В июле остановка: куда девать продукцию российских автозаводов
Содержание:
Работают вполсилы
Между тем многие заводы работают не в полную силу. «Автотор» заявил, что выпустит в этом году на 40% автомобилей меньше. «Автоваз», запустивший конвейеры одним из первых, ушел на «каникулы» за два дня до майских праздников, а вернулся к работе только 18 мая. Московское предприятие Renault стартовало только с одной сменой и вполовину сниженной скоростью конвейера.
Авто_1
Рабочие завода Hyundai Motor в сборочном цехе
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин
Больше не едет: что убивает автодилеров в России
Привычная бизнес-модель не вписывается в новые реалии
Завод Hyundai в Санкт-Петербурге отчитывается о режиме работы на 3–4 дня вперед. Так, с 18 по 22 мая предприятие работает в две смены вместо трех и ежедневно собирает по 700 автомобилей вместо 900. Предприятие Nissan возобновило сборку всех трех своих моделей в двухсменном режиме, однако в представительстве компании не знают, надолго ли — всё зависит от спроса и наличия комплектующих.
Дефицита нет
Разорванные цепочки поставок — еще одна проблема, вызванная пандемией, и она существует до сих пор. Например, Subaru только 11 мая смогла запустить производственные мощности в Японии и США. Американский завод Mercedes-Benz в Алабаме снова остановился на неопределенный срок — виной тому стали массовые ограничения на мексиканских предприятиях, занимающихся производством комплектующих.
Авто_2
Автомобили «Газель NEXT» в демонстрационном зале автоцентра в Тамбове
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков
Большинство представителей российских и иностранных брендов, опрошенных «Известиями», особо отметили, что в настоящее время не испытывают проблем с поставкой иностранных комплектующих на свои заводы.
Стоп машинам: зарубежным заводам в РФ предрекли массовый простой
Взявшие вынужденную паузу предприятия VW и PSA в России рискуют потерять 13 млрд рублей
В Группе ГАЗ отдельно подчеркивают, что от работы ее предприятий зависит судьба 3,7 тыс. российских компаний, поставляющих компоненты и материалы. Большинство из поставщиков — сравнительно небольшие фирмы. Чтобы не допустить цепочки их банкротств, Группа ГАЗ вынуждена была возобновить работы по тем немногим заказам, которые были.
От редакции СА
Моногород Тольятти с более чем 50 тысячами нынешних и бывших рабочих Автоваза, многие из которых тяжело пережили девяностые, а в советское время никогда не имели боевого профсоюза, спит вязким, липким сном. Кошмары с окровавленными руками и костями в отверстиях и пазах станков взбудораживают завод и опять сменяются потным забытьем. Традиций успешной борьбы у этих рабочих нет, есть традиция передачи страха от старых рабочих молодым, неизбежная на таком огромном предприятии с крупным постоянным ядром кадров, да междусобойные жалобы на высшее руководство.
Всё это, в том числе и размер независимого профсоюза «Единство» (сто человек на 37 тысяч), имеет исторические и экономические причины. Почитайте наш текст о том, как сказалась травма девяностых на «традиционных» — промышленных — рабочих, и как ее медленно начинает преодолевать молодежь. Жесточайшее падение уровня жизни и постоянные тычки от меняющихся всевластных собственников, а также отсутствие тактики и стратегии у профсоюзов, дезориентировали рабочих, и их невозможно винить в том состоянии, в котором они оказались.
Мы хотим рассказывать вам, что происходит с рабочим классом и всеми его слоями в России. Начать мы решили с автопрома, но рабочий класс, конечно, сегодня шире и необязательно связан со станками и с крупной промышленностью — это все, кто живет от зарплаты до зарплаты. Расходы на поездку в Тольятти и гонорар для двоих журналистов на три дня обошлась нам в 25 000 рублей. Поэтому у нас будет появляться больше таких репортажей, если вы поддержите нас рублем.
Заразительный энтузиазм
Возобновляя производство, автозаводы рискуют спровоцировать новый рост заболеваний COVID-19 и потому принимают серьезные противовирусные меры: помещения тщательно дезинфицируют, работников обеспечивают масками и перчатками, несколько раз в день измеряют им температуру
Особое внимание уделено соблюдению социальной дистанции
Сразу наладить безопасную работу на предприятиях удалось не всем — в первый день работы ГАЗа на проходных образовались очереди из-за дополнительного медицинского контроля. Автопроизводитель оперативно решил проблему, но получил штраф.
Авто_3
Сотрудник предприятия у автомобиля УАЗ «Патриот» в цехе Ульяновского автомобильного завода
Фото: ТАСС/Егор Алеев
Автопроизводители считают, что благодаря принятым мерам удается вовремя выявлять заболевших и предотвращать заражения других работников. Например, в ходе ежедневного тестирования на УАЗе было выявлено пять человек, у которых заболевание протекало бессимптомно. Их отправили домой, а цех, где они работали, дополнительно продезинфицировали.
Авторазборка: слабый рубль ударит по автопроизводству
Автокомпании могут приостановить выполнение обязательств по СПИКам
На «АвтоВАЗе» выявлено 11 инфицированных, сообщает профсоюзная организация. Представитель компании отметил, что для 35-тысячного коллектива это «мизер», а все заражения произошли вне предприятия.
Шире плечо
Государство уже объявило о мерах по поддержке отрасли — президент Владимир Путин пообещал «подставить плечо производителям». Среди указанных мер — опережающие раньше намеченных сроков госзакупки и выделение дополнительных субсидий в 10,5 млрд рублей на поддержку льготных кредитных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Кроме того, в правительстве выделят средства и на поддержку лизинга.
Эксперты считают, что этих мер может оказаться недостаточно, чтобы поддержать необходимый уровень рынка.
«Чтобы сохранить рынок на уровне 1 млн машин в этом году, объем поддержки должен быть не менее 60 млрд рублей, сейчас эти цифры в три раза меньше. К концу года мы получим рынок 650–800 тыс. машин в зависимости от того, когда откроются дилеры. Падение катастрофическое, больше чем вполовину», — пояснил «Известиям» Сергей Бургазлиев. По его словам, объемы госпрограмм также небольшие: 5–6% от рынка по грузовиками и 2–2,5% по легковым автомобилям.
Авто_5
Сварка кузова на первом посту линии доварки на
Фото: ТАСС/«Автотор»
Льготные программы уже не столь актуальны, считает Бургазлиев — необходимо расширять ценовой коридор для попадающих в них автомобилей, а также сделать более либеральными критерии одобрения потребителя и предусмотреть скидку на каско. Для дилерских предприятий не помешали бы госгарантии по кредитами. Кроме того эксперт указал на проблему с несовпадением кодов ОКВЭД, из-за которых часть дилеров не может воспользоваться налоговыми льготами.
Поставить крест: бюджетные Chevrolet возвращаются в Россию
Есть ли перспективы у этих машин на отечественном рынке
«Показателен опыт Китая: там выделили прямые субсидии физлицам на покупку новых автомобилей в размере до $1,5 тыс., но даже это по состоянию на май не привело к выходу на докризисный уровень», — рассказал «Известиям» президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. Принимаемые в России меры по поддержке автопрома он назвал каплей в море.
Куда поедут автомобили
Несмотря на все сложности и опасности рестарта автомобильного производства в России, многие шоурумы по-прежнему закрыты — например, в Москве и области. Продавать машины разрешили только в ряде регионов. Столичные дилеры и автопроизводители начали активно осваивать онлайн-формат, однако процент таких продаж мал и игроки рынка признают, что он не заменит традиционного автосалона.
«Чтобы спасти отрасль, надо открыть дилерские салоны как можно скорее. Без этого заводы будут производить автомобили себе на склады. В среднем они могут обеспечить трехнедельные запас готово продукции. Проработают июнь, а в июле опять встанут», — заявил независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
Авто_4
На автомобильном заводе LADA Ижевск, входящем в группу «Автоваз»
Фото: ТАСС/Анна Селезнева
Все опрошенные «Известиями» эксперты и игроки рынка настаивают на скорейшем открытии автосалонов. Но даже если шоурумы начнут работать в июне, спрос на автомобили будет низким.
«Если завтра в стране будет снят карантин, то заказы на автомобили быстро не вырастут — в стране выросла безработица, покупательная способность населения упала и многим не до покупки машин», — считает промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.
Размагнитили: доступные марки авто могут покинуть российский рынок
Что будет с кроссовером Datsun Magnite и другими бюджетными моделями
Доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС Павел Грибов отметил, что летом в России традиционно происходит спад продаж автомобилей и некоторое оживление, возможно, будет осенью.
Мастер на пенсию, рабочая в могилу
Утро, на часах нет и одиннадцати, но на кухне у Перовой пахнет как в столовой во время обеда — маринованными огурцами, мясом с ананасами, салом, селёдкой и хлебом. В будний день это сложно было бы представить, потому что на работу нужно просыпаться в пять. Но сегодня суббота, у Анны выходной. В это время другие сотрудницы по цеху выходят на завод за двойной оплатой.
Пальцами-пенёчками Анна держит электрический чайник, наливая по кружкам кипяток. Чайник протекает, и вокруг кружек образуются лужицы.
— Люди у нас пашут шесть дней в неделю по 12 часов, и это приводит к перенапряжению и травмам. Боясь последствий, рабочие травмы скрывают. В прошлом году сотрудница упала на ловушку для отходов спиной, и никому не сказала — пожалела мастера. Позвоночник настолько разболелся, что она в течение двух месяцев слегла. А через год умерла. Мастер — на пенсию, она в могилу ушла.
— Почему она никому не сказала?
— Ну как? Люди умирают, жалея руководителей. Переживают, что не дадут работать, что их уволят за что-то. Ладно бы мелкое предприятие, но это «Автоваз»! Столько людей убивается. Парень с высотки на заводе сорвался, окна мыл. Триста тысяч родителям за его смерть заплатили.
Анна Перова демонстрирует руку, на которой она потеряла пальцы из-за неисправного оборудования на . Фотография Антона Карлинера, специально для Socialist.News
— В прошлом месяце мужчина, говорят, умер от переработок?
— Видела некролог. Но я ни его не знаю, ни цех в котором он работал. Переработки у нас постоянно. Их (работников — Д. К.)
никто не уговаривает, но только предложи — остаются. Вот недавно в гардеробе переодеваюсь, смотрю, молодая женщина сидит на скамеечке согнувшись. Спрашиваю: Кристина, что ты грустишь?. Работать не разрешили. Смена закончилась, домой отправляют. Даже не знаю чем заняться. Понимаете, они настолько привыкли работать, что не представляют, что в жизни можно заниматься чем-то другим, — говорит Перова, поправляя косынку в красный горошек, из под которой выглядывают кудрявые волосы. В ней она похожа на революционерку, работницу и ударницу. Косынку Перова носит и на заводе — без головного убора могут лишить премии.
Впервые Перова устроилась на «Автоваз» в 18 лет по совету отца, который тоже работал на заводе. Приехав из Самары в город, переименованный в 1964 году в честь итальянского коммуниста Тольятти, Анна мечтала о лучшей жизни — об отдельной квартире, замужестве, детях и работе на передовом производстве. На первое время завод предоставлял общежитие. Для рабочих возводили дома в новом Автозаводском районе — так получил квартиру и отец Анны. Разрешали взять в рассрочку «Жигули», ковёр и телевизор, по которому вовсю шла реклама «Автоваза» и его автомобилей.
Через два года у Анны родился сын, совмещать работу на производстве и уход за ребенком стало тяжело, и она уехала к маме в Самару. Когда сын подрос, Анна устроилась на авиационный завод, но так как квартирный вопрос в Самаре решить было невозможно, переехала на несколько лет в Тутаев — там рабочей моторного завода выделили квартиру-малосемейку. Из-за непривычного климата жить в Ярославской области Перовой не нравилось, и она нашла семью в Тольятти, которая согласилась на обмен квартирами. Чтобы сделка состоялась, пришлось снова устроиться на «Автоваз», — так Перова и продолжает работать на заводе уже 28 лет.
Тольятти, улица Дзержинского. Фотография Антона Карлинера, специально для Socialist.News
Финансовые показатели
По итогам 2013 г. выручка «АвтоВАЗа» составила 175 млрд 152 млн руб., чистый убыток — 6 млрд 899 млн руб.
В 2014 г. выручка выросла до 191 млрд 728 руб., а чистый убыток составил 25 млрд 50 млн руб. В 2020 г. было зафиксировано дальнейшее снижение показателей: выручка вернулась на уровень 2013 г. (176 млрд 482 млн руб.), а чистый убыток вырос до 73 млрд 851 млн руб. Таким образом, Андерссону не удалось вернуть компанию к прибыли (в последний раз чистая прибыль была показана в 2012 г. — 211 млн руб.).
Из финансовой отчетности за 2020 г. следовало, что компания нарушила ковенанты (ограничения) по ряду кредитов на общую сумму в 36,58 млрд рублей. Также аудиторы «АвтоВАЗа» сообщили, что без поддержки акционеров компания, возможно, не сможет продолжать операционную деятельность.