Неисправности стартера на «девятке» и борьба с ними
Содержание:
- Ремонт стартера в ВАЗ 2108 своими руками
- Возможные неисправности стартера и методы устранения
- Редукторный vs обычный: какому стартеру отдать предпочтение?
- Преимущества редукторного механизма
- Непосредственный ремонт
- Демонтаж стартера
- Как провести ремонт стартера своими руками
- Замена стартера ВАЗ 2109 (2108, 2115, Калина)
Ремонт стартера в ВАЗ 2108 своими руками
Стартер автомобиля ВАЗ 2108 является самой часто ломающейся деталью
Поэтому важно уметь осуществить его ремонт и замену самостоятельно, не прибегая к услугам автосервисов, так будет значительно дешевле. Это несложное действие легко проделать следуя подробной инструкции. Основная задача стартера состоит в том, чтобы преобразовать механическую энергию в электрическую в достаточном для запуска двигателя количестве
Основная задача стартера состоит в том, чтобы преобразовать механическую энергию в электрическую в достаточном для запуска двигателя количестве.
Стартер ВАЗ 2108
Долгая работа стартеру противопоказана, но автолюбители очень так делают, особенно в условиях низкой температуры зимой. Такое использование является одной из самых распространенных причин поломки стартера ВАЗ 2108.
Самые часто случающиеся поломки это:
- Реле не срабатывает и якорь не крутит;
- Низкая скорость вращения якоря;
- Не вращается коленвал;
- Стартер продолжает работать, несмотря на то, что двигатель уже завелся.
Все эти неполадки требуют ремонта. Для проведения ремонтных работ потребуется снять, проверить и разобрать стартер автомобиля ВАЗ 2108.
Как снять стартер?
- Установить автомобиль ВАЗ 2108 на смотровую яму, эстакаду или на домкрат;
- Поставить коробку передач на нейтральное положение;
- Снять щиток;
- Вытащить шланг из воздухосборника;
- Извлечь стартер.
Как проверить стратер?
Для того чтобы проверить обмотки понадобится прибор мультиметр.
- Поставьте деталь на торец, выводами обмоток направьте вверх;
- Один щуп прибора нужно приложить к плюсовой клемме, другой на болты стартера;
- Проверяем, крутит стартер или нет;
- Если крутит плохо, значит, не работает стартер;
- Если стартер работает хорошо, нужно проверить реле;
- Чтобы проверить реле, пропустите напряжение в 12 В на вывод, минус приложите к корпусу;
- Если омметр не показывает скачков напряжения на шкале, значит, реле нуждается в ремонте или замене. Разбирать реле ВАЗ 2108 нужно только в том случае, если ему требуется ремонт.
Проверьте поверхность коллектора и якорь, очистите их от загрязнений смоченной в спирте тряпочкой. Не нужно для этой цели использовать ацетон или другие сильные растворители. Сердечник и обойму тоже нужно протереть насухо и обработать небольшим количеством силиконовой смазки.
Как разобрать стартер?
Подготовьте свободную рабочую поверхность и набор инструментов. Осмотрите стартер ВАЗ 2108 тщательно перед тем, как начать его разбирать. Отметьте провода, для того чтобы не перепутать их местами при сборке.
Якорь ВАЗ 2108
- Ключом на 10 отверните две гайки шпилек;
- Извлеките стартер и якорь со шпилек;
- Снимите центральную шестерню с вала якоря;
- Открутите два винта задней крышки;
- Снимите заднюю крышку;
- Извлеките щетки;
- Снимите якорь;
- Извлеките регулировочную шайбу из оси якоря;
- Снимите опору вала якоря;
- Извлеките планетарные шестерни привода;
- Извлеките привод;
- Отделите опору от рычага;
- Обоприте торцевой частью коронную шестерню на брусок из дерева;
- Расположите на ограничительном кольце ключ на 13 согласно инструкции;
- Ударами молоточка по ключу спрессуйте стопорное кольцо;
- Извлеките запорное кольцо;
- Выньте ограничительное кольцо хода шестерни привода;
- Извлеките привод в сборе;
- Разожмите стопорное кольцо щипцами;
- Снимите его;
- Извлеките шайбу и опору вала привода;
- Извлеките коронную шестерню планетарного редуктора с вала привода;
- Осмотрите коллектор и обмотки якоря (следов обугливания быть не должно);
- Царапины коллектора необходимо обработать мелкозернистой наждачной бумагой;
- Если якорь сильно обгорел или износился, его необходимо заменить на новый;
- Шейку вала тоже нужно обработать мелкозернистой наждачной бумагой при обнаружении задиров или наволакиваний материалов подшипников;
- Проведите контрольный замер обмотки якоря омметром на предмет обнаружения замыканий;
- Проверьте щетки на износ, при необходимости замените;
- Проведите сборку согласно инструкции, но в обратном порядке;
- Перед тем как установить щеткодержатели, нужно снять все пружины, а щетки задвинуть в направляющие.
Эта инструкция даст возможность как начинающим, так и опытным автолюбителям сэкономить деньги на услугах по ремонту и замене стартера.
Возможные неисправности стартера и методы устранения
Причина неисправности — Метод устранения
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает:
Неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея — Зарядите батарею или замените
Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники — Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином
Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на «массу» или обрыв — Замените тяговое реле
Обрыв в цепи питания тягового реле стартера — Проверьте провода и их соединения в цепи между штекерами «50» стартера и выключателя зажигания
Неисправна контактная часть выключателя зажигания: не замыкаются контакты «30» и «50» — Замените контактную часть выключателя зажигания
Заедание якоря тягового реле — Снимите реле, проверьте легкость перемещения якоря
При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает:
Неисправна или разряжена аккумуляторная батарея — Зарядите батарею или замените
Окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники — Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином
Ослабло крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с аккумуляторной батареей — Подтяните крепления наконечников провода
Окислены контактные болты тягового реле или ослабли гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах — Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ — Зачистите коллектор, замените щетки
Обрыв или замыкание в обмотке якоря — Замените якорь
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается:
Разряжена аккумуляторная батарея — Зарядите батарею
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле — Замените тяговое реле
Большое падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов — Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до штекера «50» стартера
При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается:
Пробуксовка муфты свободного хода — Проверьте стартер на стенде, замените муфту
Повреждены шестерни редуктора — Замените поврежденные шестерни
Необычный шум стартера при вращении якоря:
Чрезмерный износ вкладышей подшипников валов якоря и привода — Замените вкладыши или крышки и опоры с вкладышами
Чрезмерный износ втулки вала привода в картере сцепления — Замените втулку
Ослабло крепление стартера или поломана его крышка со стороны привода — Подтяните гайки крепления или замените стартер
Стартер закреплен с перекосом — Проверьте крепление стартера
Повреждены шестерни редуктора — Замените поврежденные шестерни
Повреждены зубья шестерни привода или венца маховика — Замените привод или маховик
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: — заедание муфты на шлицах вала привода — заедание якоря тягового реле — Проделайте следующее: — очистите шлицы и смажьте их моторным маслом — замените тяговое реле или устраните заедание
Редукторный vs обычный: какому стартеру отдать предпочтение?
В обычном стартере отсутствует редуктор, вращательное движение передается непосредственно коленчатому валу. Поэтому его конструкция несложная и позволяет выполнить ремонт в домашних условиях. Благодаря тому, что электрический ток, поступающий на устройство, моментально вводит в зацепление венец маховика и шестерню, двигатель заводится, что называется «вполоборота». Классические узлы благодаря своей простой конструкции – надежные устройства, которые выдерживают электрические воздействия, но могут выйти из строя под воздействием низких температур.
Отличие в конструкции — включен редуктор, который расположен между якорем и бендиксом. Кроме того, обмотки оснащены постоянными магнитами, что повысило надежность механизма. Редукторные устройства все больше завоевывают авторынок. Для того, чтобы разобраться, какой из стартеров лучше, следует выяснить, преимущества и недостатки каждого из них.
Преимущества классического варианта:
- простота конструкции;
- высокая ремонтопригодность;
- доступность запчастей;
- низкая стоимость.
Из недостатков можно назвать следующие:
- необходимость в высоком стартовом токе;
- быстрый износ деталей;
- неустойчивая работа при низких температурах;
- большой вес и габариты.
Редукторный узел имеет следующие плюсы:
- малый вес и небольшие размеры;
- может работать в широком диапазоне температур;
- долгий срок службы;
- экономное потребление электроэнергии (на 40% меньше обычного).
Благодаря наличию редуктора повысилась надежность пуска при низких температурах. Так как для запуска силового агрегата требуется небольшой ток, в зимнее время увеличивается вероятность успешного запуска.
Минусы можно назвать следующие:
- отсутствие запчастей;
- сложный ремонт;
- низкое качество редуктора.
Преимущества редукторного механизма
Редукторный стартер на ВАЗ-2107 имеет следующие преимущества перед старым изделием:
- обеспечивается более быстрый запуск мотора;
- значительное увеличение срока службы изделия;
- увеличение мощности механизма при сниженных энергозатратах;
- уменьшенные размеры и масса.
Главным преимуществом обновленной модели устройства является его повышенные параметры энергоэффективности. Благодаря этим параметрам запуск двигателя возможен даже при “подсевшей” АКБ. Пуск мотора можно осуществить не только при тепличных погодных условиях, но даже в сильные морозы, когда выполнить запуск авто с обычным стартером практически невозможно.
Механизм редукторного типа позволяет экономить заряд АКБ, поэтому такой тип изделия является, намного лучшим, чем старые конструкции. Срок службы такого изделия зависит от количества запусков двигателя, но в любом случае он прослужит дольше, чем старая модификация устройства.
Конструкция и особенности функционирования
Чтобы узнать, почему изделие является эффективным и надежным, следует рассмотреть устройство редукторного стартера. Главным отличием редукторного стартера является наличие зубчатой передачи, находящейся между якорем и бендиксом. Эффективность устройства обусловлена тем, что изделие оснащено понижающим редуктором, посредством которого можно увеличить крутящий момент. Наиболее хорошо зарекомендовали себя стартеры, основывающиеся на планетарной конструкции редуктора.
Особенности функционирования редукторного агрегата на ВАЗ-2107, ни чем не отличаются от обычного:
- На клеммы втягивающего реле подается напряжение +12В.
- В обмотке и на якоре устройства начинает протекать электрический ток.
- Втягивающее реле смещает зубчатую шестерню по валу якоря и вводит ее в зацепление с маховиком мотора, одновременно начинает крутиться сам стартер.
- Происходит вращение маховика и запуск двигателя.
- Как только питание на клеммах исчезает, реле возвращает зубчатый механизм в исходное положение, а стартер в это время отключается.
Редуктор примененный в конструкции современного устройства позволят повысить его эффективность на 50%, делая его более эффективным и надежным. Таким образом, существенно снижается нагрузка на АКБ.
Особенности монтажа редукторного стартера
Если старый стартер постоянно беспокоит, то сейчас самое время его заменить на более современную модель. Для замены на ВАЗ 2107 потребуется воспользоваться стандартным набором инструментов. Процесс замены очень прост, и не потребует специальных навыков. Новый агрегат устанавливается взамен старого без каких-либо переделок.
- Изначально следует обязательно отсоединить клемму “минус” от АКБ.
- Используя гаечный ключ на “13”, необходимо вывинтить болты крепления изделия, а также кронштейн силового провода.
- С управляющего провода извлекается штекер.
- Теперь можно демонтировать старое изделие.
- Новое изделие становится на место старого идеально, несмотря на существенное несоответствие размеров.
- Приступаем к затяжке болтов крепления изделия.
- Не забываем установить на место силовой провод, после чего зафиксировать его гайкой.
- Теперь можно подключать АКБ и приступать к запуску мотора.
Вы будете приятно удивлены функционированию такого маленького, но надежного помощника. Редукторный стартер не подводит зимой, его можно использовать для частых пусков двигателя
Последнее, что немаловажно упомянуть, так это стоимость механизма. Несмотря на его размеры, стоит редукторный механизм на ВАЗ 2107 около 2500-3500 рублей
Но лучше заплатить и наслаждаться новым механизмом, нежели продолжать жить в мучениях со старым. Данный механизм производят для всего ряда семейства “Жигули”, что позволяет существенно улучшить пусковые параметры мотора. После замены проблемы с затрудненным запуском мотора при слабом заряде батареи будут уже не так актуальны, поэтому требуется поспешить за новым механизмом.
Технический прогресс не стоит на месте и постоянно развивается. Каждый год появляются новые технологии, что позволяет инженерам улучшать или создавать совершенно новые детали. Это касается и машиностроения. В России ежегодно продаются сотни тысяч современных машин. Каждая из них содержит в себе новейшие технологии. Мы же с вами поговорим о таком небольшом узле, как стартер, и разберемся, какой стартер лучше: редукторный или обычный.
Непосредственный ремонт
Не стоит думать о том, что перед снятием стартера, необходимо поднять на смотровую яму автомобиль ваз 2109. Ремонт стартера начинаем проводить после его полного снятия.Итак, начинаем:
- проверяем реле, посредством проведения напряжения в 12 В на вывод, не забывайте, что минус следует замкнуть на корпус;
- омметр одновременно с данной процедурой присоединяем к контактным болтам (если реле работает нормально, муфта должна отодвигаться в отверстие при получении тока, а болты замыкать — если этого не происходит, значит реле следует заменить).
проверка реле стартера ваз 2109
- проверяем щетки;
- снимается крышка стартера, после чего откручивается винт, фиксирующий крепление всех проводов;
- снимается пружина;
- вынимается щетка (как правило, минимальная ее высота должна быть 12 мм – в противном случае, это означает ее стирание и обязательную замену).
проверка щеток стартера
Продолжаем работать с ваз 2109. Стартер, ремонт которого проводится своими руками, нужно тщательно осмотреть.
На данном этапе можно даже вооружиться увеличительным стеклом, дабы лучше все видеть.Переходим к следующему действию:
- проверяем обмотку самого стартера (как и говорилось выше, данное устройство особо не различается с другими моделями ваз 2109, а ремонт своими руками стартера нужно проводить умеючи и знать все основы схемы);
- берем омметр и проверяем наличие замыкание между витками и на корпусе;
- осматриваем коллектор и другие обмотки (для этого необходимо аккуратным образом снять кольцо, чтобы оно не слетело, и вытащить его);
- снимаем шайбу с оси;
- выкручиваем несколько болтов;
- разъединяем трубки, которые служат для изоляции стяжных болтов и вытаскиваем их;
- тщательно осматриваем коллектор и обмотку (на них не должен наличествовать нагар или же прибой);
- наждачной бумагой протираем незначительные изменения на поверхности.
На ваз 2109 ремонт стартера своими руками подразумевает и тщательную проверку обмотки якоря.
якорь стартера
Для этого:
- берем контрольную лампу на 220 Вт;
- проверяем изоляцию на разрыв, определяем биение вала (которое должно составлять 0.08 мм, сопротивление изоляции должно быть не менее 10 кОм;
- соединяем коллектор якоря одним проводом с током на 220 В;
- второй провод соединяем через лампу 220 Вт 100 Вт с корпусом питания (если лампа загорелась, значит в якоре есть пробой и он нуждается в замене.
На автомобиле ваз 21099 ремонт стартера, где якорь в порядке, подразумевает еще осмотр и проверку коллектора.Несколько важных советов:
- если на коллекторе обнаружено подгорание пластин в двух местах, значит оборвана катушка;
- если пластины посиневшие, значит произошло витковое замыкание (такое бывает редко, но встречается):
- замыкание межвитковое обнаруживается на видимых участках провода якоря или шинки (обычно витки бывают смяты либо погнуты);
- устранить замыкание и исправить помятость шин можно путем проверки наличия инородных тел;
- если место замыкания не найдено, остается лишь перемотать якорь.
На автомобиле ваз 21093 ремонт стартера, как и на ваз 21099 и 2109, после проверки обмоток, подразумевает осмотр муфт и шестерен.Для этого проводим операции следующего типа:
- с оси якоря снимаем шайбу;
- вытаскиваем якорь в сборе с приводом;
- вынимаем рычаг привода муфты;
- начинаем вращать шестерню (при этом не должно быть никаких сколов и зазубрин, если они есть, устройство желательно заменить).
Видео, конечно может помочь в этом вопросе, но прежде всего следует понимать, что вы делаете и как оно работает.
Инструкция рекомендует также все детали, которые трутся, смазать машинным маслом для профилактики.
Научившись ремонтировать стартер своими руками, мы получаем уникальную возможность не только чинить свою любимую машину качественно, но и реально экономить. Ведь цена на новый стартер не дешева в магазинах, да и найти хороший не всегда бывает возможно.
Демонтаж стартера
Бывают ситуации, когда стартер можно отремонтировать только после его демонтажа. Здесь все достаточно просто, и никаких трудностей возникнуть не должно. Снять его можно за считанные минуты. Для этого вам потребуется смотровая яма, эстакада или подъемник, а также набор ключей.
- Поставьте автомобиль на ручник и на первую передачу КПП.
- Снимите минусовую клемму с АКБ.
- Разъем с проводом отключается от вывода тягового реле стартера.
- Открутите гайку, которая крепит контактный болт реле, и снимите провод.
- Если присутствует защита картера мотора, тогда снимите ее путем поочередного откручивания фиксирующих болтов.
- Открутите две гайки, которые удерживают стартер в посадочном месте. Делать это лучше снизу моторного отсека. Третью гайку лучше откручивать сверху.
- Теперь стартер можно извлечь.
Очистите устройство от загрязнений перед тем, как разбирать его.
Как провести ремонт стартера своими руками
Ремонт стартера ваз 2109 не представляет особой сложности для бывалого шофера, успевшего познакомиться с этой деталью в старых моделях классических «Жигули».Эта деталь достаточно проста в своей конструкции, как и у большинства автомобилей этого семейства.Деталь состоит из:
- электромотора постоянного тока, который имеет 4 полюса, наделенных электромагнитным включением;
- так же есть муфты свободного хода;
- реле тяговое.
Неисправности стартера
Неисправности данной детали легко различить. Общая конструкция стартера «девятки» не претерпела абсолютно никаких изменений, хотя разработчики и модернизировали некоторые элементы.Итак:
- Основным отличием от прежних моделей стартера является втулка вала, которая устанавливается уже не в стартере, а в системе сцепления. И об этом элементе часто забывают, проводя ремонтные работы, люди не получившие специального технического образования и не изучившие схему «девятки». Для замены втулки стартера на Ваз 2109 надо иметь некоторые навыки. Если вы раньше не выполняли этой работы, тогда можно оказаться лицом к лицу с различными сложностями.
- Другая неисправность, которую хотелось бы выделить, это втягивающее реле стартера ваз 2109. Данная деталь также становится виновником неисправности стартера «девятки» довольно часто.
Ее поломкой можно считать пустое многократное срабатывание, не удержание шестерни в требуемом зацеплении.
В остальном, дефекты, связанные со стартером модификации Ваз 2109 встречаются такие:
- не вращается вал стартера или делает это очень медленно;
- проскальзывает шестерня, это происходит при плохом зацеплении с венцом маховика, хотя вал и вращается;
- во время работы стартер издает постукивания или нехарактерный звук.
Заметив одну из вышеперечисленных неисправностей, необходимо немедленно переходить к ремонту. Если вы не сделаете эту работу сразу, тогда рискуете окончательно повредить деталь и уже не суметь ее отремонтировать.
Демонтаж
демонтаж стартера
Перед устранением неполадок стоит посмотреть на работу аккумулятора. Симптомы слабого аккумулятора часто бывают похожи на неисправности стартера.
Следует также проверить коммуникацию следующего типа: аккумуляторная батарея / замок зажигания / стартер / реле тяговое.Снять стартер не так сложно.Для этого надо:
- снять клеммы с аккумулятора;
- разобрать защиту картера двигателя;
- отключить клеммы электропроводки;
- открутить гайки крепления стартера к картеру (их бывает три).
Замена стартера ВАЗ 2109 (2108, 2115, Калина)
В этой статье пойдет речь о замена стартера на автомобиле Калина. Но в связи со схожей конструкцией двигателей, она отлично подойдет и для других авто семейства ВАЗ (2109, 2108, 2115 и т.д.).
Изначально, на моем автомобиле 2007 года выпуска (1118 1.6 8кл) был установлен стартер производства БАТЭ 2109-3708010-01. После 80000 километров пробега он начал выделывается и периодически отказывался работать — поворачиваю ключ, а в ответ тишина, ничего не клацает, ничего не крутиться. Но после применения физической силы — немного по нем постучать ключом — он оживал и снова начинал работать.
Вскрытие показало, что практически полностью, процентов на 90, износились щетки. В таком случае можно было просто заменить их на новые, но мне не понравилась сама конструкция стартера. Постоянные магниты не приклеены к корпусу, устанавливать их на место сплошное веселье, отсутствует редуктор. И именно из-за последней причины я решил заменить стартер на новый — с редуктором. По моим соображениям стартер с редуктором должен будет лучше крутить двигатель зимой, ибо старому это делать было очень тяжело.
Купил стартер фирмы АТЭК 2108-000.
Для того, что бы снять старый стартер придется снять воздушный фильтр.
Теперь у Вас появился отличный доступ к самому стартеру. От втягивающего реле нужно отсоединить два провода — один тонкий и один толстый (постоянный + от АКБ).
Стартер крепится к двигателю тремя гайками, одна из которых находится снизу. Ее то открутить будет сложнее всего.
В корпус двигателя впрессована втулка, которую желательно заменить на новую. Я этого не сделал, так как посчитал, что она ещё в довольно хорошем состоянии. Та и вытаскивать ее очень проблематично.
Так же желательно почистить все от грязи. Сам кончик оси и шестерёнку бендекса немного смазать. Теперь можно приступать к установке нового стартера. И не забудьте подключить все провода на свои места.
Прежде чем приступать к непосредственному демонтажу стартера в обязательном порядке стоит отсоединить провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи. Вместе с тем, процедура снятия стартера совершенно не сложная, однако достаточно не удобная. Лучше всего данную работу проводить работы на яме.
Порядок выполнения работ:
1. отсоединяется от клеммы реле тягового стартера колодка с проводом.
2. Отворачивается гайка крепления, снимается привод с контактного болта тягового реле.
3. Отворачиваются болты крепления и снимается защита картера.
4. Внизу двигательного отсека размещаются две гайки, при помощи которых крепится стартер — их требуется отвернуть.
5. Вверху отсека двигателя нужно отвернуть еще одну гайку, с помощью которой прикрепляется стартер.
6. Вынимается стартер с автомобиля ВАЗ.
Пожалуй, это и все. Устанавливается стартер на основании данной последовательности работ только в обратном порядке.
Замена стартера на ваз 2109 видео бонус
Стартер на автомобиле ваз 2109 снимают для его замены или ремонта. Для выполнения работ подготовьте стандартный набор инструментов, обесточьте автомобиль, после чего загоните его на смотровую яму или эстакаду, чтобы было удобно снимать нижнюю защиту двигателя. Проделайте нижеследующую последовательность действий:
В первую очередь от тягового реле необходимо отсоединить все провода. Снимите колодку с проводами с разъема реле, после чего отверните гайки и снимите высоковольтный питающий провод от аккумуляторной батареи.
- Теперь необходимо снять защиту картера двигателя, для отворачиваем по периметру все винты ее крепления и снимаем.
- После чего, тут же снизу отворачиваем две гайки крепления стартера к блоку.
Далее отворачиваем еще одну гайку сверху в моторном отсеке и извлекаем стартер.
На этом ремонтные работы по снятию стартера на автомобиле ваз 2109 завершены. Произведите его разборку с последующим ремонтом или полную замену. Установку выполните в обратной последовательности. Предварительно необходимо смазать бендикс, а именно его шестерню. Так же тщательно зачистите наждачной бумагой клеммы тягового реле, так как если они сильно будут окислены, может произойти существенное падение напряжения в цепи и как следствие стартер будет плохо запускаться.
https://youtube.com/watch?v=DRhN3pF9UOE
Источники
- http://car-hobby.ru/zamena-startera-vaz-2109-2108-2115-kalina.html
- http://avtogury.ru/tyuning-dvigatelya/zamena-startera-na-vaz-21099-2109-2108-svoimi-rukami.html
- http://zubilovaz.ru/vaz-2109-kak-snyat-starter