Двигатель 3s-ge

Проблемы и недостатки

Несмотря на свою надежность, мотор Тойота 3S-FE, как и любой другой имел свои проблемы. Версия до 1996 года основной проблемой имела очень высокую шумность, которая доставляла водителю неприятности только в плане комфорта. Характерно для этого ДВС является загрязнение по причине используемого некачественного топлива. По этой же причине наблюдалась проблема с электронным впрыском.

В модификациях после 96-го года проблемы были связаны с конструкцией шатунов, повышенной нагрузке на ремень ГРМ и высоким расходом топлива, уменьшить который у водителей не получалось. Как уже отмечалось эта версия мотора не поддавалась ремонту и весь агрегат требовал замены.


Минивэн Toyota Ipsum c правым рулем, с левым — Toyota Picnic

Список моделей авто в которых устанавливался

Двигатель Тойота 3S-FE производился в Японии на заводе Kamigo Plant, а также в США на заводе Тoyota Motor Manufacturing, Kentucky, Inc. в Джорджтауне с 1986 по 2003 год. 3S-FE устанавливался на японские авто класса D, E, а также ставился на минивэны и паркетники с передним и полным приводом. Всего было выпущено более миллиона машин для японского, европейского и американского рынков.

Моторы 3S-FSE,выпущенные после 1996, года устанавливались на немногочисленные Corona Premio ST210, а также Vista V50 и Nadia SXN10.

Модель Тойота Привод Годы выпуска
Avensis ST220 2WD 1997 — 2003
Caldina ST190, ST210 2/4WD 1992 — 2002
Camry V20, V30, V40 2/4WD 1986 — 1998
Carina ST170, ST190, ST215 2/4WD 1987 — 2001
Carina ED ST200 4WD 1993 — 1998
Celica ST160, ST180, ST200 2/4WD 1986 — 1996
Corona ST170, ST190, ST210 2/4WD 1987 — 2001
Corona Exiv ST200 2WD 1989 — 1998
Curren ST200 2WD 1994 — 1999
Ipsum/Picnic SXM10 2/4WD 1996 — 2001
Gaia SXM10 2/4WD 1998 — 2002
Nadia SXM10 2/4WD 1998 — 2002
Rav4 SXA10 2/4WD 1996 — 2000
Vista V55, Ardeo 4WD 1998 — 2002

Расшифровка маркировки ДВС

В России для создания шифра двигателя используется ГОСТ Р53638. Все производители таких агрегатов обязаны обозначать свою продукцию в соответствии с Государственным регламентом.

В каждой стране есть своя система маркировки моторов. Японская система маркировки, на примере двигателя 3S-FE, выглядит так: 3S FE DOHC16V 2,0.

Обозначение расшифровывается так:

  • 3 — конструктивное изменение в линейке моторов S;
  • S — серия ДВС с рядным расположением цилиндров и множественным впрыском горючего;
  • F — означает, что для каждого цилиндра 4 клапана;
  • E — электронная система впрыска EFI;
  • DOHC — в агрегате 2 распредвала, привод 1-го распредвала является ремень, привод 2-го распредвала является шестерня 1-го распредвала;
  • 16V — гидравлическая компенсация зазора;
  • 2,0 — объем двигателя в литрах.

Если в шифре двигателя после первой цифры указан одна буква, то это значит, что мотор был выпущен до 1991 года.

Особенности конструкции 3S-FE:

  • Помпа (насос для циркуляции охлаждающей жидкости) устанавливается блок цилиндров и крепится болтами. Привод помпы является ремень.
  • Коленчатый вал из чугуна. Его осевой люфт выставляется специальными упорными полукруглыми шайбами внутри коренного среднего подшипника. Регулировка люфта делается в соответствии с официальным мануалом (инструкцией).
  • Благодаря тому, что изобретен двигатель 3C-ФЕ был в 1980 годах, он не требует очень высокого качества топлива. Обычно используют АИ-92.
  • Для моторов до 1996 года выпуска рекомендуемое масло было с шифром 5w-40. Для движков после 1996 года — 5w-30.
  • Схема клапанного узла придумали не удобно. Для регулировки клапанов, придется снимать валы, что собьет настройки фаз и, подбирая шайбы по толщине выставить нужные зазоры.
  • Невозможно снять своими руками впускной коллектор отдельно, не снимая ГБЦ.
  • Коллектор впуска имеет защитный термоэкран.

Неисправности силовой установки

Ввиду того, что силовая установка эксплуатировалась продолжительный период, известны слабые стороны. К проблемам двигателя относятся:

  • Периодически мотор не держит холостые обороты, происходит сбой настроек.Как правило, симптом такого поведения, собравшийся нагар на поверхности стенок впускного коллектора. По этой причине снижается объём камеры сгорания, к тому же на дроссельной заслонке скапливается грязь. Решение проблемы, чистка заслонки и коллектора. К тому же не мешает заменить воздушный фильтр агрегата. Вторая причина, неисправность бензонасоса двигателя, который так же нуждается в диагностике.
  • Сразу не гаснет давление масла двигатель 3S FE при запуске холодной установки.Частое и распространённое явление, симптом проявляется у каждого второго владельца. Если лампа гаснет в течение 3-4 секунд, то волноваться по этому поводу не стоит. Однозначного решения нет, поскольку проблема, это следствие конструктивных особенностей мотора. По ряду причин, смазка не может быстро достичь до нуждающихся деталей и механизмов. Некоторое время давление рабочей жидкости недостаточное, поэтому датчик продолжает сигнализировать об этом. По достижению требуемого значения давления, лампочка тухнет.
  • Мотор работает не устойчиво, обороты агрегата изменчивы.Причина поведения кроется в выходе из строя клапана EGR, который отвечает за циркуляцию выхлопных газов. Поломка встречается часто на двигателе, поскольку несёт прямую зависимость чистоты топлива. Решить проблему позволит чистка или замена клапана.
  • Сильные вибрации силовой установки.Характер проблемы кроется в износе подушки мотора, либо сбое в работе цилиндров агрегата. Решение проблемы начинается с диагностики мотора и определения работоспособности цилиндров. После чего проводится осмотр подушек двигателя, меняются вышедший из строя элементы.
  • Повышенный расход топлива.Проблема, следствие нарушений в зажигании, сбое в регулировках клапана холостого хода и скопление грязи в форсунках двигателя. Устранение связано с регулировкой и чисткой выше перечисленных узлов.

Технические характеристики

Технические характеристики мотора 3S FE:

ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЕ
Годы выпуска 1986 – 2000
Вес двигателя, кг 143
Материал блока цилиндров чугун
Система питания инжектор
Тип рядный
Рабочий объем 2
Мощность 115-130 лошадиных сил при 6000 оборотах
Количество цилиндров 4
Количество клапанов на цилиндр 4
Ход поршня, мм 86
Диаметр цилиндра, мм 86
Степень сжатия 42591
Крутящий момент, Нм/об.мин 178/4400
Экологические нормы ЕВРО 3 — ЕВРО 4
Топливо Аи 92-95
Расход топлива 10 л/100 км в городском цикле
Масло 5W-30 и выше
Сколько масла в двигателе 42404
При замене лить 4,0 литра
Замена масла проводится, км 10 тысяч
Ресурс двигателя, тыс. км
— по данным завода
— на практике
300+
300+

Двигатель 3S FE устанавливается на Toyota Altezza, Corona, Camry, Carina, Avensis, RAV4 и многие другие модели для внутрияпонского рынка.

Тюнинг 3S-FE

Как и большинство силовых агрегатов других мировых производителей, двигатель 3-С-ФЕ можно тюнинговать. Вкратце перечислим, что придется доработать, чтобы повысить мощность движка:

  1. Заменить распредвалы на спортивные варианты.
  2. Заменить поршни на более легкие по весу.
  3. Заменить на более производительные форсунки и бензонасос на более мощный.

Форсированный мотор «жрет» много бензина. Для того, чтобы выдавалась увеличенная мощность, устройству требуется сжигать намного больше топлива.

Последний год, когда с завода в Японии шли машины с двигателями 3S-FE, был 2001. Но, эти автомашины Тойота разных моделей успешно эксплуатируются до сих пор.

Масло в свечных колодцах

Бывают случаи попадания масла в свечные колодцы. При этом возникают пропуски зажигания, т.е. двигатель нестабильно работает, едва не глохнет на холостом ходу и сильно теряет в мощности. При выкручивании свечей обнаруживается, что они залиты маслом.

Масло попадает в колодцы через их нижнюю резьбу. Колодцы свечей на двигателе 3S, как и на многих бензиновых моторах, представляют собой трубки, вкрученные в ГБЦ над свечным каналом.

Для борьбы с попаданием масла необходимо выкрутить трубки и посадить их на новый резьбовой герметик.

Выбрать и купить ГБЦ для двигателя Toyota, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.

Система EGR

Система EGR используется на двигателе 3S-FE с самого начала. Система работает в трех режимах, ориентируясь на температуру и нагрузку на двигатель. Рециркуляция отработавших газов отсутствует до достижения рабочей температуры, а также при полностью открытом дросселе (максимальной нагрузке). При малых нагрузках (т.е. неторопливой езде) рециркуляция газов малая. Максимальная подача отработавших газов во впуск происходит при средней нагрузке и постоянной скорости (например, при движении по шоссе).

Для гибкого управления рециркуляцией используется электровакуумный клапан. Он управляет клапаном EGR не напрямую, а через вакуумный модулятор – это по сути корпус в мембраной. Разрежение открывает клапан EGR, а давление закрывает. Т.е. по умолчанию клапан EGR закрыт.

Чаще всего в этой системе на двигателе 3S-FE выходит из строя электровакуумный клапан. Из-за этого двигатель начинает жестко работать, т.е. детонировать при средних нагрузках в диапазоне от 1500 до 2500 об/мин. Т.е. отработавшие газы не подаются во впуск, из-за чего температура сгорания топливо-воздушной смеси сильно повышается.

Электровакуумный клапан (он расположен снизу на впускном коллекторе) можно проверить на электрическое сопротивление: значения должны быть от 33 до 39 Ом.

Для проверки нужно «продуть» модулятор. На неработающем двигателе и до 2500 об/мин он продувается «насквозь», т.е. воздух будет выходить через входы P и R. При скорости двигателя более 2500 об/мин воздух не должен проходить через модулятор.

Клапан EGR проверяется на работающем двигателе. Для этого надо отсоединить трубку на клапане, вместо нее подсоединить ручной вакуумный насос и создать разряжение. Если по мере роста разряжения на входе Q двигатель начнет нестабильно работать и даже заглохнет, то все компоненты работают исправно.

В корпусе вакуумного модулятора также есть фильтр, через проходят и который «очищаются» крохотные порции отработавших газов, попадающие к нему по трубке в момент закрытия клапана EGR. Этот фильтр нужно чистить раз в пару лет, для чистки годится просто сжатый воздух.

Тюнинг двигателя Toyota 3S-FE/3S-FSE/3S-GE/3S-GTE

Чип-тюнинг. Атмо

Тойотовские двигатели 3S-GE и 3S-GTE отлично приспособлены к доработкам, подтверждением тому выступают ле-мановские моторы 3S-GT мощностью под 700 л. с., более простые 3S-FE/3S-FSE дорабатывать смысла нет, для повышения их отдачи придется заменить все, что только можно, возросшую нагрузку стоковый FE не выдержит, а учитывая возраст, тюнинг закончится капремонтом. Проще и дешевле заменить 3S-FE на 3S-GE/GTE.

Что по поводу GE, они и без нас с вами неплохо отжаты, чтоб двинуться дальше нужно ставить легкую кованую ШПГ, облегченный коленвал, все должно быть отбалансировано. Шлифуем ГБЦ, впускные выпускные каналы, доводим камеры сгорания, клапаны с титановыми тарелками, распредвалы с фазой 272, подъём 10.2 мм, выхлоп прямоточный на 63 мм трубе, с пауком 4-2-1, Apexi S-AFC II. В сумме это даст до 25 % прибавки л. с. и ваш 3S будет крутится за 8000 об/мин. Для дальнейших движений, нужно ставить валы с фазой за 300 и максимальным подъёмом, разрезные шестерни, отключать VVTi, 4-х дроссельный впуск (от TRD например) и крутить за 9000 об/мин пока не развалится.

Турбина на 3S-GE/3S-GTE

Для беспроблемной эксплуатации GTE версии, просто делаем чип, получаем свои +30-40 л. с. и никаких вопросов. Чтоб получить серьезную мощность нужно убирать стандартную турбину, искать турбо кит с интеркулером под требуемую мощность (наиболее сбалансированный вариант это Garrett GT28) и в зависимости от этого выбирать более мощные форсунки (от 630сс), низ кованый (желательно), валы фаза 268, бензонасос от супры, выхлоп прямоток на 76 трубе, настройка AEM EMS. Конфиг покажет около 350 л. с. Дальнейшее повышение мощность возможно с использованием кита на базе Garrett GT30 или GT35, с усиленным низом, ездить будет быстро, громко, но не долго. — ошибочное мнение.. при нормальной настройке ездит долго.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 июня 2020 года

Уход

Для двигателя 3S-GE разработан регламент, согласно которого с мотором проводят положенные процедуры. Уход гарантируют прохождение двигателем 300000 километров пробега.

  • Замена ремня газораспределительного механизма двигателя через каждые 50000 километров пробега;
  • Регулировка зазоров в клапанах двигателя проводится через каждые 30000 километров пробега;
  • Чистка вентиляции картера двигателя проходит каждые два года;
  • Замена моторной смазки и фильтрующего элемента двигателя через каждые 7500 километров пробега;
  • Замена элемента фильтрующего топливо двигателя после 40000 километров пробега;
  • Воздушный фильтрующий элемент двигателя меняется ежегодно;
  • Замена охлаждающей жидкости двигателя каждые 40000 километров пробега;
  • Ресурс свечей воспламенения двигателя 20000 километров пробега;
  • Диагностика и устранение прогоревших мест во впускном коллекторе двигателя через 60000 километров пробега.

Сдвоенные катушки зажигания

C августа 1996 года на двигателе 3S-FE была модернизирована система зажигания. Вместо трамблера были установлены две сдвоенные катушки зажигания, то есть, каждая катушка обслуживает две свечи. Таким образом, каждая свеча дает искру дважды в течение 4-х рабочих тактов. Следовательно, нагрузка на свечи и высоковольтные провода выше.

На практике, так оно и оказалось: по сравнению с системой с трамблёром катушечное зажигание на моторе 3S-FE потребовало вдвое больше внимания. Т.е., если прежде высоковольтные провода служили более 10 лет, то в паре с этим катушками их ресурс сократился до 5-6 лет. Да и сами катушки оказались не такими уж долговечными на фоне механического распределителя зажигания.

Выбрать и купить катушки зажигания для двигателя Toyota, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.

Технические характеристики двигателя 3S GE

При разработке силовой установки, инженеры ставили цель создать небольшой, легкий мотор с приличными показателями. Благодаря совместным усилиям компании Toyota и Yamaha двигатель 3S GE получил характеристики, которыми на тот момент мог похвастать не каждый автомобильный концерн.

Технические характеристики двигатель 3S GE:

Разъяснение Показатель
Модификация 1 2 3 4 5
Периоды 84-89 90-93 94-99 1997 98-2005
Распределение газов «T-VIS» «ACIS» «VVT-i» «Dual VVT-i»
Завод изготовитель двигателя Kamigo Plant
Горючее Бензин АИ-95
Сколько тактов «четыре»
Сплав блока двигателя чугун
Камера объёмного вытеснения (шт.) «четыре»
Размещение камер двигателя ряд
Клапан, итого (штук) 16
Объём двигателя (см3) 1998
Порядок работы двигателя «1»-«3»-«4»-«2»
Камера, поперечник, миллиметров 86
Поршень, крайние положения, мм 86
Сжатие 9,2 10 10,3 11,1 11,1/11,5
Мощь двигателя, лошадиных сил 135(160) 156(165) 170(180) 180(200) 200(210)
Импульс вращения (Нм) 186 191 191 210 216
Клапан (впуск), поперечник, (мм) 33,5 34,5 33,5/35
Клапан (выпуск), поперечник, (мм) 29 29,5 29/29,5
Клапан, материал сталь легированная Ti
Клапан, угол развала 44,5° 22,5°
Соответствие нормам экологии Евро 4
Вес двигателя (кг.) 143
Расход: город/трасса/смешан (л./100) 13/8/9,5
Срок службы двигателя (км.) 350000
Смазывающая жидкость 5W-30(40,50); 10W-30(40,50,60)
Объём масла, литры 3.9 4.5 5.1
Смена смазки, километров 10000

Проблемы и недостатки

Несмотря на свою надежность, мотор Тойота 3S-FE, как и любой другой имел свои проблемы. Версия до 1996 года основной проблемой имела очень высокую шумность, которая доставляла водителю неприятности только в плане комфорта. Характерно для этого ДВС является загрязнение по причине используемого некачественного топлива. По этой же причине наблюдалась проблема с электронным впрыском.

В модификациях после 96-го года проблемы были связаны с конструкцией шатунов, повышенной нагрузке на ремень ГРМ и высоким расходом топлива, уменьшить который у водителей не получалось. Как уже отмечалось эта версия мотора не поддавалась ремонту и весь агрегат требовал замены.


Минивэн Toyota Ipsum c правым рулем, с левым — Toyota Picnic

Расшифровка маркировки ДВС

В России для создания шифра двигателя используется ГОСТ Р53638. Все производители таких агрегатов обязаны обозначать свою продукцию в соответствии с Государственным регламентом.

В каждой стране есть своя система маркировки моторов. Японская система маркировки, на примере двигателя 3S-FE, выглядит так: 3S FE DOHC16V 2,0.

Обозначение расшифровывается так:

  • 3 — конструктивное изменение в линейке моторов S;
  • S — серия ДВС с рядным расположением цилиндров и множественным впрыском горючего;
  • F — означает, что для каждого цилиндра 4 клапана;
  • E — электронная система впрыска EFI;
  • DOHC — в агрегате 2 распредвала, привод 1-го распредвала является ремень, привод 2-го распредвала является шестерня 1-го распредвала;
  • 16V — гидравлическая компенсация зазора;
  • 2,0 — объем двигателя в литрах.

Если в шифре двигателя после первой цифры указан одна буква, то это значит, что мотор был выпущен до 1991 года.

Особенности конструкции 3S-FE:

  • Помпа (насос для циркуляции охлаждающей жидкости) устанавливается блок цилиндров и крепится болтами. Привод помпы является ремень.
  • Коленчатый вал из чугуна. Его осевой люфт выставляется специальными упорными полукруглыми шайбами внутри коренного среднего подшипника. Регулировка люфта делается в соответствии с официальным мануалом (инструкцией).
  • Благодаря тому, что изобретен двигатель 3C-ФЕ был в 1980 годах, он не требует очень высокого качества топлива. Обычно используют АИ-92.
  • Для моторов до 1996 года выпуска рекомендуемое масло было с шифром 5w-40. Для движков после 1996 года — 5w-30.
  • Схема клапанного узла придумали не удобно. Для регулировки клапанов, придется снимать валы, что собьет настройки фаз и, подбирая шайбы по толщине выставить нужные зазоры.
  • Невозможно снять своими руками впускной коллектор отдельно, не снимая ГБЦ.
  • Коллектор впуска имеет защитный термоэкран.

На каких машинах 3S-FE

С завода, этим двигателем оснащаются следующие модели машин марки Toyota:

  1. Caldina – 1 и 2 поколение (универсал);
  2. Camry – 2 – 4 поколение (седан);
  3. Carina – 6 и 7 поколение (седан);
  4. Carina ED – 2 и 3 поколение (седан);
  5. Celica – 5 и 6 поколение (купе);
  6. Corona – 8-е поколение — купе; 9-е поколение — седан и хэтчбек; 10-е поколение — седан и хэтчбек;
  7. Corona Exiv – 1 и 2 поколение (седан);
  8. Corona Premio – 1 поколение (седан);
  9. Curren – 1 поколение (купе);
  10. Gaia – 1 поколение (минивэн);
  11. Ipsum – 1 поколение (минивэн);
  12. Lite Ace Noah – 1 поколение (минивэн);
  13. Nadia – 1 поколение (минивэн);
  14. Picnic – 1 поколение (минивэн);
  15. RAV4 – 1 поколение, (открытый кузов) и SUV (Япония, США);
  16. Town Ace Noah – 5 поколение, (минивэн);
  17. Vista – 3 – 5 поколение (седан);
  18. Vista Adreo – 1 поколение (универсал).

В машинах минивенах Lite Ace Noah и Town Ace Noah 3S-FE устанавливаются продольно. Диаметр маховика больше на 10 мм и располагается с противоположной стороны от стартера. При ремонте или свап 3s-fe иногда приходится стачивать своими руками маховик и переставлять венец коробки переключения передач.

Недостатки и слабые места

Если правильно эксплуатировать 3UR, то срок службы не разочарует. Как и все тойотовские движки он надёжен, но питает любовь только к оригинальному моторному маслу и не терпимо относится к его низкому уровню. Разберём все минусы по порядку:

  • маслосъёмные кольца страдают от образования на их корпусе нагара;
  • закоксовывание колец приводит к большому расходу масла;

  • при недостаточном количестве смазки в моторе проворачиваются вкладыши коленчатого вала;
  • слабые места мотора это система электронного открытия дросселя и датчик картерных газов;
  • водяная помпа иногда не проживает и ста тысяч пробега;

  • не часто, но всё же случалось, что гидронатяжитель клинил, из-за этого может ослабнуть натяжение цепи ГРМ.

Цепи ГРМ 3UR-FE

По сравнению с более ранними моторами Тойоты проблем прибавилось, но это плата за технологичность и мощность, в результате которых усложнилась конструкция.

Регламентные требования к обслуживанию мотора

Есть определенные производителем требования, рекомендации к обслуживанию силового агрегата:

  • Ремень ГРМ производителя Gates имеет ресурс, равный 150 000 пробега
  • Фильтр масляный подлежит замене вместе со смазкой. Воздушный фильтр меняется каждый год, тогда как топливный фильтр подлежит замене после 40 000 километров (около 1 раза в 3 года)
  • Рабочие жидкости теряют свойства через 10 – 40 тысяч километров пробега. После преодоления отметки необходима замена моторного масла, антифриза
  • Тепловые зазоры клапанов подлежат регулировке 1 раз в 20 – 30 тысяч километров пробега
  • Свечи в системе эксплуатируются 20 000 километров пробега
  • Вентиляция картера продувается каждые 2 года
  • Ресурс аккумуляторной батареи определяется производителем, а также условиями эксплуатации автомобиля

Придерживаясь предписаний производителя, удается эксплуатировать двигатель максимально долгое время.

Тюнинг и доработка двигателя

Улучшение технических характеристик тойотовского агрегата выполняется либо изменением прошивок ЭСУД с отменой экологических изменений, либо установкой турбины.

Внесение конструктивных доработок стандартной головки цилиндров лучше не производить, а поменять ее на головку от двигателя 3SGE, которая дает большое открытие клапана и больший объем впрыска, притом же расходе топлива.

С другой стороны, блоки 3SFE и 3SGE — абсолютно одинаковы. Разница в этих типах силовых агрегатов заметна в материале коленчатого вала (чугунный на ФЕ и стальной на ГЕ). Заменив головку с целью увеличения мощности можно поменять и коленвал. В итоге проще приобрести собранный вариант 3F-GE. Если и этого мало, то приобретя вариант исполнения 3S-GTE с интеркуллером , получается турбированная версия классического мотора серии 3S.

На каких машинах 3S-FE

С завода, этим двигателем оснащаются следующие модели машин марки Toyota:

  1. Caldina – 1 и 2 поколение (универсал);
  2. Camry – 2 – 4 поколение (седан);
  3. Carina – 6 и 7 поколение (седан);
  4. Carina ED – 2 и 3 поколение (седан);
  5. Celica – 5 и 6 поколение (купе);
  6. Corona – 8-е поколение — купе; 9-е поколение — седан и хэтчбек; 10-е поколение — седан и хэтчбек;
  7. Corona Exiv – 1 и 2 поколение (седан);
  8. Corona Premio – 1 поколение (седан);
  9. Curren – 1 поколение (купе);
  10. Gaia – 1 поколение (минивэн);
  11. Ipsum – 1 поколение (минивэн);
  12. Lite Ace Noah – 1 поколение (минивэн);
  13. Nadia – 1 поколение (минивэн);
  14. Picnic – 1 поколение (минивэн);
  15. RAV4 – 1 поколение, (открытый кузов) и SUV (Япония, США);
  16. Town Ace Noah – 5 поколение, (минивэн);
  17. Vista – 3 – 5 поколение (седан);
  18. Vista Adreo – 1 поколение (универсал).

В машинах минивенах Lite Ace Noah и Town Ace Noah 3S-FE устанавливаются продольно. Диаметр маховика больше на 10 мм и располагается с противоположной стороны от стартера. При ремонте или свап 3s-fe иногда приходится стачивать своими руками маховик и переставлять венец коробки переключения передач.

Неисправности: диагностика и ремонт

Конструкция мотора рассчитана на пробег не менее 300 тыс. км. Однако существуют образцы с пробегом более 600 тыс. км без капитального ремонта. При этом двигатель не относится к категории надежных силовых агрегатов.

Распространенные поломки двигателей:

  1. Проблемным местом на ранних сериях двигателя 3S-FSE является механический насос. Согласно заводской инструкции, узел имеет ресурс работы 100 тыс. км, после чего производится замена ТНВД. Проверка состояния насоса проводится по показаниям датчика давления. Для этого требуется подключить мультиметр к выходам датчика или колодке контроллера двигателя. Нормативное напряжение лежит в диапазоне 2,0-3,7В. При падении значения ниже 1,3В на холостом ходу происходит остановка мотора (с фиксацией ошибки Р0191).
  2. Привод насоса выполнен от распределительного вала, полость с топливом отделена от картера двигателя тонким уплотнительным кольцом. Вышедший из строя сальник насоса пропускает бензин в двигатель. Зафиксировать попадание топлива можно при помощи газоанализатора, чувствительный элемент размещается в горловине для заливки масла. Допустимое значение углеводородов СН составляет 200-250 ед.
  3. При работе двигателя с протекающим сальником насоса наблюдаются скачки оборотов холостого хода и внезапные остановки при перегазовке. Это связано с попаданием паров бензина через систему рециркуляции во впускной коллектор, что вызывает излишнее обогащение смеси. Электроника фиксирует проблему и пытается уменьшить подачу топлива. Из-за этого и возникают сбои в работе.
  4. Большой расход топлива является следствием загрязнения форсунок, клапана холостого хода и элементов дроссельной заслонки. После проведения чистки расход возвращается к нормативным значениям. В конструкции дроссельного узла имеется датчик ТРС, определяющий положение заслонки. Часто при разборке узла нарушается угол установки детали, что приводит к нестабильной работе двигателя и повреждению приводов. В этом случае приходится выполнять замену ТРС или дросселя в сборе.
  5. При использовании некачественного бензина и изношенной поршневой группе происходит засорение напорного клапана системы рециркуляции отработавших газов. Ремонт заключается в промывке узла или отключении.
  6. Затрудненный запуск при пониженной температуре является следствием выхода из строя датчика температуры воздуха на впуске. При проведении диагностики в памяти блока управления будет ошибка с кодом Р0115.
  7. Нестабильные обороты холостого хода или затрудненный набор оборотов на двигателе 3S FSE — признак загрязнения дросселя, который необходимо промыть. В отдельных случаях требуется снятие впускного коллектора и очистка внутренних полостей (в том числе регулировочных заслонок). Также причиной может стать засоренные топливный и воздушный фильтры.

Для проверки топливной системы необходимо выполнить действия:

  1. Давление первого насоса при диагностике проверяется манометром. Для проведения замера давления требуется подключить прибор на рейку. После включения зажигания давление должно войти в норму (4,0-4,5 кг/см²) за 2-3 секунды.
  2. Повышенное давление в рампе указывает на неисправность клапана аварийного сброса давления. В этом случае будут наблюдаться проблемы с пуском горячего двигателя. Поврежденную деталь необходимо промыть в ультразвуковой ванне или заменить.
  3. Пониженное давление создает проблемы при запуске двигателя с любой температурой. При низких значениях давления топливо просто не пройдет через распылители форсунок.
  4. Большое влияние на давление топлива оказывает состояние топливных фильтров, установленных в баке. При проведении замены элементов требуется провести разборку и сборку топливной кассеты, расположенной в баке. Ошибки при установке деталей приводят к прекращению подачи топлива.

Проведение компьютерной диагностики позволяет определить поврежденные компоненты электроники, наиболее часто выходящие из строя:

  • датчики положения коленчатого и распределительного вала;
  • измеритель массы подаваемого в цилиндры воздуха;
  • лямбда-зонды;
  • датчики положения педали газа и заслонки в дроссельном узле;
  • клапаны управления заслонками и фазовращателем.

Регламентные работы включают в себя:

  • смену моторного масла и фильтра раз в год или через 10 тыс. км;
  • заливку свежей охлаждающей жидкости через 40 тыс. км пробега (либо через каждые 2 года);
  • установку новых свечей зажигания — каждые 20 тыс. км (срок службы свечей с платиновым электродом составляет 80 тыс. км);
  • фильтры топлива и воздуха меняются через 40 тыс. км;
  • каждые 100 тыс. км необходимо проводить замену ремня ГРМ.

Характеристики 3S-FE

Производство Kamigo Plant (Japan/Япония) и TMMK (USA/США)
Марка ДВС Toyota 3S-FE
Годы выпуска 1986 – 2001
Объем 1998 см3 ~ 2 литра
Мощность 98 – 116 кВт (131 – 155 лс)
Крутящий момент 183 Нм (4400 – 4800 об/мин),

186 Нм (4400 – 5200 об/мин)

Вес 140 кг
Степень сжатия 9,8
Система подачи топлива инжектор
Тип мотора рядный (не V-образный)
Впрыск электронный многоточечный
Число цилиндров 4
Расположение 1-го цилиндра

ТВЕ

Число клапанов на каждом цилиндре 4
Материал головки блока цилиндров сплав алюминия (Al)
Допустимое коробление прокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм

прокладка головки цилиндров 0,05 мм

Седло клапана (фаска) ширина 1 – 1,4 мм, угол 45°
Распределительный вал число: 2 штуки

диаметр толкателя: 30,966 – 30976 мм

расточка под толкатель: 31,00 – 31,025 мм

Сальник распредвала диаметры: 38 мм, 50 мм;

ширина: 8 мм

Материал блока цилиндров (БЦ) чугун
Диаметр цилиндра 1 типоразмер: 86 – 86,01 мм

2 типоразмер: 86,01 – 86,02 мм

3 типоразмер: 86,02 – 86,03 мм

Поршни и кольца
Диаметр поршня 1 типоразмер: 85,837 – 85,847 мм

2 типоразмер: 85,847 – 85,857 мм

3 типоразмер: 85,857 – 85,867 мм

ремонтный размер: 86,337 – 86,367 мм

Зазоры поршень / стенка цилиндра: 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум)

поршневых колец: 110 мм относительно плоскости разреза

Кольцо компрессионное верхнее 0,27–0,47 мм
Кольцо компрессионное нижнее 0,45–0,65 мм
Кольцо маслосъемное 0,1–0,45 мм, 1,05 мм максимум
Зазор между поршневой канавкой и кольцом 0,03–0,07 мм
Коленвал
Количество подшипников коренных 5
Диаметр шейки КП 54,988 – 55,003 мм
Зазор коренной шейки 0,015 – 0,034 мм
Подшипники шатунные диаметр шейки вала – 48 мм

диаметр постели – 51 мм

толщина вкладыша – 1,448 мм

ширина вкладыша – 20,4 мм

Сальники коленвала передний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм

задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм

Ход поршня 86 мм
Горючее АИ-95 (допускается АИ-92)
Масса мотора 143 кг в сборе
Нормативы экологии Евро-4
Расход топлива
  • трасса – 8 литров на 100 км
  • смешанный цикл 9,5 литров на 100 км
  • город – 13 литров на 100 км
Расход масла максимум 1 литр на 1000 км
Характеристики моторных масел для 3S FE 5W-30 и 10W-30
Сколько моторного масла по норме 4,5 л
Через сколько менять масло на двигателе 3S-FE желательно через каждые 5000 км, максимум 10000 км
Рабочая температура 95°
Ресурс мотора
  • заявленный заводом-изготовителем: 300 000 км
  • реальный: 500 000 км
Регулировка клапанов шайбы между кулачками распредвала и толкателями
Система охлаждения принудительная
Охлаждающая жидкость (ОЖ) антифриз или тосол
Сколько ОЖ помещается
  • модификация с коробкой автомат, АТ – 5,7 л;
  • модификация с коробкой механика, МТ – 5,8 л
Свечи на 3с-фе
  • оригинал – NGK BKR6E11;
  • Denso K20RU11;
  • NGK BKR6EYA11;
  • подходят любые с двумя электродами
Свечной зазор 1,1 мм
Размеры ремня ГРМ
  • количество зубов: 163;
  • шаг: 8 мм;
  • ширина ремня: 26,7 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр
  • номер по каталогу 90915-10001
  • замена 90915-10003, с обратным клапаном
Маховик
  • диаметр внутреннего отверстия: 42 мм
  • диаметр посадочных отверстий: 13 мм
  • количество посадочных отверстий: 8 штук
  • смещений нет
  • расстояние между противоположными посадочными отверстиями: 54 мм
  • расстояния между соседними посадочными отверстиями: 12 мм
Болты крепления маховика
  • коробка МТ – М10х1,25 мм, длина 26 мм, проточка 11 мм
  • коробка АТ – М10х1,25 мм, длина 26 мм без проточки
Маслосъемные колпачки
  • код 90913-02090 впускные светлые
  • код 90913-02088 выпускные темные
Компрессия давление в цилиндрах от 13 бар номинальное;

9,5 бар минимальное;

разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара

Температура масла 80°С
Температура срабатывания термостата 80 – 84°С
Давление клапана внутри радиаторной пробки 0,7–1 бар
Содержание в выхлопе вредных продуктов СН < 200%, СО <0,5%
Обороты ХХ 650–750 об/мин или мин-1
Момент затяжки резьбовых соединений
  • свеча – 18 Нм
  • маховик – 88 Нм
  • болт сцепления – 19 Нм
  • крышка подшипника – 59 Нм (коренной) и 25 + 90° (шатунный)
  • головка цилиндров – три стадии 29 Нм, 49 Нм и 90°

Тюнинг двигателя Toyota 3S FE

Мощность двигателя Toyota 3S FE с целью увеличения ресурса изначально снижена. Таким образом, агрегат подходит для того, что бы увеличить мощность. Однако, выполняя процедуры, помните, о снижении стабильности работы и увеличении расхода топлива.

Увеличение мощности связано с выполнением процедур:

  • Установка облегченных поршней и спортивного распределительного вала;
  • Установка новых впускных и выпускных коллекторов;
  • Установка бензинового насоса и форсунок большей мощности;
  • Перепрограммирование блока управления.
  • Эти манипуляции опасны, поскольку невозможно предсказать последствия. В результате модернизации, полученный результат получается как негативным, так и оправданным. С целью минимизировать риски, целесообразней установить модификацию двигателя 3S GE. Эти приборы без проблем меняется, поскольку идентичны и отличаются только головками блока.

Двигатель 3S GE:

Выводы о двигателе – стоит ли покупать данную модель?

Если у вас Селика или Калдина, то лучшим решением для свапа станет именно этот миллионник. Но 3S-GTE потребует особого подхода к обслуживанию. Не стоит затягивать с заменой масла и фильтров, а также ремней и роликов. Лучше выполнять обслуживание раньше регламента

Также стоит обратить внимание на высочайшую производительность силовой установки. Она выставляет требования по установке исключительно оригинальных деталей и навесного оборудования.

Adblock
detector