Какова температура горения бензина?
Содержание:
- Преимущества CNG
- Ликбез от «Горыныча»
- Пропан-бутан
- Зачем необходим зазор между электродами
- Ферроцен
- Второе питание
- Как октановое число топлива влияет на детонацию: точное объяснение
- Повсеместная экономия
- Измерение октанового числа топлива
- Пропан-бутан
- Сохранность машины кошелька и окружающей среды
- Виды октановых чисел: ОЧИ и ОЧМ
- Пропан-бутан
- Зазор на свечах зажигания под газ ваз
- Пропан технический: свойства
- Метан как газ и топливо для автомобилей
Преимущества CNG
В сравнении с пропановым газом и бензином CNG выигрывает экологической чистотой и дешевизной. Установка гбо на метане имеет массу достоинств, которые вытекают из природного происхождения топлива:
- Объем отработанных опасных выбросов при установке метанового оборудования на автомобиль существенно уменьшается.
- Заправка авто метаном выходит почти втрое дешевле. Это объясняется тем, что запасов природного метанового газа в нашей стране очень много, специальной обработки метана, кроме сжатия и добавления одоранта не требуется.
- Высокое октановое число метана «нравится» движку машины. По сути, установка метана на авто дарит ему «вторую жизнь».
- За мотор автомобиля можно не переживать ещё и по той причине, что метановое топливо всегда чистое. «Примешать» в метан какое-нибудь вещество, которое его испортит, не представляется технологически возможным (как это можно сделать с пропан-бутановым или бензиновым топливом).
- Метановая установка автоматически переводит легковой и грузовой автомобиль в разряд ЕВРО 5. Вопрос безопасности выхлопов от транспортных средств касается абсолютно всех жителей нашей планеты. То, что происходит на дорогах и трассах, где движутся миллионы неэкологичных машин— путь к самоуничтожению. Ужесточаются законы, направленные на снижение количества опасных отработанных моторами газов. Нормы Евро стандартов горючего ограничивают количество вредных выбросов. На данный момент газовое оборудование автомобилей метан является наиболее экологичным.
Ликбез от «Горыныча»
Просто о сложном:
Сегодня речь пойдет о важном показателе, характеризующем определенные свойства топлива
Приобретая автомобиль, вы наверняка обратили внимание на то, каким именно видом топлива рекомендует производитель заправлять данную конкретную машину. И вы разумно следуете этой рекомендации, выбирая на АЗС колонку, где указан тип бензина с «заветными» цифрами – 92, 95, 98
Вы знаете, что выбирать цифру меньшую, чем рекомендовано, чревато. Большую же – неоправданно накладно. Что это за цифры такие и почему в данном случае к рекомендации производителей машин следует прислушиваться?
Существует несколько сортов бензина. При этом каждый из них имеет свой собственный номер, отвечающий его октановому числу. Машины разных марок следует заправлять бензином, подходящим именно им. Но что же такое это пресловутое «октановое число» бензина? Сжимаясь, все виды топлива противостоят самовоспламенению. И качество бензина тем выше, чем лучше это у топлива «получается». На умном языке это свойство топлива – противостоять самовозгоранию — называется «детонационная стойкость». Происходит весь процесс в двигателе автомобиля, в камере внутреннего сгорания. И если бензин «умеет» сопротивляться самовоспламенению при сжатии достаточно хорошо, топливо нормально сгорает в любом режиме эксплуатации автомобильного двигателя. При этом получается избежать окисления, которое и может привести к тепловому взрыву.
Способность топлива сопротивляться самовозгоранию можно измерить. Делают это при помощи специального показателя – того самого, что и называется хитрым словосочетанием «октановое число».
Откуда есть пошло «число октаново»?
Изооктан – органическое соединение, которое в небольшом количестве содержится в любом бензине. Даже сильное сжатие окисляет его с трудом. Поэтому его способность к сопротивлению самовоспламенению (детонационную стойкость) оценили в 100 единиц. Стойкость к самовоспламенению его антипода – н-гептана – «нулевая». Разделив «стойкий» изооктан на «нулевой» н-гептан, мы и получим в процентном соотношении некий показатель, который принято называть «октановым числом». Всезнайка-Википедия определяет октановое число как «показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива (способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии) для двигателей внутреннего сгорания».
На что оно влияет?
Когда автомобиль «включен», топливо в его двигателе смешивается с воздухом и поджигается при помощи искры в камере сгорания. Если эта смесь плохо сопротивляется самовозгоранию, происходит взрыв, что не есть хорошо для движка вашего автомобиля. При этом взрывная волна, распространяясь по двигателю, попадает в выхлопную систему. В результате двигатель перегревается, на головках блока цилиндров повреждаются прокладки, поршни и выпускные клапаны перегорают. В итоге автомобилю требуется ремонт, зачастую совсем недешевый. Изготавливая двигатели с высокой степенью сжатия ( в основном для авто представительского класса и спортивных машин), автомобильные концерны «страхуют» вас от подобных неприятностей. Таким двигателям нужно своеобразное меню в виде бензина с более высоким октановым числом в качестве «основного блюда».
Как повысить октановое число бензина?
На выходе с заводов октановое число в бензине не более 70 %. Чтобы его улучшить, топливо «шлифуют» различными присадками. Углеводороды с резким запахом, добавленные в бензин: — снижают окисление; — предотвращают детонацию; — уменьшить содержание вредных примесей (воды, серы). Выходит, высокооктановое топливо более «вонючее», но при этом и более полезное для сердца вашего автомобиля. Не запах определяет качество топлива, а конкретный показатель, соответствие которого можно проверить при помощи специального прибора – октанометра – или в специализированной лаборатории. Впрочем, водителям заниматься этим совсем ни к чему. Ведь на наших заправках октановое число бензина в точности соответствует его способности к сопротивлению самовоспламенению, то есть «детонационной стойкости». «Змей Горыныч», хоть он персонаж и сказочный, с такими вещами шутить не любит.
Пропан-бутан
Данный тип топлива чаще всего называют просто «Пропаном» или газом, подразумевая пропан-бутановую смесь. Это объясняется большой популярностью данного типа топлива и его доступностью по сравнению с метаном. Смесь пропана и бутана хранится в специальном резервуаре, который в большинстве случаев просто называют баллоном под давлением 16 атмосфер. Топливо находится в сжиженном состоянии, отсюда и название сжиженный нефтяной газ СНГ. Как уже понятно из расшифровки аббревиатуры СНГ — пропан-бутановая смесь является продуктом нефтепереработки. Октановое число пропан-бутана варьируется в диапазоне от 95 до 110. То есть, как вы понимаете, на данном топливе мотор будет работать с повышенной степенью сжатия. За счет последнего увеличивается КПД самого топлива, а также температурный режим двигателя. Стенки баллона, в котором хранится СНГ, имеют толщину порядка 3-х мм и вес в районе 30-40 кг, зависимости от того какой тип и объем баллона. Вместительность резервуара может достигать 120 л на авто с большим объемом двигателя, сам баллон может быть цилиндрическим или тороидальным. При использовании пропана расход топлива увеличивается примерно на 10-20%. Кроме того, из-за особенностей состава пропан-бутанового топлива мощность двигателя снижается примерно на 10-15%
Зачем необходим зазор между электродами
Залогом стабильной работы двигателя является исправное состояние свечей зажигания, то есть отсутствие нагара на электродах и правильный зазор между ними. Вот мы вплотную подошли к этому термину.
Зазор – это расстояние между центральным и боковым или боковыми (если их несколько) электродами свечи.
Центральный – это плюсовой электрод, на него подается ток высокого напряжения от катушки зажигания. Боковой электрод, соответственно минусовой. Искра или дуговой разряд проходит между двумя электродами, а возникает она в момент подачи электрического импульса от катушки зажигания. Её характеристики в первую очередь и будут зависеть от зазора на свече. Именно искра осуществляет воспламенение рабочей смеси в цилиндре. Не будет искры – не будет и сгорания топлива, а соответственно никакой полезной работы двигателя, тоже.
Какой зазор необходим для двигателя Вашего автомобиля можно посмотреть в руководстве по эксплуатации. Или пойти обратным путем, в автомагазине, если Вы возьмёте коробку со свечами зажигания, там обязательно будет указан список марок и моделей автомобилей с указанием двигателей, на которые можно её установить.
Сам неоднократно видел, что автолюбители просто приходят в магазин и просят продавца подобрать свечи на определённый авто, то есть не заморачиваются, а отдают подбор на откуп продавцу. А если он ошибется… В автосервисе, тоже не будут париться поставят Вам то, что вы привезли. В итоге получаем, что новые свечи поставлены на машину, а двигатель работает еще хуже, чем со старым комплектом. Поэтому рекомендую самому подобрать свечи, хотя бы по такому параметру как зазор, тем более, где его найти я писал абзацем выше.
https://youtube.com/watch?v=ruhCeEBzcHk
Существуют интервалы значений зазоров для двигателей с различными типами системы питания и зажигания, например:
- карбюраторные двигатели (ВАЗ, ГАЗ и др.) с прерывателем – распределителем в системе зажигания (если по колхозному то трамблер): 0,5–0,6 мм.
- карбюраторные двигатели с электронным зажиганием: 0,7–0,8 мм.
- инжекторные двигатели: 1,0–1,3 мм.
Ферроцен
Эта порошкообразная, металлосодержащая присадка так же славится своими антидетонационными свойствами. Ферроцен — экономически самый дешевый способ поднять октановое число при соотношении затрат тонна/ОЧ. Достаточно добавить 170 граммов продукта на тонну бензина, чтобы октановое число возросло на 4-5 единиц.
Ферроцен и его производные можно использовать в составе бензинов всех марок при концентрации железа не более 37 мг/мл. Ограничивают концентрацию ферроцена по двум причинам. Во-первых, из-за образования окислов железа, которые остаются в виде нагара на частях двигателя, а также накапливаются в масле. Во-вторых, из-за повышения склонности бензина к смолообразованию.
Ферроцен используется не только как октаноповышающая присадка, но и во многих сферах промышленности:
- Как добавка к пигментам и красителям
- К полимерным изделиям. Ферроцен является защитным веществом от повышенных температурных показателей и ультрафиолетовой радиации.
- Так же ферроцен может являться присадкой к топочным мазутам, печному и дизельному топливу. Благодаря ему не образуется сажа, дым и нагар.
- Служит термостабилизатором для диэтиленовых каучуков и полиэтилена.
Второе питание
Переключение производится нажатием одной кнопки — после модернизации автомобиля на рабочей панели появится соответствующее оборудование: переключатель и показатель датчика расхода альтернативного горючего. У контроллера современного ГБО для инжекторных двигателей есть функция довпрыска бензина на высоких оборотах и перевода автоматическим способом подачи при недостаточном заполнении баллона.
Метановое оборудование всегда негативно выделялось повышенной стоимостью — это связано с необходимостью использовать высокотехнологичные средства контроля и управления и более толстостенные резервуары хранения. Тем не менее, спрос на метан и соответствующая инфраструктура (заправочные станции, специализированные автосервисы, магазины запчастей и расходников) неуклонно растет с каждым годом. Через 40 тысяч километров (усредненные данные) происходит компенсация затрат на комплектующие ГБО, все дальнейшие километры несут вожделенную и ощутимую экономию средств на горючем.
Как октановое число топлива влияет на детонацию: точное объяснение
Если вы в раздумьях и задались вопросом, какой бензин лучше всего залить в бак своего автомобиля, главное, что мы можем вам посоветовать, – не переусердствуйте! Не стоит экспериментировать с АИ-95, если по паспорту машина работает на АИ-92. Не нужно также искушать судьбу и пытаться делать наоборот, заливая по край горловины бензин с пониженным октановым числом. И так далее, вариативность марок топлива позволяет сделать выбор, но будет ли он осознанным и правильным?
К примеру, взять такое известное всем понятие, как октановое число топлива. Мы об этом как-то писали небольшую заметку, в которой разъяснили, что такое октановое, а что такое цетановое число: Октановое и цетановое число: в чем разница?
Является ли оно безусловно важным показателем топлива? Конечно, является, ведь октановое число – это показатель, который характеризует детонационную стойкость бензина, то есть возможность топливу сопротивляться самопроизвольному воспламенению при сжатии.
Иными словами, бензин с более высоким октановым показателем может быть сжат до более высокого давления, при этом не произойдет самопроизвольного воспламенения топливовоздушной смеси.
Значит ли это, что высокооктановый бензин всегда и для любого автомобиля будет лучшим выбором? Нет, этот вариант подходит далеко не всем, и сейчас мы объясним, почему бензин с этим более высоким показателем подходит далеко не всем автомобилям и почему он не будет хранить в себе более высокий заряд энергии.
Октановое число, если перевести термин на человеческий язык, – это своего рода показатель ударопрочности, а не взрывной силы. Чем выше октановое число, тем меньше вероятность преждевременного самопроизвольного возгорания топлива. То есть более высокооктановый бензин не содержит в себе дополнительную энергию как таковую, просто моторы определенной конструкции способны выжать из такого топлива большую энергию, спалив большее количество воздушно-топливной смеси в единицу времени.
Но, во-первых, это возможно лишь в том случае, если мотор вашей машины спроектирован определенным образом: как правило, оборудован турбонагнетателем или имеет очень высокую степень сжатия.Во-вторых, он работает без сбоев и у него нет никаких приобретенных в ходе эксплуатации серьезных проблем.
Также нет никакой разницы в скорости сгорания 92, 95, 98 бензина. Разнооктановые типы топлива также не отличаются по «холодному» или более «горячему» сгоранию в камере, полноте этого сгорания и в плане других распространенных заблуждений. По крайней мере, в этом нас старается убедить в своем видео известный в США автомеханик, DIY-айщик и ведущий YouTube-канала «ChrisFix» с более чем 5.5 миллионами подписчиков:
Видео взято с YouTube-канала «ChrisFix»
Видео на самом деле интересное и рекомендуется к просмотру каждому, кто интересуется работой автомобилей. Даже если вы не знаете английский, вы все равно поймете, о чем речь, – субтитры неплохо переводятся на русский.
Кстати, то, что в США маркировка топлива отличается от нашей: 87, 89, 91 и 93, вовсе не означает, что их топливо лучше или хуже, по крайней мере, по показателю октанового числа. Просто в разных странах используются разные системы обозначения октанового числа бензина. Шкала разниц, но не суть.
Итак, таким образом, главным и единственным отличием разнооктановых бензинов является исключительно их сопротивляемость к детонации и к продлению срока службы мотора, не менее, но и не более.
Если залить низкооктановый бензин в двигатель с высокой степенью сжатия или в турбированный мотор, у вас будет больше шансов получить детонацию, поскольку давление и температуры в таком моторе будут выше, а значит, и воспламенение топлива может происходить раньше и без участия свечей зажигания.
Вот так выглядит детонация изнутри:
Непреднамеренное воспламенение (по сути, взрыв) внутри цилиндра может разрушить поршень, поршневые кольца, повредить клапана, прожечь прокладку блока и даже нарушить герметичность самого блока.
Повсеместная экономия
Сам по себе метан представляет собой сжатый под давлением природный газ.
Заправлять метан в автомобиль так дешево и просто — его нет нужды специально обрабатывать, превращая в горючее (чего не скажешь про тот же бензин). Достаточно газовое сырье, добытое из шельфа, ужать компрессионной установкой до уровня разреженности в 210 Па, затем с газом проводят минимальные необходимые процедуры подготовки: высушивание, тонкую очистку от загрязнений и смешивание с одорантом. Сам по себе метан запаха лишен полностью, поэтому, чтобы возможные утечки были легко обнаружены, в него добавляют маркер — этилмеркаптан, который и создает пресловутый «запах газа».
Закончив технические процедуры, сжатый метан охлаждают и наполняют им транспортировочные баллоны, которые и доставят уже полностью готовый топливный продукт к месту заправки в автомобиль. Впечатляющее октановое число горючего превышает пропан и колеблется в диапазоне 108-120. Метан значительно легче воздуха, и при нарушенной герметичности резервуара или магистрали испарения метана зависают облаком в воздухе.
Взрывоопасной считается концентрация метана в воздухе свыше 5 %, что вдвое превышает аналогичный показатель пропана.
Поэтому можно говорить о том, что метан чуть более опасный, чем пропан, хотя даже слабое содержание любого природного газа в салоне машины ничего хорошего здоровью находящихся в нем людей не принесет.
Расход смеси пропан-бутан выше в 1,15-1,20 раза потребления двигателем бензина, эквивалентный объем метана (метановые баллоны считается кубометрами) равен примерно 1, т. е. расход получается таким же. Цена же этого количества метана в 2,5 раза ниже стоимости аналогичного бензина марки А-95.
Кроме самого уменьшения расходов на плату за топливо, не меньшую пользу бюджету автовладельца установка метана приносит на расходных материалах, и не так часто приходится ремонтировать на автомобиле комплектующие. Рассматривая основные виды углеводородного топлива (пропан-бутан, бензин, дизельное топливо) видно, что метан работает мягко и бережно с мотором и ходовой. Октановое число метана достигает 120, оно даже не сравнимо с бензином, вследствие чего газовое горючее лучше и плавнее сгорает, не детонируя. Причем, нагар образуется в минимальных количествах — газ не содержит лишних и вредных химических и механических примесей. Наглядно достоинства метана видны, когда автомобиль используется в городе (регулярные и резкие перепады нагрузок на двигатель ускоряют износ ходовой).
Установка метана позволяет в такой ситуации эффективно увеличить до 4 раз ресурс работы каталитического нейтрализатора и лямбда-зондов уровня кислорода, форсунок и редукторов и в 2-3 раза оттянуть момент необходимой замены расходников, например, свечей зажигания.
Измерение октанового числа топлива
Процесс определения октанового числа не представляет сложности. На прилавках магазинов можно легко найти октанометр – особое устройство, которое выявляет значение октанового числа бензина.
Необходимо помнить, что такое устройство функционирует по способу измерения диэлектрической проницаемости топлива. Так как существует пропорциональная зависимость этого показателя от октанового числа. Нужно будет составить особую калибровочную зависимость – для выявления точной величины.
Формирование такой зависимости выполняется с применением н-гептана, а также топлива, значение октанового числа которого уже понятно. Используются моторные агрегаты типа УИТ-65 и УИТ-85. Сам метод измерения базируется на сравнении октановых показателях контрольного образца с образцами другого топлива. Подобным образом возможно выявить также октановое число дизельного топлива.
Сегодня такой способ можно применять ввиду того, что создается топливо методом применения не технологии прямого перегона, а смешивания. Такой метод выявления показателя октанового числа топлива имеет некоторые минусы, о которых следует помнить. К таким относятся следующие:
- невозможность проанализировать топливо неидентифированное – так как сам процесс анализа выполняется способом сравнения;
- трудно выявить разные внешние факторы на сам измерительный процесс.
Также невозможно было сделать общую модель для бензинов, произведенных разными методами, а также различных видов. Для жидкостей с разными октановыми показателями нужно создавать новые модели устройств.
Существуют следующие ограничения на применение модели рассматриваемого типа:
- выполняется предварительная настройка в соответствии с эталонными приборами;
- температура должна соответствовать конкретному промежутку, отмеченному в спецификации устройства.
Пропан-бутан
Альтернативой метану считается СНГ (сжиженный нефтяной газ). На заправках его часто маркируют LPG (Liquified Petroleum Gas). Этот газ является побочным продуктом перегонки нефти. Он менее экологичен, нежели метан, но более эффективен в качестве автомобильного топлива.
К плюсам пропана относят:
- Дешевизну установки и комплектующих (в частности баллона).
- Возможность устанавливать баллоны тороидальной формы вместо запаски легкового авто.
- Меньший вес и размер баллона, при большем запасе хода.
- Меньшая потеря мощности двигателя при работе на ГБО пропан.
- Более развитая сеть заправок.
Минусы пропана:
Экологичность
Сейчас во многих странах Европы большое внимание уделяется экологичным видам топлива. В некоторые города въезд дизельных и бензиновых автомобилей, а также работающих на ГБО пропан в дневное время суток уже запрещен
Многие города Европы к этому шагу только готовятся, и находятся на разных стадиях внедрения такого закона. А вот автомобили, работающие на метане и электричестве, к въезду допускаются круглосуточно. Разумеется, в нашей стране таких жестких мер не будет еще продолжительное время. Но для людей, которые планируют посетить Европ на собственном авто это может стать существенной проблемой.
Безопасность. Метан считается более безопасным видом топлива т.к. для его самовоспламенения требуется более высокая температура, которая в автомобиле, на открытых деталях (не в камере сгорания) недостижима. Также при утечке из баллона метан не будет собираться под днищем автомобиля, т.к. легче воздуха, а сразу испарится. Пропан же, тяжелее воздуха, и может собираться ближе к земле, тем самым создавая опасную для взрыва концентрацию.
Стоимость. На данный момент во многих регионах страны цена на пропан уже стала выше цены на метан. И тенденция увеличения стоимости LPG сохраняется.
Сохранность машины кошелька и окружающей среды
Современное метановое оборудование снабжено впечатляющей разработкой вопросов безопасности и блокирует малейшую утечку газа. Баллон обладает толстыми герметичным корпусом, способным постоянно выдерживать нагрузку в 200 и более атмосфер, препятствуя взрыву при даже масштабной аварии или наезде сзади. По уровню экологичности автомобиль на метане успешно конкурирует даже с электромобилем — полное и чистое газовое сгорание без дополнительных примесей (типа тетраэтилсвинца в бензине) бережет не только комплектующие машины и кошелек, но и природу.
В соответствии с принятыми стандартами обеспечения безопасности, баллоны сжимают газ слабее, чем раньше, как следствие — подача газа в двигатель затормаживается, наблюдается и нарастание длительности прогорания сформированной редуктором газовоздушной горючей смеси.
Данный фактор устраняется настройкой угла опережения зажигания в контроллере ГБО или установкой дополнительных комплектующих — вариаторы угла опережения, которые не только снимут проблему перегрева мотора из-за продолжительного сгорания метана, но и добавят мощности двигателю и снизят расход топлива в среднем на 2-8%.
Громоздкие массивные топливные баллоны по-прежнему остаются самым серьезным недостатком на метановое оборудование, что в сочетании с острым дефицитом специализированных заправочных станций (даже в Москве и области на 50 мест, где можно залить пропан, приходится 1 метановая заправка) превращают нормальную эксплуатацию подобного типа оборудования в сплошные затруднения.
Пропан больше напоминает бензин по способу хранения и содержится в незначительно сконденсированном состоянии под давлением около 7 бар, которое удерживают баллоны. Октановое число превышает 100, и пропан также равномерно распределяется в цилиндрах и сгорает без нагара. Для его хранения поможет установка емкостей поменьше и полегче, которых тем не менее достаточно для преодоления отрезка пути вплоть до 1200 км одним махом (зависит от комплектации конкретного ГБО).
Само топливо несколько дороже метана, но все равно вдвое дешевле, чем бензин.
Изучая свойства обеих разновидностей, приходишь поневоле к выводу, что пропан по всем показателям оптимален для заправки легковых автомобилей — облегченные баллоны, доступная финансово газовая комплектация окупится быстрее при небольших городских пробегах на малолитражке. В грузовике же недостатки метана чувствоваться не будут — баллоны на сотню-другую килограммов для рейсовой фуры серьезной роли не играют, а недешевое газовое ГБО при постоянном использовании окупится за пару месяцев активного пробега.
Виды октановых чисел: ОЧИ и ОЧМ
Вещество | ||
---|---|---|
Метан | 110,0 | 107,5 |
Пропан | 100,0 | 105,7 |
н-бутан | 91,0 | 93,6 |
Изобутан | 99,0 | 101,1 |
н-пентан | 61,7 | 61,7 |
Изопентан (2-метилбутан) | 90,3 | 92,3 |
Изогексан (2,2-диметилбутан) | 93,4 | 91,8 |
2,2,3-триметилбутан | 101,0 | 105,0 |
н-гептан | ||
Изооктан (2,2,4-триметилпентан) | 100 | 100 |
1-пентен | 77,1 | 90,9 |
2-метил-1-бутен | 81,9 | 101,3 |
2-метил-2-бутен | 84,7 | 97,3 |
Метилциклопентан | 80,0 | 91,3 |
Циклогексан | 77,2 | 83,0 |
Бензол | 111,6 | 113,0 |
Толуол | 102,1 | 115,7 |
Бензины прямой перегонки | 41—56 | 43—58 |
Бензины термического крекинга | 65—70 | 70—75 |
Бензины каталитического крекинга | 75—89 | 80—94 |
Бензины каталитического риформинга | 77—93 | 83—100 |
Бензин Н-80 | 76 | 84 |
Бензин АИ-92 | 83,5 | 92 |
Бензин АИ-95 | 85,0 | 95 |
Полимербензин | 85 | 100 |
Алкилат | 90 | 92 |
Алкилбензол | 100 | 107 |
Этанол | 100 | 105 |
Керосин | 30 | |
Ацетон | >100 | |
Метил-трет-бутиловый эфир | 100—101 | 117 |
Исследовательское октановое число (ОЧИ) (англ. Research Octane Number — RON) определяется на одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, называемой УИТ-65 или УИТ-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин, температуре всасываемого воздуха 52 °C и угле опережения зажигания 13°. Оно показывает, как ведёт себя бензин в режимах малых и средних нагрузок.
Моторное октановое число (ОЧМ) (англ. Motor Octane Number — MON) определяется также на одноцилиндровой установке, при частоте вращения коленчатого вала 900 об/мин, температуре всасываемой смеси 149 °C и переменном угле опережения зажигания. ОЧМ имеет более низкие значения, чем ОЧИ. ОЧМ характеризует поведение бензина на режимах больших нагрузок. Оказывает влияние на высокую скорость и детонацию при частичном дроссельном ускорении и работе двигателя под нагрузкой, движении в гору и т. д.
По крайней мере в 1950-х годах использовалось также октановое число по температурному методу.
Октановое число AKI является средним арифметическим между ОЧИ и ОЧМ. Используется на АЗС в США, Канаде, Бразилии и некоторых других странах.
Разность между ОЧИ и ОЧМ характеризует чувствительность топлива к режиму работы двигателя.
Пропан-бутан
Пропан-бутан – синтетическое топливо. Его получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. Чтобы эта смесь оставалась жидкой, ее хранят и перевозят под давлением в 1,6 МПа (16 атмосфер). Газобаллонная аппаратура для сжиженного пропан бутана несколько проще. Процесс заправки машин на газонаполнительных станциях несложен и очень похож на заправку бензином.
По своим свойствам сжиженный пропан-бутан почти не отличается от сжатого природного газа. То же высокое октановое число, те же неплохие экологические и эксплуатационные показатели. Есть у сжиженного пропан бутана и преимущество перед метаном – 225 литров этого горючего хватает на пробег около 500 километров, а метана, помещающегося в восьми баллонах – на вдвое меньший. На сжиженном газе работает вдвое меньше машин, чем на сжатом и вот почему. Пропан бутана получают в 20…25 раз меньше, чем добывают природного газа.
Источники информации:
Лаврус В.С. Источники энергии. К.: НиТ, 1997.
27 августа 1999 года
Электронная версия:
НиТ. Cтатьи, 1997
Зазор на свечах зажигания под газ ваз
Проблему также можно решить путем применения более тонких электродов в свечах, поскольку для образования искры между ними требуется гораздо меньше напряжения. В отличие от бензина, газо-воздушную смесь гораздо сложнее воспламенить, а при сгорании газа возникают более высокие температуры. В такой среде материалы, из которых изготавливаются электроды и корпуса обычных свечей зажигания корродируют гораздо быстрее. Некоторые тепловые зазоры клапанов и если их чаще не регулировать (как минимум в два раза чаще), могут подгореть кромки клапанов и седел, что приведет к снижению компрессии и, соотвественно ухудшению мощностных характеристик. В некоторой степени эту проблему решает установка допсистемы, которая подает специальную жидкость во впускной коллектор, которая в свою очередь уменьшает скорость износа седел клапанов. Избавиться от клапанных проблем позволяет модернизация головки блока цилиндров с заменой седел и клапанов на более жаропрочные. Такие специально для моторов, работающих на газу, выпускают некоторые производители комплектующих для ДВС. Например, компания Kolbenschmidt делает под заказ (по предоставленным размерам) седла клапанов из специального высокожаростойкого материала. Правда, стоят такие детали в несколько раз дороже, чем обычные. 21 октября, 2020
Пропан технический: свойства
Среди основных параметров вещества стоит отметить следующие:
- сумма пропилена и пропана составляет не менее 75 % от всего объема (количество последнего не нормируется);
- сумма бутанов и непредельных углеводородов — не нормируется;
- количество жидкого остатка не должна превышать 0,7 % об.;
- давление насыщенных паров при температуре – 20 ◦С должно быть не менее 0,16 МПа;
- количество сероводорода и меркаптановой серы не должна превышать 0,013 % от всего объема;
- интенсивность запаха пропана должна превышать 3 балла.
Минимальная температур горения пропана составляет — 35 °C. Благодаря этому работать с газом можно в любых условиях. Самовоспламеняется пропан, при нормальном атмосферном давлении, при температуре в 466 °C. При 97 °C возникает критическая температура пропана. Температура горения пропан-бутана колеблется от 800 до 1970 °С, пламя сгорания чистого пропана имеет температуру около 2526 °C, а жаропроизводительность, в среднем, составляет 2110 °C. В газовых резаках, при смеси с кислородом от 1:4 до 1:5 (пропан:кислород), возникает температура пламени до 2830 °C.
Метан как газ и топливо для автомобилей
Метан(сжатый природный газ, СПГ, сompressed natural gas, CNG)—горючий газ, который является основным компонентом природного газа. Газ метан практически не оставляет вредных продуктов сгорания.
Метан используется для газообеспечения населенных пунктов, но нас интересует его другое назначение, а именно — в качестве моторного топлива для автомобилей.
К сожалению, плотность природного метана в тысячу раз ниже плотности бензина. Поэтому, если заправлять автомобиль метаном при атмосферном давлении, то для равного с бензином количества топлива понадобится бак в 1000 раз больше. Чтобы не возить огромный прицеп с топливом, необходимо увеличить плотность газа. Это можно достичь сжатием метана до 20-25 МПа (200-250 атмосфер). Для хранения газа в таком состоянии используются специальные баллоны, которые устанавливаются на автомобилях.
Заправки метаном в Украине развиты очень хорошо. Сеть АГНКС состоит уже из нескольких сотен метановых заправок. Но установка газа метана на автомобили в Украине сейчас не очень популярна из-за трех факторов. Во-первых, цена на него полностью зависит от экспорта из России и постоянно растет. Во-вторых, газовое оборудование для метана очень дорогое, в основном из-за дефицитных баллонов под метан, которые должны выдерживать давление 200 атмосфер. В-третьих, метановые баллоны существенно уменьшают грузоподъемность автомобиля, поэтому если и стоит устанавливать метановое ГБО, то лишь на грузовые автомобили, такие как ЗИЛ, ГАЗон, ГАЗель.