруг головки, издавая характерные щелчки.
Некоторые модели предусматривают сменные головки под различный размер квадрата.
Но дополнительное соединение дает небольшой люфт, снижая точность инструмента.
Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом
Индикаторные приборы не вызывают сложностей. Вы просто читаете показания, и видите крутящий момент. А вот щелчковый механизм требует привыкания и правильного понимания разметки шкалы. Грубые показания нанесены на неподвижный стержень рукоятки. Точные деления на поворотной части.
На иллюстрации изображены метки в 98 Nm и 2 Nm (на поворотной ручке). Значения складываются: итоговый показатель – 100 Nm. Чтобы протянуть таким динамометрическим ключом болты колес автомобиля (например, значение 120 Nm), необходимо выставить 112 Nm на неподвижной рукоятке и 8 Nm на поворотной части.
Если понять общий принцип, пользоваться инструментом будет удобно.
Существуют различные варианты исполнения разметки:
При этом для всех типов рукояток есть общее правило: на торце откручивается стопорное колесико, производится установка значения, после чего крепление механизма снова затягивается. Большинство динамометрических ключей такого типа, устроены еще проще.
Прокручивания трещотки не происходит, вы просто слышите громкий щелчок. Принципиально, это ничего не меняет: просто после характерного звука следует прекратить затяжку.
Моменты затяжки болтов и гаек указываются в инструкциях по ремонту и обслуживанию автомобиля. Таблица не универсальна: крепеж с одинаковой метрической размерностью, на различных узлах может иметь разные показатели.
Даже усилие затяжки колесных болтов на автомобилях одного производителя (собранных на одной платформе) может отличаться. Например, Volkswagen Passat – 120 Nm, а одноплатформенный Volkswagen Sharan – 170 Nm.
Крайне желательно соблюдать заводские установки, иначе можно повредить узлы и детали. Но бывают ситуации, когда информация не доступна. В таких случаях поможет таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.
Резьба/шаг мм | |||||
4.6 | 5.8 | 8.8 | 10.9 | 12.9 | |
5/0.8 | 2,1 | 3,5 | 5,5 | 7,8 | 9,3 |
6/1.0 | 3,6 | 5,9 | 9,4 | 13,4 | 16,3 |
8/1.25 | 8,5 | 14,4 | 23,0 | 31,7 | 38,4 |
10/1.5 | 16,3 | 27,8 | 45,1 | 62,4 | 75,8 |
12/1.75 | 28,8 | 49,0 | 77,8 | 109,4 | 130,6 |
14/2.0 | 46,1 | 76,8 | 122,9 | 173,8 | 208,3 |
16/2.0 | 71,0 | 118,1 | 189,1 | 265,9 | 319,7 |
18/2.5 | 98,9 | 165,1 | 264,0 | 370,6 | 444,5 |
20/2.5 | 138,2 | 230,4 | 369,6 | 519,4 | 623,0 |
22/2.5 | 186,2 | 311,0 | 497,3 | 698,9 | 839,0 |
24/3.0 | 239,0 | 399,4 | 638,4 | 897,6 | 1075,2 |
27/3.0 | 345,6 | 576,0 | 922,6 | 1296,0 | 1555,2 |
30/3.5 | 472,3 | 786,2 | 1257,6 | 1766,4 | 2121,6 |
33/3.5 | 636,5 | 1056,0 | 1699,2 | 2380,8 | 2860,8 |
36/4.0 | 820,8 | 1363,2 | 2188,8 | 3081,6 | 3696,0 |
39/4.0 | 1056,0 | 1756,8 | … | 3955,2 | 4742,4 |
Зависимость указана не только от диаметра и шага резьбы. Одна из важных характеристик – класс прочности. Это ограничение связано с так называемой текучестью металла, когда деформация может привести к срыву как минимум резьбы, а как максимум – головки болта (стержня шпильки).
Важно! Указанные в таблице значения, относятся лишь к прочности крепежных элементов.
Использовать этот справочник при монтаже узлов и деталей автомобиля, и тем более колесных дисков – недопустимо! Установленные заводом изготовителем моменты затяжки крепежа, связаны не только с прочностью болтов.
Пострадать может геометрия детали, герметичность прокладки. Изменятся условия работы подшипников, сальников.
Как пользоваться динамометрическим ключом, видео инструкция
Выводы:
• Чтобы пользоваться динамометрическим ключом, не обязательно высшее образование. Достаточно понимать величины, в которых измеряется крутящий момент.
• Даже самой недорогой модели достаточно для выполнения большинства работ в условиях собственного гаража.
Типы динамометрических ключей
Такие приборы различаются по своим конструкционным особенностям и механизмам действия.
Торсионный ключ с неподвижным указателем
Особенностью строения стрелочного динамометрического ключа является наличие зафиксированного указателя и твердого стержня со шкалой на две стороны, градированной в ньютонах на метр. Во время действий, направленных на зажим болта или гайки, шкала накреняется относительно зафиксированного указателя на тот угол, который пропорционален прилагаемой силе.
По этим отклонениям и определяется величина усилия. Его использование имеет большое преимущество перед иными инструментами – это возможность применения к болтам и гайкам с право- и левосторонней резьбой.
Единственный минус – высокая, достигающая 15%, погрешность. Такой нюанс исправлен в схожем ключе с манометрическим индикатором, где угол отклонения регулируется с помощью динамометра в виде пружины.
Щелчковый ключ
Является наиболее популярным в среде автолюбителей и профессионалов. Этот инструмент имеет трещотку, которая по своей сути является передаточным механизмом со щелчковым элементом.
Как работает динамометрический ключ этого типа? Когда во время работы показатель достигает установленного значения, он перестает выполнять задачу и проскальзывает, издавая характерные узнаваемые щелчки.
После выставления нужного значения усилия можно приступать к закручиванию гайки, не контролируя силу. Внутри головки находится зубчатое колесо, останавливает которое стопорный механизм.
Принцип работы состоит в ограничении усилия. В поворотной части рукояти установлена штанга, которая и удерживает стопорный механизм при достижении выставленного показателя. Свыше указанного параметра приложить усилие невозможно. Измерение момента затяжки происходит дискретно. Первый же щелчок даст сигнал о завершении работы с элементом. Крутящий момент не перевалит за нужное значение из-за регулируемого ограничителя.
Этот вид динамометрических ключей требует к себе бережного обращения, а единственным недостатком является возможность работать с ним только на зажим. Такой инструмент наиболее распространенный. Звуки трещотки раздаются из большинства станций технического обслуживания и приватных гаражей.
Прибор с электронным механизмом
Цифровой динамометрический ключ выделяется достоверностью. Погрешность достигает 1%, что необычайно мало, но часто в такой точности нет необходимости. В него встроен жидкокристаллический индикатор небольшого размера для измерения крутящего момента. Также можно выбирать вычислительные единицы.
Есть возможность установить предельное значение, во время достижения которого издается звуковой сигнал.
Это очень удобно при эксплуатации ключа в ограниченном пространстве, когда нет возможности визуально контролировать зажим. Высокая цена электронного динамометрического ключа является его главным недостатком.
Все виды таких инструментов отлично подходят для использования при ремонте автомобиля. Выбор основывается исключительно на опыте собственника, его финансовых возможностях и желании учиться. Сколько бы консерваторы ни говорили о бесполезности такого вида устройства для автолюбителя, на самом деле этот ключ нужен.
Он универсален, так как имеет сменные головки, которые делают его подходящим для любых диаметров. Особенно удачно его применение неопытными мастерами. Это помогает избежать сорванных болтов, сломанных шпилек, слизанной резьбы или лопнувших гаек.
Без рожкового динамометрического ключа невозможно достигнуть равномерной затяжки множества резьбовых элементов на блоке цилиндров или даже на колесе. А ведь это обязательное условие эксплуатации механизмов.
Универсальная таблица затяжки болтов
Зависимость указана не только от диаметра и шага резьбы. Одна из важных характеристик – класс прочности. Это ограничение связано с так называемой текучестью металла, когда деформация может привести к срыву как минимум резьбы, а как максимум – головки болта (стержня шпильки).
Использовать этот справочник при монтаже узлов и деталей автомобиля, и тем более колесных дисков – недопустимо! Установленные заводом изготовителем моменты затяжки крепежа, связаны не только с прочностью болтов.
Пострадать может геометрия детали, герметичность прокладки. Изменятся условия работы подшипников, сальников.
Какими бывают динамометрические ключи и как ими пользоваться
Эти инструменты делятся на три основных типа, отличающиеся не только механизмом, но и точностью измерения, а характеристики обязательно имеются в инструкции динамометрических ключей:
1. Стрелочный. Самая простая и дешёвая разновидность. Имеют наименьшую точность измерений. Погрешность составляет до 10 %. Диапазон прилагаемых усилий до 280 Нм. Контроль работы производится визуально, что не всегда удобно. Специалисты не считают этот тип достойным внимания.
2. Щелчковый (трещотка). Наиболее распространённый тип инструмента. Его погрешность может составлять всего 5 %, что считается допустимой нормой. Диапазон 40-360 Нм. Большинство профессиональных трещоток изготовлено по этой технологии.
3. Электронный. Имеет цифровую шкалу, и максимальную точность измерений. Погрешность не более 1%. Это самая дорогая категория динамометрических ключей. Диапазон усилий в пределах 20-350 Нм. Имеется звуковая и световая индикация порога прикладываемых усилий.
Существуют динамометрические ключи, приспособленные только на затягивание. Однако это не всегда удобно, особенно при работе с гайками, имеющими обратную резьбу. В этом случае необходимо приобрести инструмент, поддерживающий работу в нескольких позициях. Как правило, это фиксированный режим, режим откручивания и закручивания.
От того, как вы будете пользоваться динамометрическим ключом, зависит тип, который нужно приобрести. Профессиональные инструменты можно разделить на имеющие сменные наконечники, и с несъёмной трещоткой. Замена наконечников позволяет использовать не только обычный щелчковый механизм, но и специальные приспособления в виде рожковых или накидных насадок.
Нужна ли инструкция к динамометрическому ключу
Определить допустимый диапазон усилий прикладываемых к инструменту, можно даже на глаз. Чем он больше, тем большие усилия сможет выдержать. Рычаги длиной около 50см, как правило, рассчитаны на затягивания гаек с усилием не больше 100Нм. Этого вполне достаточно для большинства работ в автомобильной мастерской. Те, которые равны или больше 70см. выдержат уже до 350 Нм. Но не стоит определять характеристики на глазок. Более точно определить параметры динамометрического ключа позволит инструкция, которая обязательно идёт в комплекте.
Принцип работы с таким инструментом заключается в следующем. Когда необходимо выдерживать определённые усилия при завёртывании гаек или болтов, нужно предварительно выставить эту величину. Это делается при помощи специального механизма, расположенного в рукоятке рычага или рядом с ней. Вы либо накручиваете счётчик, либо перемещаете шкалу до необходимой величины. В случае, когда имеется электронная шкала, нужное усилие выставляется на ней. Если вы не знаете, как пользоваться динамометрическим ключом настоятельно рекомендуется обратиться к инструкции.
После использования инструмента, измерительный механизм необходимо перевести в нулевое положение, поскольку несоблюдение этого правила приведёт к быстрому расслаблению пружины, и как следствие некорректной работе
Также очень важно не использовать ключ в качестве воротка для откручивания чрезмерно затянутых и заржавленных гаек и, конечно же, не рекомендуется применять к нему усилия больше тех, на которые он рассчитан. Соблюдая правила работы и хранения инструмента, вы долго сможете использовать его в работе, не опасаясь появления недопустимых погрешностей
Рекомендации по использованию
Отзывы автомобилистов наглядно показывают, что динамометрические ключи действительно полезная вещь в гараже. Если вы не ремонтируете машину сами, в его покупке смысла особого нет.
Помимо того, что нужно уметь правильно работать с ключом, также регулярно должна проводиться поверка и тарировка.
Тарировка подразумевает проверку показаний инструмента, его регулировку и перенастройку при необходимости. А поверкой называют ту же проверку. То есть нужно периодически проверять, действительно ли настроенный на ключе момент соответствует моменту затяжке. Если на шкале стоит 100, то и затягивать он должен с моментом 100 Нм. Со временем и при частой эксплуатации настройка сбивается.
Запомните, что шкальный ключ, то есть наш с вами ДМК, не может использоваться как обычный вороток. Иначе вскоре придется покупать новый инструмент.
Также важно после каждого применения выставлять значения на 0. Оставив ключ в сжатом состоянии, точность момента со временем ухудшится
Каждый ДМК имеет свои особенности, как затягивать резьбу.
Щелчковые ключи
Хорошее сочетание цены, качества и точности делают их самыми популярными. Чтобы выставить усилие и закрутить соединение с нужным моментом, вам необходимо:
- отпустить гайку (стопорную);
- выставить на шкале нагрузку, что делается с помощью подвижной рукоятки;
- стопорной гайкой зафиксировать это положение;
- начать затяжку и когда прозвучит характерный щелчок, остановиться.
Все, нужный момент достигнут.
Электронные ДМК
Преимуществом таких ДМК является возможность максимально точной настройки.
Настройки выставляются через панель управления на экране дисплея или через компьютер, к которому подключается ключ по средствам кабеля.
Все настройки можно сохранять и быстро их менять, что упрощает работу. Выставили параметры, затянули, услышали сигнал и остановились. Все просто.
Стрелочные модели
Требуют повышенной точности при работе, поскольку ограничителей усилия здесь нет. Приложите много усилий, сорвете резьбу или сломаете инструмент. Недостаточное усилие спровоцирует вероятное ослабление соединения и деталь может просто отпасть в какой-то момент.
Когда делается затяжка головкой, стрелка находится в неподвижном состоянии. Меняется только положение шкалы. Нужно внимательно следить за ней и крутить до тех пор, пока шкала и стрелка не сойдутся в нужной позиции.
К каждому ключу идет заводская инструкция по применению и она может отличаться в зависимости от модели и производителя. Потому основой станет именно руководство от изготовителя.
Динамометрические ключи раз в год нужно отправлять на калибровку, то есть профилактику. Так вы будете точно знать, что выставленное значение соответствует действительности.
Спасибо, что читаете нас! Оставляйте комментарии, рассказывайте о нас своим друзьям и сами не забывайте подписываться!
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту!
Гарантируем: никакого спама, только новые статьи один раз в неделю!
Сегодня динамометрический ключ является одним из самых распространенных приспособлений в сфере ремонта различной техники. Для чего предназначен динамометрический ключ? Инструмент нужен для того, чтобы передать на крепеж необходимое усилие, которое обеспечивает надежную фиксацию скрепляемых деталей. Несмотря на то, что это приспособление применяется уже около 100 лет в различных сферах деятельности, где встречаются резьбовые соединения, у некоторых возникает вопрос, как же правильно пользоваться динамометрическим ключом.
Как настроить динамометрический ключ?
Если производился недавно ремонт приспособления или оно работает неправильно еще с завода, то нужно произвести калибровку. В домашних условиях задачу, как выставить динамометрический ключ, делаем согласно следующей инструкции:
- Для калибровки требуется установить точный момент силы. Дома это можно произвести с помощью кантера, как описано в предыдущем разделе, или используя груз с точным весом (гантели, гири).
- Устанавливаем ручку на нужный момент и проверяем ключ в работе.
- Если щелчок произойдет раньше, чем груз переместится, то нужно затянуть калибровочную втулку.
- Если вес поднимается без щелчка, то калибровочная втулка ослабляется.
- Настройка динамометрического ключа производится до момента, пока груз в момент щелчка будет едва-едва подниматься.
- Когда требуемый параметр будет выставлен, ручка блокировки затягивается.
- Устанавливается и затягивается контргайка, чтобы калибровочная втулка зафиксировалась.
Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях?
Приспособления этого типа изобретены для точных работ. Даже советский динамометрический ключ в старые времена проходил периодическую обязательную калибровку. Лучше производить данные работы в специализированных мастерских на проверенном сертифицированном оборудовании. Если же стоит задача сделать проверку в домашних условиях, то выполняем ее с помощью относительно точного бытового кантера.
Домашняя проверка динамометрического ключа:
- Выставляем на ключе момент затяжки требуемой величины.
- Производим закручивание болта или гайки до щелчка.
- Выставляем рукоятку ключа вертикально.
- Сверху на ключ цепляем крючок кантера, удерживая прибор под прямым углом.
- Тянем рукой кантер в сторону затяжки до момента щелчка, контролируя визуально его показания.
- Измеряем рулеткой длину рукоятки инструмента, чтобы определить плечо силы.
- Вычисляем величину момента по формуле (М = F*r). Например, при показании кантера 8,5 кг и длине ключа 32 см получим следующие данные: (8,5х9,81)х0,32=26,7 Нм.
Обзор устройства динамометрических ключей
1. Самый простой вариант ключа. Принцип его работы устроен на изгибе рычага со и неподвижного указателя. Первый рычаг используется для передачи усилия на крепеж. Второй рычаг с одной стороны прикреплён к головке ключа, а с другой стороны свободен, служа указателем, который показывает значение крутящего момента в конкретный момент времени. На картинке показано устройство динамометрического ключа подобного вида.
Плюсы:
- Низкая стоимость;
- Начало контролируемого диапазона динамометрических ключей от 0 Нм;
- Шкала в обе стороны. Позволяет закручивать крепеж с правой и левой резьбой.
Недостатки:
- Низкая точность;
- Ключи данного вида не подлежат регулировке, поэтому со временем изнашиваются и теряют точность, что делает их использование бесполезным занятием;
- Невозможно работать в труднодоступных местах, так как необходимо всегда следить за затяжкой по ;
- Отсутствует храповый механизм, как у . Ключ необходимо всегда переставлять.
Данный вид ключей не способен обеспечить высокую точность работ, поэтому, чаще всего, используется для непрофессиональных слесарно-монтажных работ и для гаражного ремонта.
Устройство, конструкция и схема
2. Как устроен данный динамометрический ключ? Конструкция динамометрического ключа хорошо показана на картинке. В устройство таких ключей входит специальный пружинный механизм, который позволяет установить на инструменте необходимый крутящий момент и передать его на крепеж, не превысив выставленного значения. Еще одним обязательным условием таких ключей является наличие храпового механизма, как у обычной . С помощью шкал, которые расположены на корпусе ключа, необходимый момент затяжки выставляется заранее. Как только установленный момент затяжки будет достигнут, прозвучит щелчок и сработает фиксатор, который не позволит превысить выставленную силу момента.
удобен в работе, так как необходимо просто закручивать соединение до щелчка. Устроены таким образом, что имея ремкомплекты и запасные части могут быть отремонтированы. Как правило, схема конструкции определенной модели прилагается к инструменту.
Ключи имеют большую разновидность диапазонов крутящего момента от 5 до 3000 Нм. Размеры присоединительных приводов: 1/4, 3/8, 1/2, 3/4, и 1 1/2 дюйма.
Плюсы:
- Погрешность не выше 4%;
- Простота работы обеспечивается наличием храпового механизма;
- Крутящий момент устанавливается заранее и его не нужно контролировать. Как только он будет достигнут, ключ издаст характерный щелчок;
- Удобно использовать в труднодоступных местах;
- Ремонтопригоден;
- Некоторые модели могут работать с правой и левой резьбой.
Недостатки:
- Требуют проверки и калибровки;
- Храповый механизм может выйти из строя, но на некоторые модели имеются специальные ремкомплекты.
Для того, чтобы ключ не испытывал максимальные нагрузки и работал долго с минимальной погрешностью, его не нужно использовать в крайних значениях диапазона крутящего момента. Поэтому рекомендуется покупать ключи с перекрытием рабочих значений.
Можно сказать, что такой вид инструмента является самой популярной разновидностью динамометрических ключей для автомобиля и не только, так как они удобны в использовании и имеют невысокую стоимость.
Первые два вида относятся к
, которые измеряют крутящий момент за счет специальной конструкции или специального механизма. Обязательно они имеют шкалу для слежения или установки момента силы, поэтому относятся к шкальным динамометрическим ключам.
3. На первый взгляд, такой вид ключей выглядит как предыдущий, но он имеет больше возможностей. Специальный датчик ключа генерирует сигнал, который преобразуется в необходимую величину крутящего момента и выводится на экран электронного динамометрического ключа. Погрешность ключа минимальна за счет “начинки”. Необходимый момент силы выставляется на дисплее и при достижении установленного значения, ключ издает звуковой сигнал. Во время работы на экране выводится значение крутящего момента в реальном времени.
Плюсы:
- Вывод значений крутящего момента в разных значениях силы;
- Световая и звуковая индикация;
- Высокая точность;
- Возможность замерить крутящий момент у уже закрученного соединения;
- Двухстороннее действие: “по” и “против” часовой
- Не требует регулировки;
- Удобство работы за счет храпового механизма;
- Сохранение значений в память.
Недостатки:
- Высокая стоимость;
- Требует бережного использования;
Подобные ключи имеют большой функционал и высокую точность измерения, но из-за своей цены они используются в тех сферах, где установлены жесткие рамки по точности проводимых работ.
Как определить момент затяжки
Этот инструмент должен быть подобран таким образом, чтобы момент затяжки крепежного элемента был на 20−30% меньше, чем максимальный момент на вашем ключе. При попытке превысить предел, ключ быстро выйдет из строя.
Усилие на затяжку и тип стали указывается на каждом болте, как расшифровывать маркировку описывалось выше. Для вторичной протяжки болтов нужно учитывать несколько правил:
- Всегда знать точное необходимое усилие для затяжки.
- При контрольной проверке затяжки стоит выставить усилие и проверить в круговом порядке все крепежные элементы.
- Запрещено использовать динамометрический ключ как обычный, им нельзя производить закрутку деталей, гайку или закручивать болт до примерного усилия, контрольная протяжка производится динамометрическим ключом.
- Динамометрический ключ должен быть с запасом.
Без динамометрического ключа.
Для этого потребуется:
- Ключ накидной или рожковый.
- Пружинный кантер или весы, с пределом в 30 кг.
- Таблица, в которой указывается усилие затяжки болтов и момент затяжки гаек.
Читать также: Как работать ручным рубанком
Момент затяжки — это усилие, приложенное на рычаг размерами в 1 метр. Например, нам требуется затянуть гайку с усилием 2 кГс/м:
- Измеряем длину нашего накидного ключа, она, к примеру, составила 0,20 метра.
- Делим 1 на 0,20 получаем цифру 5.
- Умножаем полученные результаты, 5 на 2кГс/м и получаем в итоге 10 кг.
Переходя к практике, берем наш ключ и весы, прикрепляем крючок к ключу и производим затяжку до нужного веса, согласно описанного выше расчета. Но даже такой способ в итоге окажется лучше, чем тянуть от «руки — на глаз», с погрешностью, чем выше усилие, тем она меньше. Это будет зависеть от качества весов, но лучше все-таки приобрести специальный ключ.
Очень важно что бы после посещения Вашего шиномонтажа, автосервиса или СТО, через несколько километров пробега, Ваш клиент не обнаружил, что болты на колесе не не затянуты или наоборот «сорваны». Чтобы избежать проблем с колесными болтами, не плохо было бы обзавестись динамометрическим ключом и знать усилие затяжки крепежей автомобиля
Таблица1 Момент затяжки болтов на колесах легковых автомобилей
- Список форумов‹Общие вопросы‹Общие вопросы по автомобилям Škoda (Шкода)
- • forum.skoda-club.ru • Конференция Клуба Любителей Автомобилей «Шкода»
- Изменить размер шрифта
- Версия для печати
- Мобильный вид
- Сувенирка
- Правила
- FAQ
- Регистрация
- Вход
Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового и иного типа
Чтобы правильно воспользоваться инструментом, автолюбителю не потребуется каких-либо особых навыков, достаточно лишь 2-3 раза самостоятельно затянуть или открутить гайку. Для каждого изделия надлежащего качества имеется инструкция по использованию прибора, в соответствии с которой необходимо выполнить следующие шаги:
- Выбрать подходящую насадку, которая будет соответствовать размеру гайки.
- На рукоятке выстраивается необходимое предельное усилие, которое требуется приложить к крепежу.
- После настройки шкалы необходимо зафиксировать винт, который будет определять это усилие и не даст мастеру сорвать гайку.
- Рабочий орган ключа накидывается на гайку и происходит затяжка. Автолюбитель может не переживать, что сорвёт крепёж, так как при достижении выставленного усилия прибор начнёт трещать и прокручиваться вхолостую.
Важно!
Если гайки особенно чувствительны к лишнему усилию, то желательно выставить на шкале немного меньший предел усилия, чем может выдержать крепёжный элемент, потому что погрешность измерения может спровоцировать поломку материала.
Щелчковый ключ
Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров
Для выполнения этой важной операции, при сборке блока цилиндров и головки, необходимо выбрать вид инструмента и подготовить: специальный динамометрический ключ трещотку, торцевую головку-насадку, а также немного моторного масла (чистого)
Рекомендуется придерживаться следующего порядка:
- Изучить руководство по ремонту и эксплуатации данного авто и определить, в какой очередности и с каким усилием (моментом) должен быть произведена затяжка ГБЦ;
- Смазать крепежные болты моторным маслом;
- Вставить болты в технологические отверстия и закрутить их руками;
- Установить на динамометрическом устройстве предельный уровень усилия, в соответствии с руководством по ремонту автомобиля;
- При первом подходе произвести затягивание болтов резьбового соединения, от середины и далее по схеме, не доводя усилие до максимального;
- На завершающем этапе каждый болт должен быть затянут «до щелчка» динамометрического ключа. Наглядный пример можно посмотреть на видеоролике.
Стрелочный динамометрический ключ
Динамометрические ключи этого типа разработаны так, чтобы точно контролировать условия окончания затяжки. Когда нужное значение крутящего момента достигнуто, рукоятка плавно перемещается вхолостую. Такая конструкция предоставляет пользователю время для сброса давления на рукоятку. Точность составляет ±5% от заданного значения крутящего момента. С целью защиты механизма от грязи он снабжается резиновым сильфоном, а пластиковая рукоятка определяет местонахождение руки пользователя для повторного применения ключа по своему назначению.
Исходная калибровка инструмента производится на предприятии-изготовителе.
Выводы
Конечно каждый автовладелец сам должен определить, какой выбрать и нужен ли он вообще для конкретных условий использования транспортного средства. Кроме того, профессиональное использование ключей требует наличия множества дополнительных аксессуаров: головок, переходников, карданных муфт, адаптеров. Удовольствие иметь полнокомплектный набор динамометрического инструмента обойдется автовладельцу в приличную сумму. Однако для малого бизнеса по ремонту транспортных средств без него обойтись невозможно.
Для точной и надежной сборки строительных конструкций, промышленного оборудования и любой другой техники необходимо затягивать резьбовые соединения с определенным, заранее известным крутящим моментом. Именно для этого и применяется .
Как пользоваться этим инструментом мы расскажем далее.
Главным отличием динамометрического ключа от обычного гаечного является наличие в конструкции динамометра, который измеряет момент силы при затяжке. Если профессиональными строительными или монтажными работами вы и не занимаетесь, такой ключ вам все равно пригодится: для обслуживания вашего автомобиля. Регулярное и правильное использование ключа гарантирует максимально надежную фиксацию колесных болтов.
Как и в случае с любым другим современным инструментом, выделяются различные типы динамометрических ключей:
Предельные.
Используются для быстрой затяжки с точным моментом, который задан заранее. По достижении выбранного значения звучит звуковой сигнал. Особенно удобны для шиномонтажных работ, где для всех соединений нужен одинаковый крутящий момент.
Шкальные.
Момент силы в процессе затягивания отображается на встроенной шкале.
Стрелочные.
Тип, аналогичный предыдущему. Отличается тем, что дает данные о моменте силы не только в процессе закручивания, но и на крепеже, уже установленном.
Следующее, что вам понадобится, после того, как вы выбрали подходящий динамометрический ключ — инструкция по обслуживанию автомобиля. Именно в ней вы найдете информацию о крутящем моменте, на котором производится затяжка соединений. Рекомендовано использовать такой ключ, чтобы необходимое для затяжки значение лежало в середине рабочего диапазона ключа (интервал указывается в Нм).
Итак, приступаем к затягиванию соединения:
Снимите блокировку ключа, повернув фиксатор в основании ручки.
Установите на ручке требуемое значение крутящего момента (например, 100 Нм). Для этого, вращая рукоятку, выберите максимально близкое значение на шкале ключа (98) и совместите с уточняющим делением на ручке (2). (Шкала может варьироваться в зависимости от типа и марки ключа).
Верните блокировку ручки.
Установите трещотку в положение откручивания.
Наденьте ключ на гайку и слегка ослабьте ее.
Переключите трещотку в положение закручивания.
Аккуратно вращайте ключ по направлению затягивания, пока не услышите щелчок.
Щелчок означает, что заданный крутящий момент достигнут, и подтяжка завершена. При необходимости повторите процесс для остальных гаек.
Важно: ключ хранится только в нулевом положении. По окончании работы обязательно верните момент к значению 0 Нм
Так вы предотвратите преждевременный выход из строя и сможете избежать неточностей в работе.