Автосигнализация томагавк: установка, отключение, эксплуатация
Содержание:
- Устройство BGM-109 Tomahawk
- Как сделать выкидной ключ?
- Описание
- Управление сигнализацией
- Особенности отключения системы автосигнализации Томагавк
- Основные возможности сигнализаций Томагавк
- Инструкция по эксплуатации
- Функциональность
- Отключение системы при утере брелка
- Описание сигнализации
- Как правильно установить охранную систему Томагавк
- Регулировка датчика удара
- Варианты
Устройство BGM-109 Tomahawk
Крылатая ракета «Томагавк» — это моноплан, оснащенный двумя небольшими складывающими крыльями в центральной части и крестообразным стабилизатором в хвостовой. Фюзеляж цилиндрической формы. Ракета имеет дозвуковую скорость полета.
Корпус состоит из алюминиевых сплавов и (или) специального пластика низкой радиолокационной заметности.
Система управления и наведения является комбинированной, она состоит из трех составляющих:
- инерциальной;
- по рельефу местности (TERCOM);
- электронно-оптической (DSMAC);
- с помощью GPS.
На противокорабельных модификациях стоит радиолокационная система наведения.
Для запуска ракет с подводных лодок используются торпедные аппараты (для старых модификаций) или специальные пусковые установки. Для пуска с надводных кораблей применяют специальные пусковые установки Мк143 или УВП Мк41.
В головной части КР расположена система наведения и управления полетом, за ней – боевая часть и топливный бак. В задней части ракеты находится двухконтурный турбореактивный двигатель с выдвижным воздухозаборником.
К хвостовой части крепится ускоритель, придающий начальное ускорение. Он выносит ракету на высоту 300-400 метров, после чего отделяется. Затем сбрасывается хвостовой обтекатель, раскрываются стабилизатор и крылья, включается маршевый двигатель. Ракета выходит на заданную высоту (15-50 м) и скорость (880 км/ч). Такая скорость является довольно небольшой для ракеты, но она позволяет наиболее экономно использовать топливо.
Боевая часть ракеты может быть самой разной: ядерной, полубронебойной, фугасно-осколочной, кассетной, проникающей или бетонобойной. Масса БЧ разных модификаций ракеты также различается.
Как сделать выкидной ключ?
В заводском комплекте Томагавк TW 9010 присутствует только два брелка со встроенной антенной. Место для ключа на корпусе не предусмотрено. Обстоятельство не устраивает некоторых пользователей, что заставляет их переделывать пейджер самостоятельно. Процедура модернизации выглядит так.
Купить новый корпус передатчика с гнездом под ключ.
Разобрать старый корпус, соблюдая предельную осторожность – тонкие защелки могут отломаться или повредить внутренние схемы модуля.
Собрать внутренние узлы сигналки на новый корпус в обратном порядке.
Разобрать рукоять штатного ключа и перенести сердцевину на крепление в новом брелке.
После установки батарейки пультом можно пользоваться в обычном режиме.
Указанная процедура требует внимательности и аккуратности. Повредить чувствительные элементы модуля легко. Это провоцирует некоторых автомобилистов покупать готовые брелки с креплением ключа и просто перезаписывать их в систему.
Описание
Сигнализация Tomahawk TW-9010 в настоящее время уже не производится, хотя периодически появляется в продаже. Стоимость системы в пределах 3700 рублей, при этом новые брелки с жидкокристаллическим экраном оцениваются в сумму от 1300 до 2100 рублей. Сигнализация часто встречается на автомобилях, приобретаемых на вторичном рынке, и новым владельцам приходится настраивать параметры под себя. Нередко перед пользователем встает вопрос переноса блоков или настройки дополнительных брелков.
Комплектация
Система поставляется комплектом в картонной коробке синего цвета и состоит из следующих компонентов:
- основного электронного блока;
- модуля антенны;
- шок-сенсора;
- датчика температуры в моторном отсеке;
- основного и дополнительного брелка;
- жгутов проводки;
- кнопок для настройки и Anti-hijack;
- инструкции и гарантийного талона.
Установочный комплект TW-9010
Основные возможности
Охранная система Tomahawk модели TW-9010 предоставляет владельцу следующие возможности:
- включение беззвукового сопровождения;
- защита от открывания дверей и крышек моторного отсека и багажника;
- возможность запуска или остановки двигателя на расстоянии;
- работа дистанционного запуска на транспортных средствах с автоматической или механической трансмиссией;
- система совместима с бензиновыми и дизельными двигателями, в том числе и с турбокомпрессорами;
- турботаймер для охлаждения системы наддува;
- возможность измерения температуры в пассажирском отделении;
- дополнительный измеритель температуры позволяет выполнять запуск двигателя в зависимости от настройки датчика;
- возможность ежедневного автозапуска двигателя с повторением в течение дня (интервалы 1, 2, 4 и 12 часов);
- проведение самодиагностики и автоматический обход поврежденной цепи охраны с подачей информационного сигнала;
- двухзонный шок-сенсор;
- возможность деактивации шок-сенсора на расстоянии;
- определение ложных срабатываний;
- возможность управления дополнительными устройствами по трем каналам;
- дополнительные режимы антиограбления и паники;
- настройка при помощи скрытой кнопки (Override);
- возможность вызова владельца к автомобилю;
- режим поиска авто на парковке;
- брелок оснащен дополнительными функциями (часы, таймер, будильник);
- двухэтапное отключение и разблокировка дверей;
- встроенное в блок реле для управления системой запирания дверей;
- основной брелок оснащен пятью кнопками, подсветкой экрана и системой информирования зуммером или вибрацией;
- защита канала управления от сканирования и перехвата сигнала;
- возможность применения дополнительных брелков (до четырех штук).
Плюсы
- хорошее качество сборки;
- доступная цена;
- небольшой вес брелка;
- наличие нескольких режимов дистанционного прогрева мотора.
Минусы
Одновременно сигнализация заслужила немало отрицательных откликов:
- заявленный радиус действия брелка 1200 метров не достигается и составляет в реальных условиях города не более 150 м;
- мелкие пиктограммы на экране пульта;
- несмотря на заявления производителя, кодовый сигнал системы подвержен перехвату сканерами;
- излишне чувствительный шок-сенсор, который вызывает ложные срабатывания;
- встречались бракованные партии сигнализаций;
- проблемы с работой при низких температурах;
- разрывы связи с брелком;
- встречаются проблемы с управлением, из-за чего владельцу авто приходится нажимать на кнопки по несколько раз;
- у ряда пользователей наблюдается некорректная работа основного блока (самопроизвольное включение и выключение функций).
Пользователь Арман Орманулы рассказывает, как решить проблему с автозапуском.
Управление сигнализацией
Управление сигнализацией осуществляется посредством главного и дополнительного брелока, в процессе отправки команд пульт дублирует информацию об изменении состояния на другие пейджеры.
Настройка брелока и использование его функционала осуществляется сочетаниями нажатий кнопок, применимыми для обоих типов пультов.
Брелоки Томагавк для автосигнализации серии ТВ унифицированы и имеют одинаковые схемы и функциональные клавиши:
Схема брелоков Tomahawk TW
Символы на экране основного брелока Томагавк
Виды индикаторов на дисплее пульта и что они означают:
Установка текущего времени на брелоке:
После 10 секунд бездействия система автоматически сохранит введенные значения.
Чтобы настроить будильник и таймер необходимо:
Количество нажатий К05 | Время таймера, минуты |
1 | 10 |
2 | 20 |
3 | 30 |
4 | 60 |
5 | 90 |
6 | 120 |
Процесс записи новых пультов в память системы осуществляется так:
- Заглушить двигатель.
- Семь раз нажать на аварийную клавишу входа. При этом активируется работа ДВС и сирена издает 7 последовательных гудков.
- Зажать К03 и К04 одновременно и удерживать в течение двух секунд. Успешное программирование брелока подтвердит одиночный гудок сирены.
Перед активацией автоматического запуска силового агрегата следует подготовить автомобиль:
Включение автоматического запуска двигателя по времени будильника осуществляется так:
Зуммер сработает один раз, подтверждая активацию режима. Автоматический запуск будет происходить по заранее установленному времени будильника.
Настроить брелок на автозапуск ДВС по показателям температурного датчика можно следующим образом:
Для настройки удаленного запуска необходимо нажать на клавишу К02. Сирена автомобиля прозвучит трижды и световая индикация сработает 3 раза подряд.
При этом следует учитывать такие нюансы:
Двигатель будет работать в пределах заложенного при программировании времени, которое продлевается одновременным нажатием на К02 и К01. Каждое воздействие удлиняет цикл работы на пять минут, максимально можно продлить функционирование на 20 мин. (четыре нажатия). Процедура продления может повторяться многократно, при этом на дисплее отображается время, оставшееся до остановки мотора.
Остановка ДВС выполняется нажатием на клавишу К02. Световая и звуковая индикация сработают четыре раза, зуммер брелока воспроизведет короткий сигнал — это будет обозначать успешную деактивацию работы мотора.
Доступна двухшаговая система открытия дверей, которая осуществляется следующим образом:
В случае неисправности брелока, его утере или разрядки батарейки есть возможность включить и отключить систему:
Для аварийной деактивации системы сервисной кнопкой следует:
- Открыть замок водительской двери штатным ключом, при этом активируется тревога.
- Включить зажигание.
- Трижды нажать на кнопку Валет.
- Деактивировать зажигание. Сигнализация должна подать двойной светозвуковой сигнал. После этого режим охраны отключится, можно запускать двигатель и начинать движение.
Следует заранее настраивать код аварийного отключения системы, чтобы в случае чрезвычайной ситуации обойти режим охраны следующим образом:
Особенности отключения системы автосигнализации Томагавк
В состав сигнализации входят следующие блоки: антенна, брелок, датчик удара, сервисная кнопка, светодиодный индикатор, основной блок. Каждая модель охранной системы поставляется вместе с инструкцией, в которой подробно описаны действия на случай ее сбоя.
Если инструкция отсутствует, нужно нажать вторую кнопку, расположенную на брелоке. После нажатия кнопки, должно сработать звуковое оповещение – два гудка сирены. Кроме звуковых сигналов, будут поданы сигналы габаритами и двери откроются. Фары также погаснут.
Для того чтобы избежать такого шумного отключения, нужно использовать другие функции. Необходимо без перерыва нажать сначала на первую кнопку, потом сразу на вторую. У транспортного средства должны зажечься фары. Звуковой сигнал не включится.
Чаще всего возникает ситуация, в которой снять с машины систему сигнализации при помощи брелока невозможно. Например, при севшей батарее элемента управления. При возникновении такой ситуации нужно руководствоваться следующим планом действий: владелец садится за руль транспортного средства, производит включение – выключение зажигания. Если сигнализацию пришлось отключать из-за сбоев в работе, включение-выключение должно происходить очень часто, чтобы временной интервал был не больше секунды. После завершения процедуры, необходимо подождать примерно половину минуты. Система сама отключит охранную систему. Данный метод подходит для систем более старого выпуска.
Если установлена более современная охранная система, необходимо сесть за руль, включить зажигание, не запуская двигатель, нажать кнопку оверайд четыре раза и выключить зажигание. После этих действий должны включиться парковочные фары и сработать звуковой сигнал. Так, система оповещает об отключении охраны транспортного средства. Если проделанные действия не помогли – нужно обратиться за помощью к профессионалу.
Основные возможности сигнализаций Томагавк
Автосигнализации Томагавк распространены, пользуются спросом у владельцев машин. Защита автотранспорта системами бренда поставлена на высокий уровень. История торговой марки берет начало с начала 2 000 годов.
У изготовителя ассортимент постоянно обновляется. Каждый новый образец сигнализации Томагавк совершенствуется, улучшаются технические параметры. Представляемые автосигнализации Tomahawk улучшаются функционально, из простых «сигналок» они превращаются в сложные охранные комплексы.
Чуть ниже сжато будет представлен обзор лучших образцов бренда. Конкурентная среда рынка выдвигает новые требования к усовершенствованию изделий. Каждому образцу, разрабатываемому производителем, присущи опции, характерные для защиты транспортного средства, независимо от года выпуска, срока эксплуатации.
Для ознакомления с некоторыми образцами сигнализаций Томагавк, проведем обзор их основных возможностей – от простых к сложным:
В обзоре представлен далеко не полный перечень автосигнализаций бренда Tomahawk.
Инструкция по эксплуатации
В соответствии с инструкцией по эксплуатации настройка основных функций и таймеров осуществляется с помощью основного брелока с экраном. Чтобы включить или выключить режим охраны, следует нажать на 1 из брелоков клавишу со значком замка. Сигнальный светодиод на авто будет моргать 1 раз в секунду. Чтобы включить режим «Анти-Захват», когда двигатель запущен, следует нажать одновременно кнопки управления охраной и багажником на брелоке к сигнализации Томагавк 434 MHZ Frequency. Через 30 секунд заблокируется стартер, и включится режим тревоги.
Обозначение символов и кнопок
Кнопки включения и отключения режима охраны и автозапуска находятся на лицевой стороне брелока рядом с дисплеем. Остальные 3 кнопки — на одной из боковых граней корпуса. Клавиша с буквой «Т» предназначена для перехода в режим установки параметров сигнализации или переключения подсветки экрана брелока.
Кнопка со значком багажника используется для проверки состояния сигнализации, а также управления замком багажника. Клавиша с символом ключа позволяет дистанционно запустить или остановить мотор вручную. Значок кувалды на дисплее указывает на срабатывание датчика удара. Режим «Оверрайд» обозначен иконкой с 2 буквами Z. Пиктограмма машины показывает, какие двери открыты.
Программирование нового брелка
Чтобы привязать новый брелок к сигнализации Tomahawk 434 MHz Frequency, потребуется нажать семикратно кнопку «Оверрайд», а затем сразу включить зажигание, повернув ключ. Прозвучат 7 подтверждающих сигналов штатной сирены. На привязываемом брелоке удерживаются кнопки с символами замка и ключа, пока не появится однократный сигнал сирены и динамика коммуникатора. После отключения зажигания о выходе из режима привязки оповестят 5 световых сигналов.
Как настроить автозапуск
Машину с механической трансмиссией необходимо подготовить, прежде чем . Для этого нужно при запущенном моторе поднять рычаг ручника и нажать на брелоке кнопку с символом ключа, после чего следует выключить зажигание. Чтобы включить автоматический запуск по времени, потребуется нажимать и удерживать кнопки со значками ключа и приглушения звука. Сразу после этого двигатель будет заведен, а время его работы может конфигурироваться.
Автоматический перезапуск будет осуществляться через заданные интервалы. Для их установки нужно нажать кнопку блокировки или разблокировки авто не позднее 5 секунд после активации автозапуска, если нужно запускать мотор каждый час. Кнопка с символом ключа задает интервал в 2 часа. Клавиша дополнительного канала устанавливает интервал в 4 часа, а беззвучного режима — позволяет запускать мотор каждые 12 часов.
Также есть возможность сконфигурировать автозапуск по температуре. Для этого необходимо подключить приобретаемый отдельно датчик параллельно концевому выключателю капота. Включение автозапуска по температуре осуществляется нажатием и удержанием кнопок со значками ключа и багажника.
Как снять почасовой автозапуск
Когда нужно перевести управление зажиганием с автосигнализации МГц 434 на ключ, необходимо убрать почасовой автозапуск мотора. Для этого потребуется одновременно нажать и удерживать кнопки управления охраной и с символом ключа. Динамик брелока и сирена подадут подтверждающий сигнал. Значок часов, указывающий на режим автозапуска, исчезнет с дисплея коммуникатора. После этого можно будет заводить и останавливать мотор ключом зажигания.
Сброс настроек
Tomahawk 434 имеет специальную возможность сброса параметров. Она может пригодиться, когда сигнализация работает некорректно. Чтобы выполнить сброс охранной системы с автозапуском по инструкции по применению, следует вначале отключить зажигание. Затем 9 раз нажимается кнопка «Оверрайд». Следующий этап сброса настроек — это включение зажигания, после чего раздадутся 9 сигналов сирены.
Затем нажимается еще раз кнопка «Оверрайд», а вслед за ней — клавиша блокировки на брелоке. Кроме того, есть возможность выполнить сброс настроек автоматического запуска. Эта процедура выполняется так же, как восстановление заводской конфигурации, но в этом случае клавиша «Валет» нажимается 10 раз.
- Томагавк Х5 инструкция автозапуск
- Что такое режим Валет на сигнализации
- Какие щетки стеклоочистителя лучше
Функциональность
Основные функции брелока для сигнализации Томагавк:
- Автозапуск. Осуществление автоматического запуска силового агрегата по показателям температурного сенсора.
- Иммобилайзер. Данную функцию выполняет основной брелок, обеспечивая дополнительную защиту транспортному средству, блокируя работу двигателя в случае несанкционированного запуска. Блокировка не снимается даже в случае механического вмешательства в электросистему и отключения противоугонной системы.
- Включение охранного режима при заведенном двигателе. Данная опция пригодится водителю, который вынужден на небольшой промежуток времени покинуть автомобиль.
- Удаленная регулировка чувствительности сенсора удара.
- Отображение на основном брелоке показателей температурного датчика.
- Функция «Комфорт». Позволяет отложить активацию охранного режима на 30 секунд.
- Режим «Паника». Используется для привлечения внимания окружающих к автомобилю и отпугиванию потенциальных злоумышленников от него. По команде с брелока производится активация световых приборов, подключенных к сигнализации, а также тревожной сирены.
- Функция «Валет». Осуществляет переход охранной системы в сервисный режим, на время отключая все опции сигнализации. Опцию можно использовать перед техобслуживанием транспортного средства, чтобы исключить необходимость передачи пульта управления посторонним лицам.
- Режим «Anti-Hijack». Блокирует двигатель в случае разбойного нападения и кражи авто.
- Бесшумный режим охраны. Отключает сирену и световые сигналы автомашины, но продолжает передавать оповещения о взломе на главный пульт сигнализации.
- Автоматическое запирание дверных замков после начала движения автомобиля.
- Виброрежим. Функция позволяет отключать звуковые оповещения брелока и активирует вибрацию.
- Подсветка дисплея, включаемая нажатием на любую кнопку пульта.
- Отображение текущего времени.
- Блокировка клавиш от случайного нажатия.
- Регулировка громкости сигналов оповещения.
Отключение системы при утере брелка
При поломке пульта управления или разрядке элемента питания в дороге систему можно включать и выключать аварийной кнопкой и ключом.
С помощью клавиши Валет
Для аварийной деактивации системы следует:
- Открыть замок водительской двери штатным ключом, при этом активируется тревога.
- Вставить ключ в замок и повернуть до положения включения зажигания.
- Найти кнопку сервиса и утопить ее три раза.
- Отключить зажигание. Система должна подать двойной светозвуковой сигнал. После этого режим охраны отключится.
- Проверить возможность запуска двигателя.
С помощью кода
При установке “сигналки” может быть запрограммировано аварийное отключение с помощью кода:
- После открытия двери ключом требуется активировать зажигание.
- Ввести первую цифру кода путем воздействия на кнопку (число нажатий равно значению).
- Выключить и повторно включить зажигание.
- Ввести второе число.
- Деактивировать зажигание, система отключится по аналогии с обычной процедурой, описанной выше.
- Произвести пуск двигателя.
Загрузка …
Описание сигнализации
На сегодня выпуск автомобильных сигналок Томагавк 9010 завершен. Но эту модель еще можно встретить в продаже в магазинах, где она есть в наличии.
Основные возможности
Эта автосигнализация предоставляет потребителю такие возможности:
- активация беззвучной охраны;
- надежная защита дверных замков, а также багажного отсека и капота от вскрытия;
- программирование пуска силового агрегата по температуре автоматически;
- возможность использования опции автозапуска на автомобилях с МКПП либо АКПП;
- турботаймер, предназначенный для охлаждения системы наддува двигателя;
- возможность монтажа автосигнализации на машины с любым типом силового агрегата, в том числе с турбокомпрессором;
- замер уровня температуры в салоне авто;
- опция самостоятельной диагностики всех зон защиты с обходом неисправной и предупреждением автовладельца об этом;
- наличие двухзонного сенсорного датчика, определяющего активность и воздействие на кузов машины;
- опция отключения сенсорного контроллера на расстоянии;
- функция вычисления ложных срабатываний;
- наличие трех каналов связи для подключения дополнительного оборудования;
- функция «Паника», обеспечивающая активацию тревожных сигналов и оптических устройств для отпугивания возможных преступников;
- режим «Антиограбления», позволяющий заблокировать работу силового агрегата при разбойном нападении на машину;
- возможность настройки основных параметров, а также включения и отключения сигнализации с использованием сервисной кнопки Оверрайд;
- опция вызова автовладельца к транспортному средству;
- функция поиска автомобиля на стоянке;
- наличие дополнительных опций на брелке — будильник, таймер, текущее время;
- выключение автосигнализации и разблокировка дверных замков в два этапа;
- наличие встроенного реле для управления системой закрытия дверных замков, установленного в микропроцессорном модуле;
- главный пульт оборудуется пятью клавишами управления, подсветкой дисплея, а также системой предупреждения зуммером либо посредством вибрации;
- защита канала управления от сканирования и перехвата передающихся данных;
- возможность использования дополнительных коммуникаторов, в общей сложности в память блока управления можно прописать до четырех пультов.
Канал «AutoAzart» вкратце рассказал об основных возможностях и функциях систем Томагавк 9010.
Преимущества и недостатки
По отзывам, помимо стоимости и наличия двусторонней связи, для данной сигнализации характерны следующие достоинства:
- Высокое качество сборки составляющих элементов. Все устройства — брелок, микропроцессорный модуль, антенна и другие выполнены в прочном корпусе. Это позволяет предотвратить выход из строя прибора при механическом повреждении.
- Коммуникатор для управления мало весит.
- Несколько режимов для настройки опции дистанционного запуска двигателя.
Минусы:
- В городских условиях диапазон функционирования коммуникатора составляет 150 метров. Хотя производителем этот параметр заявлен на 1200 м.
- Некоторые пользователи отмечают такой недостаток, как мелкие иконки и индикаторы на дисплее брелка. Потребуется время, чтобы привыкнуть к ним.
- Кодировка, использующаяся производителем для защиты передающихся сигналов, по факту является неэффективной. Угонщики могут использовать специальные средства в виде сканера для перехвата импульсов и команд. Это позволит взломать противоугонную систему.
- Высокая чувствительность сенсорного контроллера. При некорректной настройке это приведет к ложным срабатываниям автосигнализации.
- Во время выпуска этих моделей противоугонных систем встречались бракованные сигнализации.
- У жителей северных регионов могут возникнуть сложности с управлением сигнализацией, поскольку она иногда работает со сбоями в условиях пониженных температур.
- При сильных помехах происходит разрыв связи с коммуникатором. Со временем кнопки на брелках необходимо нажимать сильнее и по несколько раз.
- Возможно произвольно отключение и активация различных функций, что свидетельствует о проблемах в работе микропроцессорного модуля.
Пользователь Олег Баранов показал на практике, как функционирует установленная сигнализация Томагавк 9010.
Как правильно установить охранную систему Томагавк
Для того чтобы система работала правильно и без сбоев, необходимо серьезно отнестись к ее установке. Для проведения работ не потребуются специальные инструменты, хватит того, что находится в каждом гараже. В первую очередь нужно поставить транспортное средство в удобном для проведения работ месте и подготовить необходимые для установки инструменты: изоленту, отвертку, нож, торцовый ключ, скотч.
Важно правильно выбрать место для основного блока системы. Как правило, им служит свободное пространство за панелью приборов
Это место выбирается преимущественно из-за своей труднодоступности, таким образом, злоумышленникам будет очень сложно добраться до данного элемента системы. Отрицательный провод подключается к металлической базе шасси, положительный к аналогичному заряду терминала. Затем нужно провести подключение оставшихся проводов согласно инструкции, прилагающейся к охранной системе.
При установке необходимо следить за тем, чтобы все системы находились в недоступных для воды местах. Можно использовать для крепления пластиковые зажимы. Пульт сигнализации зависит от радиоволн. Поэтому центральный блок не нужно размещать с устройствами, которые их излучают. Там, где провод перегибается, нужно использовать пластиковые трубки и втулки. Это нужно для более долгой службы проводов.
Регулировка датчика удара
Данный элемент автосигнализации Томагавк 9030 представляет собой сложный модуль, с двухуровневой защитой от попытки взлома машины. Блок выполнен в пластиковом корпусе и чрезвычайно чувствителен, что при неправильной настройке может вызвать ложные срабатывания и дискомфорт для водителя.
Для возможности калибровки система оснащена двумя пластиковыми регулировками под плоскую отвёртку. Последовательность действий при настройке такова:
- выкрутить до минимума (против часовой стрелки) крутилки предупредительного и тревожного датчика удара;
- калибровка начинается с зоны 1;
- открыть двери автомобиля и включить стандартный режим охраны;
- проворачивать регулировку на 0,4 оборота, параллельно постукивая по корпусу автомобиля;
- при достижении оптимального эффекта закончить настройку и перейти к следующей зоне.
Варианты
Было несколько вариантов ракеты, в том числе:
- BGM-109A Tomahawk Land Attack Missile — Nuclear (TLAM-N) с ядерной боевой частью W80 . Уволен со службы где-то в период с 2010 по 2013 год. В сообщениях с начала 2018 года говорится, что ВМС США рассматривают возможность (повторного) введения на вооружение (пока неизвестного типа) крылатых ракет с ядерным вооружением.
- RGM / UGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missile (TASM) — вариант противокорабельной ракеты с активным радиолокационным самонаведением ; выведен из эксплуатации в 1994 году и преобразован в версию Block IV.
- BGM-109C Tomahawk Land Attack Missile — Обычная (TLAM-C) с унитарной боевой частью. Изначально это была модифицированная боеголовка Bullpup .
- BGM-109D Tomahawk Land Attack Missile — Диспенсер (TLAM-D) с кассетными боеприпасами .
- RGM / UGM-109E Tomahawk Land Attack Missile (TLAM Block IV) — улучшенная версия TLAM-C.
- Крылатая ракета наземного базирования (GLCM) BGM-109G — с ядерной боевой частью W84 ; выведен из эксплуатации в 1991 г. в соответствии с Договором о РСМД .
- AGM-109H / L Medium Range Air-to-Surface Missile (MRASM) — крылатая ракета воздушного базирования с турбореактивным двигателем меньшей дальности с кассетными боеприпасами ; так и не поступил на вооружение, стоил 569 000 долларов США (1999 г.).
Крылатые ракеты наземного базирования (GLCM) и их грузовики-носители использовались на базах в Европе; они были сняты с вооружения в соответствии с Договором о ракетах средней и меньшей дальности 1987 года . Многие из противокорабельных версий были преобразованы в TLAM в конце холодной войны . TLAMs Block III, введенные в эксплуатацию в 1993 году, могут лететь на 3 процента дальше, используя свои новые турбовентиляторные двигатели и используют приемники глобальной системы позиционирования (GPS) для более точных ударов. Блок III TLAM-C сохраняет навигационную систему Digital Scene Matching Area Correlation (DSMAC) II, позволяющую использовать три вида навигации: только GPS, что позволяет быстро планировать миссию с некоторой пониженной точностью, только DSMAC, что требует больше времени для планирования но терминальная точность несколько лучше; и миссии с поддержкой GPS, которые сочетают в себе DSMAC II и GPS-навигацию для максимальной точности. Блок IV TLAM имеет улучшенный турбовентиляторный двигатель, который позволяет им запускать более быстро, экономить топливо и изменять скорость в полете. TLAM Block IV могут лучше задерживаться и иметь систему наведения в реальном времени для поражения убегающих целей и электрооптические датчики, которые позволяют в реальном времени оценивать боевые повреждения. Блоки IV могут получать новую цель в полете и могут передавать изображение через спутниковую связь непосредственно перед столкновением, чтобы помочь определить, попала ли ракета в цель и вероятный ущерб от атаки.