Целесообразно ли введение в пдд рф понятия «опасное вождение» на данном этапе?

Лекарство от агрессии

Психолог Эрнест Лайт предлагает несколько простых советов тем, кто хотел бы снизить собственный уровень агрессии за рулем и меньше страдать от агрессивности других участников движения.

Совет № 1. Презумпция невиновности. В случае странного или агрессивного поведения другого водителя постарайтесь найти ему объяснение. Например, человек торопится в больницу к внезапно заболевшему родственнику

Или мать везет ребенка и отвлекается на общение с ним, меньше обращая внимание на дорожную обстановку. Исходите из презумпции невиновности

Уважительных причин, почему люди не очень хорошо ведут машину, гораздо больше, чем каких-то злонамеренных действий.

Совет № 2. Дорогу дураку. Попадая в дорожную ситуацию, которая вас раздражает или злит, исходите из простого правила «умному поклон, дураку — два». То есть старайтесь как можно чаще уступать. Лучше пропустить втискивающуюся перед вами машину, чем поцарапать свою за правое дело. Даже самое пустяковое дорожно-транспортное происшествие отнимает столько времени и нервов, что, на секунду вспомнив об этом, лучше притормозить и избежать неприятностей.

Совет № 3. Помните о людях. Если вы везете пассажиров, будьте особо осторожными, потому что люди доверили вам свою жизнь. Садясь в машину, каждый раз напоминайте себе, что безопасное вождение — это искусство оставаться живым.

Класс! Отправить Отправить

Что такое агрессивное поведение на дороге?

Вы встречали на автодорогах страны агрессивное поведение водителя? Наверняка многие из Вас ответят на этот вопрос положительно. В отличие от других развитых стран в России эта манера езды по дорогам страны встречается очень часто. Но никто наверное из Вас задумывались, что на самом деле означает данное «агрессивное поведение водителя» на дороге? Большинство из нас ошибочно полагают и предполагают о том, что водитель в такой момент ведет себя на дороге прсто агрессивно и нарушает ПДД, хотя на самом деле его действия не являются агрессивными. Уважаемые читатели, наше интернет-издание решило разобраться с этим вопросом и ответить конкретно, что же на самом деле представляет собой «агрессивная манера» управления автомобилем.

На самом деле агрессивным поведением на дороге являются такие действия водителя, которые 

непосредственно влияют на всех участников дорожного движения. Например, агрессивное перестроение из полосы в полосу на автошоссе в нарушение правил дорожного движения, или намеренное движение на автомобиле в скоростном ряду на маленькой скорости. Как Вы друзья думаете, а как эти самые водители с агрессивным поведением на дороге могут влиять на всех водителей? Любое неординарное их действие с нарушением естественно правил дорожного движения может сильно испортить настроение любому другому водителю. Но это лишь в лучшем случае. Частенько подобная манера управления автомобилем приводит к серьезным конфликтам на дороге и естественно к серьезным авариям.

Часто в сети появляются видео-ролики снятые на видеорегистратор, где можно увидеть дорожные конфликты водителей, которые очень часто приводят к различным дракам и вместе с тем к телесным повреждениям. Как Вы друзья думаете, а из-за чего именно происходят подобные конфликты на дорогах? Отвечаем. Дело все в том, что законопослушные участники дорожного движения просто выходят из себя из-за горе-водителей, которые ведут себя на дорогах достаточно агресивно. Например, водитель, ничего не нарушающий и двигающийся на машине несколько часов подряд и уже простоявший в многокилометровых пробках не один час, находится в такой дорожной обстановке как правило на пределе и на нервах. И если в такой момент на дороге появляется водитель агрессивно управляющий автомобилем, то у этого добропорядочного водителя просто сдают нервы, что в последствии и приводит к конфликту.

————————————————— 

Как фиксируется нарушение?

Один из главных предметов для спора не только среди водителей, но и инспекторов и даже среди пешеходов, которых как ни крути, а новый закон так же касается напрямую.

Собственно фиксация а, впоследствии и доказательство опасных манёвров водителя на сегодняшний день является самой большой проблемой, и мягко говоря «непродуманностью» данной поправки.

Проблема заключается в следующем:

  1. Совершение противоправных действий, классифицируемых как «опасная езда» возможно где угодно и когда угодно, а поставить на каждый перекрёсток инспектора ГИБДД просто нереально.
  2. Вопрос так же возникает и обоговоренных безопасных интервалов, каким образом будет происходить замер, и где вообще указан этот «безопасный интервал».

На сегодняшний день предлагается производить фиксацию и доказательство факта нарушения с использованием следующих способов:

  • Фиксация нарушений с помощью технических средств, таких как автомобильные видеорегистраторы. Хотя фактически конечно можно заснять агрессивного водителя хоть на телефон в любом случае это будет лучше, чем ничего.
  • Не редко уже после дорожно транспортного происшествия можно будет оправдать себя если найти записи с уличных камер. Речь идёт не только о тех, что устанавливаются на перекрёстках, но и вполне могут пригодиться записи с частных камер расположенных на магазинах и домах.

Как видно, фиксация нарушения действительно является слабой стороной вопроса, и зачастую показателей свидетелей может быть недостаточно, следовательно уйти от ответственности водителю будет достаточно просто.

Примеры опасного вождения в РФ

Перед тем, как придавать норме юридическую силу, необходимо скомбинировать все возможные ситуации подпадающие под рассматриваемое нами определение. Конечно, это делается для сведения проблем с квалификацией (установлении факта) к минимуму. Т.е. сотрудник ГИБДД должен четко указать на нарушение, а водитель должен четко понимать, что в данный момент совершает правонарушение. Поэтому законодатели уже обозначали несколько примеров, которые уже точно будут подпадать под определение опасного вождения.

Пример 1: резкое торможение

Вы двигаетесь с положенной скоростью, соблюдаете дистанционный режим, но тут понимаете, что едите в неправильном направлении (просто перепутали дорогу) и решили развернуться. Если маневру предшествует резкое торможение, то это будет расценено как опасное движение. Т.е. водитель, который двигается сзади может вовремя не среагировать, отсюда вам и вероятность ДТП, о какой мы говорили ранее.

Но чаще всего применение этого случая находится в народном понятии «учитель». Когда один водитель решил проучить другого, резко оттормаживая автомобиль перед «учеником», тем самым провоцируя ДТП.

Пример 2: шашки

Вы не нарушаете никаких правил, но в процессе движения необоснованно часто перестраиваетесь из одного ряда в другой. В народе данный маневр значится как «игра в шашки». Т.е. неоднократный обгон (даже если он и допускается на данном участке) с перестроением, будет расцениваться как опасное вождение. Ведь проделывая подобный маневр, вы заведомо вносите неблагоприятную ситуацию, что может помешать другим водителям в процессе движения.

Пример 3: несоблюдение бокового интервала

Новые правила ГИБДД опасное вождение, по которым приравнивается к правонарушению, затронули и так называемый режим боковой дистанции. Здесь имеется в виду ситуации, когда, к примеру, на двухполосном участке дороги со встречным движением, некоторые автолюбители слишком двигаются слишком близко к разделительной полосе. Т.е. когда расстояние между встречными машинами является минимальным. Получается, для того, чтобы ваши не подпадали под действие описываемой нормы, по мнению ее разработчиков, следует двигаться немного правее от разделительной полосы. Это снизит вероятность возникновения ДТП.

Пример 4: подрезание

В среде автолюбителей данный маневр снискал себе название как «подрезание». Т.е. это происходит тогда, когда один водитель не соблюдает требование преимущественного движения, и тем самым намерено препятствует движению другого автомобиля, который пользуется прерогативой.

Пример 5: препятствие обгону

Новые правила ПДД опасное движение, по которым совсем скоро будет называться денежным штрафом, охватили и ситуацию, когда один автомобиль намерено, препятствует обгону другим машинам. Т.е. вы двигаетесь с положенной скоростью, и на допустимом для маневра участке хотите пойти на обгон, но впереди идущий автомобиль вас намерено не пропускает — это типичный пример опасного движения.

Пример 6: соблюдение дистанции

Каждый водитель прямо обязан соблюдать положенную дистанцию от впереди идущего автомобиля. Но ведь подобная норма уже давно действует, и для чего требовалось ее приобщать к опасному движению? Все дело в том, что ранее само по себе это не являлось нарушением, а лишь говорило о вине водителя в случае совершения таковым ДТП — т.е. двигался с нарушением дистанции, а значит, является виновников аварии. Теперь же, такое движение, даже без ДТП, будет являться самостоятельным правонарушением.

Поэтому, вопрос относительно того, когда вступит в силу закон об опасном движении, сейчас уже не актуален, т.к. изменения уже закреплены в законодательном виде, и с ними можно ознакомиться в тексте пункта 2.7 ПДД, либо в тексте Постановления за номером 477 от 30 мая 2016 года.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Кто и каким образом квалифицирует опасное движение?

Многие современные водители задаются вопросом, кем фиксируется по ПДД опасное движение? Фиксирование случаев, связанных с опасным движением, осуществляется теми же организациями и службами, что и обычные аварийные ситуации, в частности ГИБДД.

Говоря иными словами, если нарушение ПДД произошло на дороге, вне зависимости от вины водителя, случай станет прерогативой дорожных полицейских.

Сотрудники ГИБДД имеют право сопоставлять основные факты нарушения правил, а также их общий хронологический порядок. Только специалист дорожной службы может посчитать, какой из маневров является опасным.

Квалифицировать варианты опасного вождения будут профессиональные и опытные сотрудники ГИБДД. Закон об опасном вождении планируется дополнять и вносить соответствующие изменения.

Сотрудники дорожной полиции будут решать – виноват водитель или нет, в каких случаях было осуществлено опасное вождение одно за одним, а когда была нарушена общая хронология. Также в компетенции сотрудников находится решение – считать или нет то или иное нарушение опасным.

На основании этого можно сделать вывод, что у современных водителей существует всего два выхода – ни при каких ситуациях не нарушать ПДД или надеться на грамотность и порядочность сотрудников ГИБДД.

Пояснительная записка

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение» (далее — законопроект) подготовлен МВД России во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 6 апреля 2016 г. № ИШ-П9-1925 и по результатам совещания по данному вопросу, состоявшегося 29 июня 2016 г. в Правительстве Российской Федерации. Целью законопроекта является установление административной ответственности за опасное вождение.

Необходимость установления ответственности за указанное нарушение обусловлена принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации», которым предусмотрен запрет на опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Опасное вождение характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени.

В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.

Данная новелла следует в развитие пункта 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, который обязывает участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, и конкретизирует его в отношении водителей транспортных средств, по вине которых совершается до 80% дорожно-транспортных происшествий. Административная ответственность за опасное вождение, как представляется, должна быть выше, чем ответственность за совершение отдельных действий, перечень которых предусмотрен указанным постановлением.

Так, в настоящее время установлена ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения Российской Федерации уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, в виде административного штрафа в размере пятисот рублей (часть 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП)). За нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, выражающемся в случае «опасного вождения» в перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, также установлен штраф в размере одной тысячи пятисот рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП).

В этой связи законопроектом предлагается главу 12 КоАП дополнить новой статьей 12.38, устанавливающей административную ответственность в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей за совершение водителем транспортного средства действий, квалифицируемых как «опасное вождение». Одновременно в законопроекте предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в статью 23.3 КоАП, наделяющих соответствующих должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории.

С учетом изложенного принятие законопроекта положительно отразится на повышении безопасности дорожного движения.

Определение понятия

Под опасным вождением принято считать многократное совершение нескольких нарушений Правил дорожного движения. Это могут быть:

  • невыполнение во время перестроения требования уступить дорогу транспорту, имеющему преимущество;
  • агрессивное перестроение при интенсивном дорожном потоке при всех занятых полосах, за исключением случаев, когда осуществляется поворот, разворот, остановка или объезд препятствия;
  • несоблюдение безопасной дистанции до транспорта, который движется впереди;
  • несоблюдение интервала по сторонам;
  • необоснованное резкое торможение;
  • препятствование обгону;
  • создание прочих аварийных ситуаций.


Намеренное создание аварийных ситуаций попадает под статью «опасное вождение»

На практике применить административную норму и привлечь водителя к ответственности сложно. Инспектору необходимо доказать вину водителя. Как именно это необходимо делать с законодательной и практической точки зрения — непонятно. Подобных наработок у инспекторов нет.

Эксперты уверены, как только в ПДД появится статья за опасное вождение, это положительным образом отразится на ситуации на дорогах. По идее, многих водителей это должно дисциплинировать, поскольку планируется введение большой суммы штрафа.

Считается, что водители изначально сами должны быть заинтересованы в соблюдении правил дорожного движения. Поскольку они подобными агрессивными маневрами подвергают окружающих невероятной опасности.

Сейчас для доказательства вины видеорегистратора в машине может быть недостаточно, нужны свидетели

Эффективность борьбы с таким явлением, как «опасное вождение» во многом зависит от правовой сознательности самих граждан. Сейчас рекомендуется самостоятельно фиксировать факты опасного вождения на фото и видеокамеры, но сделать это можно лишь с привлечением свидетелей или пассажиров. Подтвердить факт опасного вождения могут записи с камер видеонаблюдения, расположенных возле проезжей части.


Игра в “шашечки” создает прямую угрозу другим участникам дорожного движения

Подобная законодательная и практическая работа направлена на снижение аварийности и смертности на дорогах. Чаще всего несчастные случаи происходят именно из-за водителей, которые совершают опасные маневры.

Наказание за провоцирование ДТП

Если всё же авария переросла в ДТП, то виноватой стороне случившегося грозит три вида ответственности:

  1. Гражданская.
  2. Административная.
  3. Уголовная.

Первая наступает всегда, так как она имеет материальный характер: виновник аварии всегда обязан возместить материальный урон, которого нельзя не причинять при любой аварии с участием даже одного транспортного средства. Причём суд может возложить на виновника ДТП и допкомпенсации пострадавшим. Например, если утрачен определённый вид заработка пострадавшей стороны (пострадавший зарабатывал на жизнь вождением, а в результате ДТП больше не может управлять ТС).

Вторая наступает, если виновник смог причинить пострадавшей стороне незначительный ущерб здоровью. Тогда могут лишить удостоверения (до трёх лет), или арестовать (до пятнадцати суток), или отправить на обязательные работы (до двухсот часов), или выписать штраф, размер которого варьируется.

Третий вид ответственности грозит виновнику ДТП, если в результате аварии кому-либо из участников был нанесён тяжкий вред здоровью или не удалось избежать смертельного (летального) исхода. Тогда суд имеет право отправить виновника ДТП на обязательные работы (до пяти лет), ограничить свободу (до трёх лет), лишить свободы (до девяти лет), лишить прав (до трёх лет).

Если виновник ДТП уехал или ушёл с места аварии, то его лишают прав на год – полтора. Также его могут арестовать на 15 суток. Если он пытается дать взятку работнику ГАИ, то обязан будет выплатить штраф пятнадцати – семидесяти размеров взятки, а также лишится свободы на семь-двенадцать лет. Если виновник аварии не оказал первую медпомощь пострадавшим, то либо получит штраф не менее 40 000 р., либо лишится свободы на срок до года. Если ДТП было совершено в результате опьянения – любого – то к его виновнику применят следующую санкцию: оштрафуют на сумму до 30 000 р. и лишат водительских прав сроком на несколько лет.

Второй и третий виды ответственности применяются только к виновнику ДТП. Первый вид может применяться ко всем сторонам-участницам ДТП.

Post Views: 3

Как инспектор определяет опасное вождение?

На самом деле, как следует из пояснительной записки, этот термин предусматривает штраф или другое наказание именно за многократное совершение перечисленных в нём нарушающих манёвров за короткий промежуток времени. Например, если Вы за 15 секунд движения в плотном потоке успели 2 раза перестроиться, оттормозить сзади едущий автомобиль, только перестроившись в первый или второй раз, то вот это уже считается опасным вождением.

Но есть сложность. Дело в том, что Конституция нашей страны и пункт 1.7 КоАП говорят о том, что никто не может быть привлечён к ответственности, пока не будет доказана его вина. В случае с опасным вождением получается, что такие запрещённые манёвры должны быть как-то зафиксированы.

«В чём же сложность» — спросите Вы. А в том, что сегодня практически любое нарушение, которое можно зафиксировать визуально, на 2020 год только так и фиксируются. К таким нарушениям относятся, к примеру, непристёгнутый ремень безопасности, запрещённый цвет фар, съёмная тонировка и тому подобные нарушения, где не требуются специальные приборы для фиксации нарушения (радары, измерители светопропускаемости и т.д.).

В случае таких нарушений составляется протокол, куда и записывается нарушенный пункт ПДД и статья КоАП, применённая. Что же происходит в случае, если Вы обжалуете такое нарушение, мотивировав отсутствие его состава только тем, что Ваша вина не доказана? А постановление с большой долей вероятности никто не отменит: ни судья, ни вышестоящее должностное лицо, мотивировав оставление наказания в силе знаменитым в профессиональных кругах юристов выражением: «нет оснований не доверять сотруднику полиции», потому что тот принимал присягу. То есть по факту зоркий глаз инспектора ГИБДД устанавливает наличие нарушения и делает неприменимой статью о презумпции невиновности.

Согласитесь, что и в случае с опасным вождением такая логика привлечения к ответственности, когда острого глаза инспектора, чтобы выявить перестроения, оттормаживания и т.п., вполне вероятна, и по сути инспектору дана воля, в том числе и для злоупотребления применимостью этого нового определения в ПДД.

Что такое «опасное вождение»

Не будем догматиками и сразу же обратимся к тексту ПДД.

Начало цитаты.

Конец цитаты.

Согласитесь, громоздкое определение. Разобьем его на структурные элементы исключительно для простоты усвоения.

1. Опасным вождением считаются следующие правонарушения в области ПДД:

а) непредоставление преимущества пользующемуся приоритетом транспортному средству  при перестроении из полосы в полосу или из ряда в ряд;

Видео — создание помех при перестроении («нервяки»):

б) перестроение транспортного средства в нарушении ПДД при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты (кроме разрешенных случаев – при перестроении перед поворотом налево или направо, разворотом, остановкой или объездом препятствия);

Видео — многократные перестроения («шашечки»):

в) несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

Видео — не соблюдение дистанции («торопыги»):

г) несоблюдение бокового интервала;

Видео про «грядки»:

д) необоснованное ситуацией резкое торможение (кроме случаев, когда такое торможение требуется для предотвращения ДТП).

Видео о таких «воспитателях»:

е) воспрепятствование обгону.

Видео о таких «упертых» водителях:

Иными словами, в структуру опасного вождения входят противоправные деяния водителя, нарушающего пять норм, предусмотренных пунктами 8.4, 9.4, 9.10, 10.5, 11.3 ПДД РФ.

2. Опасным будет считаться вождение, которое выражается:

  • в неоднократном (как минимум – в двукратном!) совершении каждого из вышеуказанных правонарушений;
  • в совершении подряд нескольких (как минимум – двух!) вышеуказанных правонарушений.

3. Опасным вождением считаются указанные действия, если они способны повлечь за собой угрозу возникновения ДТП (то есть угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба).

Сделаем промежуточный вывод

Очень важно отметить, что опасное вождение должно обязательно содержать в себе все три указанных признака одновременно: факт правонарушений, с одной стороны, и факт неоднократности (или последовательности) этих правонарушений, с другой стороны, факт опасности указанных действий или их последствий, с третьей стороны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector