Перегрев двигателя автомобиля

Содержание:

Способы определения перегрева

Если вы заметили, что перегрев двигателя выше нормы (80 – 90 градусов), не стоит надеяться на чудо, что температура самостоятельно упадет, нужно немедленно остановиться, выбрав безопасное место для стоянки. Заглушить двигатель, ни в коем случае не трогайте крышку радиатора или бочка, вы можете получить ожег от пара. Лучше всего подождать некоторое время, пока жидкость в радиаторе не остынет, хотя бы до 50 – 60 градусов. Не поливайте двигатель водой, чтобы быстрее остудить, это приведет к деформации головки блока цилиндров и появлению трещин.

Теперь можно определять причину перегрева, посмотрите на расширительный бачек и, через его, обычно, прозрачные стенки, будет видно, есть ли жидкость в нем. Если жидкости нет, значит, возможно, причина в утечки жидкости. В таком случае следует добавить жидкость в бачек и завести автомобиль. Выждать некоторое время, внимательно наблюдая за местами соединения радиатора и двигателя со шлангами. Если не видно явных течей, то по часам засеките, сколько времени пройдет до перегрева двигателя. Если до ближнего населенного пункта недалеко, то через эти промежутки времени вы сможете добираться до помощи, на остановках постоянно доливая воду (жидкость) в бачек. Соответственно при обнаружении течи постарайтесь ее устранить.

В том случае если жидкость на месте и стоит по уровню, то нужно осмотреть ремни, все ли на месте. Возможно, что оборвался ремень, приводящий в действие водяной насос (помпу). При обрыве ремня ехать дальше можно только через очень короткие промежутки или если вы замените ремень, который возили с собой, попросили у проезжающего мимо водителя. На современных автомобилях обрыв ремня покажет не только то, что греется двигатель, но и отключение:

  •  гидравлического усилителя руля,
  • генератора,
  • вентилятора.

В том случае если ремни все на месте, то при заведенном двигателе, осторожно ощупайте шланги, подходящие к радиатору. Оба шланга должны быть теплыми либо горячими, при 80 градусах температуры

Если нижний (один) шланг холодный, то причина в термостате, он не исправен. Единственный выход это его вытащить, тогда можно спокойно продолжать путь до ближнего автосервиса, либо применить старый способ как можно охлаждать двигатель, двигаясь, даже при неисправном термостате. Нужно на каждом спуске выключать мотор и двигаться накатом, но если спуск очень крутой и длинный, то не выключать пятую (четвертую) передачу на КПП. Встречный поток воздуха охладит через радиатор, двигатель и его снова можно будет завести до следующего спуска.

Автомобиль должен сам по инерции двигаться вперед, когда заметите значительное замедление, снова включите зажигание и посмотрите на датчик. Температура жидкости по идее должна снизится. Таким образом, вы сможете добраться к станции техобслуживания.

В наше время станции техобслуживания расположены на каждом шагу, в связи с чем, большинство автолюбителей знают только азы строения автомобиля и не способны устранить даже самые незначительные поломки. Так что лучше когда сам водитель знает как устранить причину перегрева двигателя

Действительно, выход из строя «движка» автомобиля может стать досадной неудачей в пути и нарушить все ваши планы. Есть много причин, которые могут привести к перегреву или, как его еще называют, закипанию двигателя автомобиля. Рассмотрим самые распространенные ситуации, с которыми сталкиваются автомобилисты, методы их устранения, а также профилактику двигателя.

Двигатель – это сердце автомобиля и самые даже не значительные его встряски, могут привести к самым пагубным последствиям. Поэтому нужно всегда следить за температурой двигателя, его звуком и расположенными на панели приборов датчиками.

Каждый хороший и опытный водитель должен знать, что же нужно сделать с автомобилем, когда двигатель перегрелся? В первую очередь нужно съехать на обочину и заглушить двигатель. Обязательно нужно включить аварийную сигнализацию и поставить знак аварийной остановки. Открыть капот, и подождать пока остынет двигатель. Это займет 15-20минут.

Если нет явных признаков протечки охлаждающей жидкости, можно попробовать снова завести автомобиль и не спеша двигаться в сторону автосервиса для установления причины перегрева двигателя.

Выявить неполадки двигателя можно путем его периодического визуального осмотра, проверяя части на целостность и износ.

Также нужно правильно выбирать режимы работы мотора. Так, если постоянно использовать пониженные передачи на высоких оборотах, вероятность перегрева двигателя существенно увеличивается, тем более при проблемах работы системы охлаждения.

Проголосуйте, понравилась ли вам статья?

Последствия проблемы

Появление признаков, ровно, как и причины, спровоцировавшие возникновение проблемы, не следует игнорировать, поскольку это грозит самыми разными последствиями и порой весьма тяжелыми по отношению к самому силовому агрегату. Главным образом все зависит от конкретной ситуации:

  • Степень кипения ОЖ.
  • Значения отклонения температуры за пределы показателей нормы.
  • Характер повреждений и т. д.

Что же происходит при перегреве двигателя? Специалисты выделяют несколько степеней или стадий.

Локальный характер

Сложность локального перегрева двигателя в том, что вовремя е заметить очень сложно. При этом особых последствий она не вызывает, хотя и признаки тоже могут отсутствовать. Сама силовая установка меж тем будет работать в штатном режиме.

А здесь причина это сильная закоксовка – когда в какой-либо камере сгорания (либо во всех) копится толстый слой нагара. Однако сама температура ОЖ находится в пределах нормы. Хотя температурный датчик никак не реагирует, сами поршни, включая кольца, стенки цилиндров, в том числе клапаны и остальные элементы, подвергаются сильному нагреву.

Средняя степень тяжести

Явные признаки перегрева двигателя проявляются в лице деформации основного блока, включая следы потеков. Силовой агрегат подвергается длительному воздействию высокой температуры, но его пока еще не заклинивает. У дизельных двигателей практически все то же самое за одним исключением – прибор взрывается.

Правда это относится к той ситуации, когда неисправность была замечена вовремя, и удалось избежать заклинивания мотора, а стрелка еще не достигла красной зоны. В противном случае последствия куда опаснее:

  • оплавление поршней;
  • трещины в корпусе ГБЦ;
  • разрушение поршневых колец;
  • тарелки клапанов также покрываются трещинами;
  • деформация привалочной плоскости ГБЦ.

Правда, при своевременной остановке мотора его еще можно спасти заменив ряд деталей.

Критический уровень

Когда происходит перегрев силового агрегата, и он самопроизвольно останавливается, причем внезапно – это уже следует расценивать как критический признак. Это самая последняя стадия и в большинстве случае он уже мертв, и восстановить его уже невозможно. В особенности, когда речь идет о силовом агрегате автомобиля ВАЗ-2114. Остается брать новый мотор или направляться на рынок за новой машиной.

При такой остановке обычно возникает резкий стук. Тогда после перегрева двигатель уже не заводится. Самые важные узлы и механизмы получают критический урон, который уже не исправить. Все заканчивается не только оплавлением поршней, шатунные, а также коренные вкладыши тоже чрезмерно нагреваются.

Иногда при этом происходят более печальные последствия – ломается сам коленчатый вал. Несколько поршней (либо какой-то один) не способны выдерживать сильную нагрузку и его (их) заклинивает, что заканчивается разрывом пополам. Нижняя часть опускается в поддон, тогда как верхняя остается в цилиндре. Шатун с поршневым пальцем начинают болтаться и рано или поздно пробивают стенки блока цилиндров. В народе это зовется «кулаком дружбы».

Восстановить такой мотор с технологической точки зрения все же можно, но нецелесообразно. Зачастую дешевле взять новый контрактный мотор.

Что можно и нужно делать, когда водитель наблюдает превышение рабочей температуры ДВС? Новички реагируют быстро – заглушают его. Однако так поступать стоит лишь в той ситуации, если стрелка уже в красной зоне. Но когда она еще не достигла этого участка, как раз глушить агрегат не нужно! Если это произошло на ходу, то лучше остановить машину и дать ему какое-то время поработать на холостых оборотах (хотя бы 2 минуты).

Это гуманный способ остановки силового агрегата, который позволяет избежать деформации и растрескивания нагретых деталей при их остывании. Помимо этого, ни под каким предлогом не выворачивать пробку расширительного бачка пока силовая установка горячая, иначе не избежать ожогов. Также не рекомендуется доливать ОЖ, пока мотор не остыл. Разница температур вызовет деформацию нагретых элементов.

Внешний и внутренний перегрев двигателя

  1. Охладительная жидкость опустилась ниже допустимого уровня. Это обстоятельство может послужить причиной наружного перегрева. Жидкость для охлаждения способна проходить сквозь самые маленькие отверстия, образуя подтеки под машиной. Хуже, если она проникает в масло и в цилиндры – от этого может заклинить коленчатый вал.
  2. Неправильная работа термостата. Эта неисправность возникает в основном из-за блокирования такого свойства подвижного элемента, как упругость. Причина — скопления осадков в системе охлаждения. Когда термостат дает сбои, охладитель начинает идти по малому кругу, то есть работать в режиме прогревания двигателя тогда, когда требуется режим охлаждения. Поэтому перегрев здесь неизбежен.
  3. Недостаточное охлаждение генератора воздухом. В качестве причины может быть загрязнение ребер генератора, а также сбои в работе вентилятора. Если вентилятор работает от электричества, необходимо сделать ревизию температурного датчика. А в случае, если генератор получает вращение от коленвала, стоит осмотреть натяжку ремня и, если потребуется, подтянуть его специальным натяжителем.
  4. Долгая работа мотора с ненормативными нагрузками, например, в условиях буксировки, может стать причиной внешнего перегревания. Но даже при условии холостого хода во время длительной работы мотор может перегреться. Так бывает, если мотор заведен, а машина не осуществляет движения, например, в пробках. В таких условиях отсутствует встречное движение воздушных масс, а для необходимого охлаждения действия одного вентилятора недостаточно.
  5. Долгая работа мотора при детонации. Такое может быть только у двигателей, работающих на бензине. Это довольно опасный режим, который помимо перегревания может стать причиной большого количества неисправностей.
  6. Не отрегулированные зажигание и подача топлива тоже могут оказаться причиной наружного перегрева двигателя. Это происходит таким образом: очередная порция топлива еще не сгорела, а клапаны уже производят выпуск отработанных газов. Но температура этих газов становится критической, отчего накаляется головка блока. Охладитель начинает закипать.
  7. Прогорел выпускной клапан. Через место прогара начинают сквозить газы. Обладая максимально большой температурой, они в свою очередь повышают температуру мотора.
  1. Загрязнилась камера для сгорания топливной смеси. Эта неполадка весьма распространена у автомашин с чрезмерным показателем пробега. Если двигатель слишком долго эксплуатируется, он начинают поглощать больше масла, которое не обладает высокой горючестью. В результате оно сжигается не до конца, оставляя в камере соответствующие отложения. Дым из глушителя идет сизого цвета, но при этом температурный датчик не срабатывает. В результате наступает перегревание двигателя. Кстати, такого рода масляные отложения особо нежелательны для машин, работающих на бензине, потому что провоцируют калильное зажигание, которое может быть либо поздним, либо ранним.
  2. Солевые осадки от воды и тосола, которые остаются в путях охлаждения. Иногда такие отложения могут в определенной степени блокировать большую часть диаметра каналов, в результате чего расход охладителя значительно сокращается. От этого двигатель также перегревается.
  3. Иногда с целью улучшить качество масла автолюбители добавляют в него так называемые присадки. Не все, но некоторые из них могут давать осадок на внутренней поверхности цилиндров в виде металлокерамического слоя. Этот слой – мощный теплоизолятор, благодаря которому двигатель может перегреваться.

Девять самых главных причин перегрева двигателя

Рассмотрим причинно-следственные связи на основе признаков перегрева двигателя ВАЗовских автомобилей. Это самое распространенное, «народное» транспортное средство, поэтому пояснения применимы к его устройству:

  1. Недостаточное количество теплоносителя в бачке и контуре охлаждения двигателя. Пожалуй, это самая распространенная причина перегрева двигателя. Происходит это когда теплоноситель просачивается через патрубки или радиаторную печь из-за негерметичности. Также может быть неисправен насос для охладителя или тосол попадает в масло или цилиндры. Тем самым увеличивается расход теплоносителя.
  2. Низкий коэффициент эффективности охлаждающего радиатора. Происходит по причине неисправности термодатчика, от чего вентилятор работает не в полную мощность. Возможно, произошло ослабление ремешка качающей жидкость помпы. Или может иметь место загрязнение радиатора.
  3. Неэффективная работа термостата. Образующиеся в системе отложения негативно влияют на работу датчика. Он неверно снимает показания температуры теплоносителя, от чего происходит перегрев мотора.
  4. Продолжительная работа мотора в сложных условиях.
  5. Неверная настройка опережения зажигания или системы впрыска смеси. При поздней детонации часть смеси уже догорает в выпускной системе, что приводит к закипанию теплоносителя и перегреву мотора.
  6. Образование налета из минеральных солей в контуре. Они — плохие проводники тепла, ко всему прочему, сужают каналы и уменьшают расход тосола.
  7. Систематическое скапливание нагара в камерах. Такое происходит у машин с пробегом. Нагар образуется из-за попадания масла в цилиндры. Как следствие, образуются минеральные отложения.
  8. Чрезмерная любовь к использованию различных присадок. Образуется достаточно толстый слой из металлокерамики. Он плохой проводник тепла. Как результат — перегрев.
  9. Прогорание впускного клапана. Из-за трещины повышается температура отработанных газов, которые чрезмерно нагревают мотор.

Утечка охлаждающей жидкости

Если долив недостающей охлаждающей жидкости не решает проблемы и двигатель перегревается и дальше, это может указывать на утечку.

Утечка антифриза приводит к моментальному перегреву, к тому же система охлаждения заполняется воздухом, образовывая пробку. Причин для утечки охлаждающей жидкости масса:

  • повреждение резинового патрубка,
  • разрушение радиатора,
  • неисправность сальника водяного насоса,
  • пробой прокладки головки блока цилиндров,
  • неисправность теплообменника.

Исправляется ситуация путем замены неисправных деталей на новые, а в случае невозможности вовремя заменить поврежденную деталь можно воспользоваться герметиком для системы охлаждения.

Перегрев двигателя автомобиля из-за неисправностей радиатора

Дефектный радиатор чаще всего ответственен за потерю охлаждающей жидкости. Следует помнить, что этот элемент автомобиля расположен так, что постоянно подвергается воздействию вредных внешних факторов.

Наиболее опасными являются вода и соль, которые могут вызвать протечку радиатора, что обычно происходит в его нижней части. К счастью, проверка этого факта не требует посещения специализированного центра.

Все, что нужно сделать, это запустить двигатель и убедиться, что под передней частью автомобиля нет пятен. Если они есть, это будет означать отверстие в радиаторе, которое обычно вызывает его замену. Если пятно отсутствует, необходимо проверить другие компоненты системы охлаждения.

Дефекты шлангов радиатора

Источником утечки также могут быть хорошо видимые шланги радиатора. Если они имеют трещины, водитель должен будет заменить их на новые. Необходимо проверять их состояние, а также сборку на разъемах, на которые они могли быть нанесены слишком слабо.

Кабельные хомуты

Кабели на разъемах монтируются с помощью хомутов. Со временем может возникнуть коррозия, поэтому они не удерживают шланги радиатора с достаточной силой. Это также может привести к утечке.

Головной разъем

Пластиковый наконечник также может быть причиной утечки охлаждающей жидкости. Слишком сильное затягивание приводит к повреждению в виде трещины, что может привести к утечке. Поврежденную часть следует заменить новой.

Двигатель перегревается из-за недостаточной циркуляции

Часто виновником плохой циркуляции является загрязнение рубашки охлаждения и радиатора. Происходит это по причине использования некачественной жидкости, которая оставляет сульфатные отложения, заграждающие путь для ОЖ.

Источником проблемы с повышенной температурой двигателя также может быть поврежденный насос охлаждающей жидкости, который отвечает за циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Насосы, оснащенные пластиковым рабочим колесом, наиболее подвержены этой неисправности.

При покупке новой неоригинальной помпы можно заметить, что крыльчатка более дешевого насоса имеет другую форму, а значит, он не обеспечит рабочим давлением систему.

Защита от перегрева

Чем устранять последствия перегрева, проще его не допустить. Защита от этого явления состоит из нескольких несложных пунктов. Первое, что необходимо делать регулярно, контролировать уровень антифриза в расширительном бачке, если он уходит – искать утечку.

Также полноценная защита не может быть гарантирована при изношенном приводном ремне помпы, помимо этого нужно обращать внимание на то, нормально ли работает температурный датчик, т.к. из-за его неисправности не будет своевременно включаться вентилятор

Необходимо убедиться и в исправности самого вентилятора.

Еще одна процедура, которую нужно делать регулярно – мыть радиатор

Главное – соблюдать осторожность, т.к. можно запросто погнуть ребра

Если автомобиль старый, то желательно радиатор демонтировать и промыть изнутри специальными средствами.

Если машина оснащена жалюзи радиатора, нужно следить, чтобы они были открыты в теплый период времени. Если этого не делать, перегрев в жару более чем вероятен.

Главное правило, которым следует руководствоваться: гарантированная защита от перегрева – полностью исправный автомобиль. Впрочем, оно действует и применительно к другим аспектам эксплуатации.

Мне нравится2Не нравится

Причины перегрева двигателя и способы их устранения

Давайте рассмотрим причины перегрева двигателя автомобиля:

  • низкий уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;
  • заклинивание термостата или несоответствие его параметров необходимым;
  • отказ работы электровентилятора охлаждения радиатора;
  • пришел в негодность ремень привода вентилятора либо произошел его разрыв;
  • соты радиатора забиты мошками, пылью, травой, грязью, пухом;
  • после окончания зимы при переходе на весну средства утепления радиатора или двигателя не были убраны вовремя;
  • микротрещина в блоке цилиндров или в головке блока цилиндров;
  • дефект или разрыв ремня привода водяного насоса охлаждающей жидкости;
  • дефект крыльчатки водяного насоса охлаждающей жидкости (помпы);
  • неисправен датчик включения электровентилятора;
  • разрыв шлангов или патрубков системы охлаждения;
  • дефект основного радиатора охлаждения: лопнула или механически повреждена одна из банок радиатора либо повреждены соты.

После того, как определено, почему перегревается двигатель, необходимо провести ремонтные работы для устранения неисправности.

При низком уровне охлаждающей жидкости необходимо долить в систему ту же самую жидкость либо взаимозаменяемую. В некоторых случаях туда доливают воду.

Если проблема заключается в термостате, то следует обратиться в автосервис, то нужно поменять термостат на новый либо на тот, который имеет соответствующие параметры.

При отказе электровентилятора необходимо для начала обратить внимание на целостность предохранителя, находящегося в блоке предохранителей в подкапотном пространстве или под бардачком. В случае обнаружения перегоревшего предохранителя следует его поменять на новый, но не превышающий значение по амперам

В других проблемных случаях с электровентилятором следует обратиться в квалифицированному электрику.

При проблеме с ремнем привода вентилятора его необходимо натянуть либо заменить. То же касается и неисправностей с ремнем помпы. Если же проблема заключается в поломке крыльчатки помпы, то насос нужно заменить.

Если соты радиатора загрязнены мошками и прочими инородными частицами, то необходимо обратиться на автомойку. Там соты радиатора промываются сильным напором воды.

При выявлении микротрещины в цилиндрах или ГБЦ нужно произвести соответствующий ремонт либо заменить ту или иную поврежденную деталь. Обычно для исправления ситуации используется аргонная сварка, но не всегда получается добраться до места, где находится трещина.

При поломке датчика необходимо заменить его на новый. Поврежденные шланги и патрубки также меняются на целые.

Если речь идет о повреждениях в основном радиаторе, то производится ремонт либо замена. Для устранения повреждений в металлических деталях используется аргонная сварка, в пластиковых — клей. Если детали изготовлены из углеродного волокна, то здесь поможет только замена, ремонт их не производится.

Некоторые автовладельцы задаются вопросом, насколько опасен перегрев двигателя. Эту проблему нельзя оставлять без внимания, ведь любая вышеперечисленная неисправность может привести к поломке ДВС. В процессе эксплуатации его может заклинить, что приведет к капитальному ремонту. Также последствия перегрева двигателя автомобиля могут быть таковы, что владельцу придется раскошелиться на дорогой ремонт, в то время, как при устранении изначальной причины затраты будут пока еще небольшими.

Низкий уровень охлаждающей жидкости

Механизм этой причины перегрева двигателя не нуждается в долгих объяснениях – все понятно и так. Если в системе недостаточное количество воды или антифриза, охлаждение мотора не может быть эффективным. Уменьшившийся объем жидкости не успевает отводить тепло, кроме того в патрубках собираются воздушные пробки, препятствующие циркуляции.

Заметить эту неисправность можно по тому, что печка салона перестала работать. Радиатор отопления салона находится в самой высокой точке системы охлаждения, поэтому при недостаточном количестве воды или тосола печка отказывает первой.

Сбои в системе зажигания

Одна из причин перегрева двигателя заключается в неисправностях системы зажигания или подачи топлива. Если нарушена нормальная подача горючего, мотор работает на обедненной смеси. Если зажигание выставлено с опозданием, топливовоздушная смесь догорает уже при открытом выпускном клапане. Эти неполадки приводят к резкому повышению температуры выхлопных газов. Головка блока цилиндров перегревается, тосол или вода закипают.

Долгая работа под большими нагрузками

Иногда автолюбители сами «привозят» себе проблемы. Один из способов добровольного перегрева двигателя до экстремальных температур – езда под высокими нагрузками. Такие условия возникают при буксировке груженого прицепа, другого транспортного средства и т. п. При движении на пониженной передаче и высоких оборотах мотор неизбежно перегревается. Радиатор слабо обдувается встречным потоком воздуха из-за низкой скорости движения, что усугубляет положение.

Как поступить если автомобиль перегрелся в пробке

При длительном движении авто на пониженной передаче, двигатель работает с повышенной мощностью, что само по себе ведет к перегреву. Добавьте сюда отсутствие встречного потока воздуха, необходимого для охлаждения радиатора.
Что делать?
Главное не паниковать. Кратковременный перегрев не страшен, а вот если видите, что машина не остывает, пора действовать.

Важно – без крайней необходимости не глушите двигатель. Именно – без крайней

Заглушенный, перегретый двигатель – почти 100% гарантия ремонта. Описывать происходящее в двигателе в таком случае довольно долго (проворачивание вкладышей вместе с коленвалом, при последующем пуске двигателя – меньшая, из возможных бед) , просто примите на веру.

Важно – не вздумайте поливать водой двигатель, или лить холодную воду в радиатор. Результат один – ремонт

Причем, можно так постараться, что без замены блока и головки цилиндров не обойтись. Еще одна «прелесть» холодной воды ¬– микротрещины внутри блока. Найти и устранить будет очень и очень сложно, если вообще возможно.
Авто перегрелось – постарайтесь съехать на обочину. Не получается – не паникуйте, и не обращайте внимания на окружающих – Вам важно сберечь двигатель.
Остановились на холостом ходу, включили печку отопления на полную, и ждете. Если через 5-10 минут ситуация не улучшается – глушите мотор.
Не лишним будет открыть капот, главное в панике не забыть установить авто на стояночный тормоз.

Единственной причиной заглушить двигатель сразу, являются клубы пара из-под капота. Скорее всего, лопнул патрубок охлаждения, и дальнейшая работа двигателя только ухудшит ситуацию.

Вот такой он, перегрев двигателя, если рассмотреть повнимательнее. Теперь Вы знаете – почему греется двигатель, и как с этим справится.

Причины проблемы

Каждому владельцу транспортного средства следует уяснить, что его автомобиль, в частности ДВС, являются предметами, требующими ответственного и бережного отношения к себе. Любая машина нуждается в регулярном обслуживании, что позволяет избежать многих неприятностей, включая сильный нагрев.

Кондиционер

Как это ни прискорбно, но оборудование, которое служит созданию комфорта, вместе с этим служит и причиной перегрева двигателя. То есть даже с включенным кондиционером водители сталкиваются с этой проблемой. Собственно это происходит по ряду своих причин.

Работа контура охлаждения

Одна из самых распространенных кроется в нарушении функционирования системы охлаждения. Зачастую это обусловлено элементарной утечкой антифриза из разных мест на перегретом двигателе:

  • радиатора;
  • расширительного бачка;
  • патрубок;
  • печки.

При этом приходится постоянно восполнять потери, путем доливки ОЖ (в случае некритических повреждений). Появление проблемы также обусловлено использованием старого продукта. Когда антифриз не меняется в течение двух лет, его свойства заметно падают.

Еще стоит обратить внимание на радиатор кондиционера, он стоит перед основным радиатором охлаждающей системы ДВС. Присутствие грязи либо мусора в больших количествах тоже являются причиной сильного нагрева силового агрегата

При обнаружении следов ржавчины, а также сильном повреждении большей части ячеек радиатор нужно менять.

Вентилятор

Зачастую отклонение рабочего температурного режима случается при движении на автомобиле с низкой скоростью либо когда он долгое время в жару работает на холостых оборотах. Здесь может прослеживаться связь с отсутствием воздушного потока сквозь радиатор кондиционера, но это не всегда указывает на его засорение.

Когда машина стоит на месте с работающей силовой установкой, встречного потока просто нет. Тогда вся ответственность лежит на вентиляторе, который включается, стоит только ОЖ достигнуть определенной температуры. Благодаря такой слаженной работе агрегат эффективно охлаждается.

И если двигатель постоянно греется даже на холостых оборотах, в особенности, когда включен кондиционер, то причина кроется в неисправности вентилятора, его реле или муфты.

Помпа

Чаще всего выходит из строя как раз этот узел. Сбои водяного насоса или полная потеря его работоспособности приводит к нарушению циркуляции жидкости в охлаждающем контуре. Такое обычно происходит вследствие износа крыльчатки либо поломки привода помпы.

Обрыв ремня и вовсе останавливает этот процесс, в результате чего температура в ДВС лишь неуклонно растет. Данная неисправность определяется легко – достаточно заглянуть под капот машины.

Но помпу может и клинить, о чем свидетельствует характерные звуки, издаваемые ремнем, который проскальзывает по шкиву привода водяной насоса. Выполнить ремонт вручную не представляется возможным, а потому нужно буксировать транспортное средство до ближайшего автосервиса.

Термостат

В жару сильный нагрев мотора будет способствовать снижению его работоспособности и ДВС дольше греется, постоянно повышая температуру при движении. В связи с этим, если стрелка продолжает двигаться к красной зоне на ходу, то причина, скорее всего, кроется как раз в нем. А некачественный элемент и вовсе заклинивает.

Неисправный термостат не обеспечивает необходимый теплообмен, а также циркуляцию антифриза (или тосола) при движении автомобиля на большой скорости. Для устранения проблемы достаточно заменить его новой деталью. Большинство владельцев российских автомобилей на летний период и вовсе ездят без термостата. При этом сама силовая установка не греется даже в сильный зной. А с приходом осени деталь ставится на свое законное место.

Причина перегрева двигателя в этом случае вполне объяснима – когда в системе недостает антифриза либо тосола, то эффективность охлаждения мотора ставится под большим вопросом. Из-за снижения объема жидкости тепло не успевает отводиться и вдобавок в патрубках образуются воздушные пробки.

Причины, из-за которых двигатель может перегреться

Защищает ДВС от перегрева система охлаждения, в которой может быть залит антифриз, тосол или обычная вода.

Основными устройствами, осуществляющими контроль рабочей температура и ее снижение, являются:

  • вентилятор радиатора, который включается программным путем при достижении определенной температуры;
  • термостат, который открывает движение охлаждающей жидкости по большому кругу;
  • датчики температуры, которые передают показания в ЭБУ, их бывает несколько, располагаться могут как на двигателе, радиаторе;
  • электронный блок управления двигателем.

Неисправность в любом из выше перечисленных узлов может повлечь за собой перегрев. Помимо сбоев в работе вышеперечисленных устройств, причинами для перегрева могут стать как внешние факторы, так и другие внутренние неисправности.

Норма расхода масла

В традиционных двигателях уровень потребления должен составлять от 0.1 до 0.3% от общего расхода топлива. Если расход топлива составляет 10 литров, тогда оптимальным уровнем потребления смазочных средств будет 10-30 граммов масла на 100 км пути. Таким образом, вполне допустимо, если расход не превышает 3 литров на 10 тыс. километров пути.

Для форсированных турбомоторов, особенно с несколькими турбинами, допустимый уровень расхода масла будет уже от 0,8 до 3% от расхода топлива. Такой расход масла зависит от оборотов, на которых основное время работает двигатель. Чем больше оборотов совершается, тем больший расход топлива и масла наблюдается. Каждый владелец авто может самостоятельно определить, что представляет собой повышенный расход масла для своей машины.

Двигатель перегревается: признаки возникшей неисправности

Итак, если происходит перегрев, далеко не всегда из-под капота должен пойти густой белый пар. Основным поводом для беспокойства можно считать показания стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели.

На большинстве автомобилей используется именно такая схема контроля температуры ДВС. Также может быть установлен индикатор-лампочка, а повышение температуры выше заданных пределов будет сопровождаться характерным звуковым сигналом.

Если мотор перегревается на ходу, тогда основным признаком является резко поднимающаяся температура охлаждающей жидкости, стрелка указателя температуры на панели стремится в красную зону. Параллельно с этим отмечается значительное падение мощности, силовой агрегат попросту не тянет.

Сам двигатель начинает работать более «жестко» и шумно. Могут отчетливо прослушиваться звонкие металлические стуки, начинают «звенеть пальцы». Такие изменения происходят в результате появившейся детонации двигателя, когда сгорание топлива в цилиндрах приобретает взрывной характер.

Также признаки перегрева можно заметить, подняв крышку капота и заглянув в моторный отсек. На сильный перегрев укажут трещины в БЦ и ГБЦ, заметные деформации головки блока цилиндров. Из-под прокладки головки блока могут быть видны течи антифриза или масла и т.д.

Еще можно определить перегрев по свечам зажигания. Как правило, на значительное повышение температуры в камере сгорания указывает белый налет на электродах, а также общее состояние свечи (растрескивание изолятора и т.д.).

Также можно открыть крышку расширительного бачка системы охлаждения (только после остывания ДВС). Признаки перегрева двигателя, которые можно определить при осмотре, представляют собой потемнения на стенках бачка (серо-черные пятна). Дополнительно следует взглянуть на сам антифриз. Если заметны хлопья темного цвета, которые находятся в ОЖ, тогда это масло, попавшее в систему охлаждения в результате перегревов.

Обычно попадание масла происходит после повреждения (прогара) прокладки ГБЦ. Параллельно необходимо извлечь масляный щуп и открутить крышку маслозаливной горловины. Если в масле видна пена и наблюдается эмульсия под крышкой, тогда в смазочную систему попал антифриз.

Другие проблемы, из-за которых двигатель перегревается

Утечка антифриза является наиболее распространенной, но только одной из причин перегрева двигателя. Другие элементы могут быть ответственны за этот факт, в том числе вентилятор, термостат, датчик температуры, насос охлаждающей жидкости или прокладка головки блока цилиндров.

Датчик температуры

Повышенная температура двигателя может указываться неисправным датчиком температуры, который следует проверять, подключив автомобиль к компьютеру или заменив его новой деталью. Стоит подчеркнуть, что проблемой может быть не только сам датчик, но и кабель питания.

Термостат

Термостат является элементом, отвечающим за поддержание правильной температуры двигателя. Когда он перегревается, стоит присмотреться. Это не сложно. Нужно просто положить руку на шланг, ведущий к радиатору.

Если он теплый и жесткий, значит, термостат работает нормально. Если термостат вышел из строя, можно ожидать два варианта развития событий: долгого прогрева и перегрева.

Холодная труба является признаком заклинивания в закрытом положении, когда охлаждающая жидкость работает в небольшом контуре, минуя радиатор, соответственно, перегрев неминуем.

В этой ситуации водителю остается заменить термостат, а затем вентилировать всю систему.

Вентилятор

Стоит также сосредоточиться на вентиляции, если перегрев двигателя происходит во время медленной езды по городу. Скорее всего, виноват тот ремень, который мог с него упасть. Кроме того, шнур питания также может быть отключен.

Прокладка ГБЦ

Поврежденная прокладка головки также может привести к перегреву двигателя. Тогда повышенная температура двигателя является лишь одним из признаков такого отказа. Другими симптомами, указывающими на проблему с прокладкой, являются белые выхлопные газы и пузырьки, появляющиеся в расширительном баке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector