Как проверить турбину на бензиновом двигателе: особенности работы и диагностики
Содержание:
- Как работает турбонаддув дизельного двигателя
- В большинстве случаев автомобильные турбины подлежат ремонту
- Причины и последствия поломки актуатора турбины
- Особенности устранения турбоямы на бензиновом моторе
- Ресурс турбины дизельного двигателя – как продлить срок?
- Естественный износ мотора как причина поломки
- Повреждения, связанные с эксплуатацией ТК на предельных режимах
- Черный дым из выхлопной и малая мощность. Что делать?
- Самостоятельная проверка
- Как уберечь турбину от поломки
- Дизельный двигатель: признаки неисправностей и возможные причины
- Принцип работы турбины дизельного двигателя – что усилит мотор?
- Проверка на заведенном двигателе
- Не просто балансировка
- Неисправности в системе смазки — причина поломки половины турбин
- Замена актуатора: когда требуется?
- Как проверить датчик абсолютного давления
- Что влияет на работу турбины
Как работает турбонаддув дизельного двигателя
Ротор турбины и крыльчатка компрессора жестко закреплены на одном валу. Таким образом, скорость вращения ротора передается крыльчатке. Круг замыкается:
- Через компрессор воздух из атмосферы, смешиваясь с топливом, подается в цилиндры двигателя;
- Смесь сгорает, приводя в движение поршни, и образовавшиеся в результате газы поступают в выпускной коллектор;
- Здесь они принимаются в корпус турбины, разгоняются в канале и на выходе взаимодействуют с ротором, заставляя его вращаться;
- Ротор через вал передает вращение крыльчатке компрессора, которая всасывает в корпус атмосферный воздух.
Получается взаимосвязанная схема работы, когда количество всасываемого воздуха зависит от скорости вращения крыльчатки и, наоборот, крыльчатка вращается быстрее при большем количестве забираемого воздуха.
Принцип работы турбонаддува имеет два момента, называемые турбоямой и турбоподхватом.
Первый момент характеризуется задержкой в работе турбины после увеличения подачи топлива нажатием на педаль газа, так как для разгона ротора выхлопными газами требуется время.
Вслед за турбоямой наступает момент турбоподхвата, когда разогнавшийся ротор резко увеличивает подачу воздуха в цилиндры, повышая мощность двигателя.
В большинстве случаев автомобильные турбины подлежат ремонту
Если вы столкнулись с потерей мощности, свистящими шумами турбины, ростом потребления топлива или дымом, то, как правило, если ваша машина оснащена турбиной, скорее всего, существует проблема. Турбина неисправна. В этом случае автомобиль нужно как можно скорее отвезти на диагностику в специализированную мастерскую.
Помните, что ни в коем случае не стоит затягивать поездку в автосервис для диагностики турбины. В противном случае вы рискуете потерять в будущем большие деньги, поскольку турбокомпрессор может не подлежать после поломки восстановительному ремонту. В итоге вам придется покупать новую турбину, которая стоит огромных денег.
Кроме того, каждый владелец турбированной машины должен знать, что сломанные части турбины могут также привести к повреждению самого двигателя. В том числе при выходе турбины из строя также может пострадать еще один дорогостоящий компонент автомобиля — катализатор.
К счастью многие проблемы, связанные с работой турбины, могут быть устранены обычным ремонтом. Однако не все автомастерские осмелятся проводить подобные работы. Во многих сервисах в случае даже небольших проблем с турбиной часто советуют купить новую.
Тем не менее, помните, что большинство видов ремонтов турбокомпрессоров значительно продлевают ее срок службы. Поэтому поломка турбины не всегда означает, что пришло время покупать новый турбокомпрессор.
Но не всегда ремонт турбины оправдан. Все зависит от типа и вида неисправности. Например, часто в турбокомпрессорах выходят из строя несколько важных компонентов, в результате чего ремонт (переборка) турбины будет не целесообразен, поскольку дешевле будет приобрести новый турбокомпрессор.
Пример повреждения втулок из-за износа
Причины и последствия поломки актуатора турбины
Вестгейт со временем может выдавать поломки. В некоторых случаях придется ремонтировать или менять данный элемент турбины. Причины и последствия неисправностей:
- Повреждение воздуховода, поломка или загрязнение воздушного фильтра, неисправность клапана EGR. Для диагностики и починки необходимо использовать специальный электронный тестер. Последствия такой поломки могут быть крайне отрицательными для всей системы. При разрушении выпускного коллектора или поломки в поршневой группе, сломается или полностью выйдет из строя механизм изменяемой геометрии турбины. Как следствие, поломка механической составляющей турбокомпрессора;
- Неисправность двигателя. Проверьте, загорается ли контрольная лампа (чек неисправности) двигателя. Поскольку шланг перепускной заслонки предназначен для сброса давления внутри коллектора турбокомпрессора, он постоянно контролируется ЭБУ автомобиля (блоком управления двигателем). Обычно каждый производитель автомобилей устанавливает зону рабочего давления в диапазоне от минимально допустимого давления до максимального уровня «наддува», создаваемого внутри турбонагнетателя. Когда усиление давления воздуха приближается к верхней зоне, оно зачастую вызывает код предупреждения и, таким образом, загорается индикатор контрольной лампы. Если у вас автомобиль с турбонаддувом и этот индикатор загорается на приборной панели, вам следует безопасно отвезти машину домой и как можно скорее связаться с сертифицированным механиком.
- Колеблющееся давление наддува. Когда перепускной клапан не сбрасывает давление на постоянной основе, это провоцирует быстрое колебание давления наддува внутри турбонагнетателя. Во время обычного ускорения турбо-ускорение постоянно увеличивается по мере того, как машина ускоряется и медленно снижается, когда водитель перестает нажимать на акселератор. Если турбонаддув быстро падает или быстро поднимается без применения дроссельной заслонки, это может быть вызвано закупоркой в стоке задней части актуатора или поломкой шланга вестгейта;
- Резкое снижение экономии топлива. Когда актуатор сломан, протекает или заблокирован, это приводит к тому, что большее количество сырого топлива будет вытеснено из системы выпуска без сжигания. Это станет следствием быстрой потери топлива.
Элементы актуатора турбины
Дополнительные причины неисправностей вакуумного регулятора:
- Неисправность электромотора;
- Дефекты деталей актуатора;
- Неправильная работа контактной группы электродвигателя;
- Поломка зубьев шестерней привода клапана.
Двигатели с турбонаддувом – это машины, которые необходимо обслуживать чаще, чем традиционные автомобили. Если вы заметили какие-либо из перечисленных выше предупреждающих знаков, обратитесь к механику как можно скорее, чтобы произвести ремонт актуатора турбины и избежать дополнительного повреждения турбины или двигателя.
Особенности устранения турбоямы на бензиновом моторе
Бензин при сгорании образует меньшее количество выхлопных газов. Это также влияет на скорость изменения частоты вращения турбомеханизма. Для того, чтобы автовладелец не узнал, что такое турбояма, автопроизводители разрабатывают всевозможные конструктивные решения. Появление нагнетателя, позволило избавится от зависимости объема подаваемого воздуха в камеру сгорания от количества выхлопных газов.
Для высокодинамичных машин используется измененная компоновка радиатора, который располагается под углом. Недостатком ухода от фронтального размещения является снижение поступления воздуха, охлаждающего двигатель. При этом воздушный поток раскручивает турбину, создавая давление на крыльчатке турбомеханизма.
Ресурс турбины дизельного двигателя – как продлить срок?
Включение турбины происходит с первыми оборотами двигателя, а заканчивается несколько позже после его остановки. При запуске мотора выхлопные газы моментально попадают в улитку турбины, что приводит в движение вал с крыльчатками. На холостых оборотах давление выхлопных газов невелико, а потому скорость вращения турбины практически не влияет на объем воздуха, который подается в двигатель.
По мере роста оборотов происходит увеличение количества выхлопных газов, вследствие чего увеличиваются обороты турбокомпрессора, и турбина начинает работать в штатном режиме. Бытует мнение, что ресурс турбины дизельного двигателя невысок.
Обычно ресурс турбокомпрессора снижается вследствие несоблюдения правил эксплуатации и нарушения рекомендаций производителей:
- несвоевременная замена масла;
- использование некачественной смазки;
- резкий набор оборотов на непрогретом двигателе;
- засор масляных каналов, в результате чего происходят перебои с подачей смазки;
- остановка горячего двигателя без выдержки на холостом ходу.
Еще одно заблуждение – срок службы турбины дизельного двигателя не зависит от уровня подготовки водителя. Как свидетельствует практика, в эксплуатации двигателя с турбиной нет ничего сложного. Для его бесперебойной работы необходимо соблюдать те же правила, что и при обслуживании обычного мотора. Только необходимо учитывать некоторые нюансы, которые изложены выше.
Естественный износ мотора как причина поломки
Дизельные автомобили – это настоящие рабочие лошадки, которые их владельцы эксплуатируют в максимально жестких режимах. Не редкость при покупке бу автомобиля из Европы, их пробеги составляют в районе 500 тысяч километров и более.
Двигатель может с трудом запускаться, теряет часть своей мощности, масло регулярно сапунит из-под прокладок и отдельных навесных элементов. Достаточно часто проявляются мелкие поломки, которые досаждают автовладельцу. Все это признаки износившегося мотора, который требует капитального ремонта.
Однако даже таким дорогостоящим капитальным ремонтом проблему зачастую не исправить. В данном случае можем порекомендовать свап-двигателя или же покупку нового более свежего автомобиля.
Повреждения, связанные с эксплуатацией ТК на предельных режимах
3.1. Повреждения ТК по причине выхода на запредельные температурные параметры работы
Превышение температурных показателей работы турбокомпрессора приводит к образованию масляного нагара на шейках ротора и значительному закоксовыванию вала. От перегрева тыльная сторона турбинного колеса становится слегка вогнутой, а иногда на ней и примыкающей части вала появляется «апельсиновая корка» (фото 10,11). Наиболее серьезные последствия перегрева – образование на тыльной стороне колеса глубоких трещин (фото 12).
Причины работы турбокомпрессора на запредельных температурах:
— Нарушение в работе системы охлаждения. Самая распространенная причина – неисправный термостат. Также причиной может стать недостаточный уровень охлаждающей жидкости;
— Нарушения в работе газораспределительной системы, к примеру, неправильный угол опережения зажигания или несвоевременный впрыск топлива;
— Использование в двигателе топлива, не соответствующего рекомендованного изготовителем автомобиля;
— для ТК с водяным охлаждением – образование в водяной рубашке ТК воздушной пробки, образование накипи в патрубках системы охлаждения, что приводит к уменьшению их сечения вплоть до полного перекрытия.
3.2. Повреждения ТК, связанные с выходом на запредельные обороты ротора
При превышении максимальных значений частоты вращения ротора ТК может сопровождаться образованием трещин лопаток турбины. При дальнейшей работе агрегата на таких режимах часть лопаток может быть разрушена, вплоть до полного разрыва всего колеса турбины (фото13,14).
Черный дым из выхлопной и малая мощность. Что делать?
Основная проблема заключается в несанкционированном поступлении воздуха в выпускной или Итак, как проверить турбину дизельного двигателя своими руками? Для начала запускаем мотор и прислушиваемся к его звуку работы. Так можно определить конкретное место поломки. Часто проблема заключается в лишнем «подсосе» воздуха или загрязненном воздушном фильтре.
Чтобы проверить износ самой турбины, стоит произвести дефектовку ротора. Это один из основных элементов в системе. Итак, прокручиваем ротор вокруг оси. Небольшой люфт допустим. Но если ротор цепляет за корпус турбины, это уже ненормально. Из-за этого возникает характерный звук (гул) и пропадает мощность мотора. Выход из ситуации — замена ротора на новый.
Самостоятельная проверка
Первичную проверку можно провести собственными силами, чтобы не тратиться на компьютерную диагностику, которая часто стоит немалых денег. Для начала, турбокомпрессор нужно тщательно осмотреть.
В первую очередь проверяется уровень и качество моторного масла используемого для дизельного мотора. Затем нужно убедиться, что в компрессор не попал никакой посторонний предмет.
После проведенных процедур необходимо оценить цвет выхлопа. Он также может указать на конкретные проблемы с турбиной. Если цвет выхлопа черный, и при этом замечено падение мощности, то, скорее всего, придется иметь дело с переобогащенносй смесью. Она появляется из-за поломки системы впуска-выпуска воздуха. На впуске в цилиндры попадает недостаточное количество воздуха, а на выпуске могут быть утечки, которые и приводят к потере мощности.
Сизый или даже белый дым из выхлопной трубы говорит о том, что масло попадает в цилиндры, а затем сгорает в рабочей камере. При этом расход масла может вырасти примерно до литра на 1000 километров. Необходимо проверить работу ротора и чистоту фильтров. Ротор должен иметь небольшой люфт и не касаться корпуса, иначе деталь требует немедленного осмотра и ремонта.
Сильно загрязненный фильтр не может пропускать необходимое количество воздуха, за счет этого создается разное давление в корпусе турбонагнетателя и в картридже с подшипниками. Из этого картриджа масло попадает в компрессор. Если дело не в фильтре, то необходимо проверить всю систему подачи масла, шланги и патрубки на наличие загибов, трещин и щелей.
Герметичность соединений патрубков можно проверить при заведенном двигателе. Свист и скрип, а также воздух, прорывающийся сквозь систему, говорит о том, что хомуты нужно подтянуть. Любая неплотность или повреждение ведет к недостаточной подаче воздуха в цилиндры.
Еще одной причиной неисправности турбины становится неправильный слив масла из-за того, что газы попали в картер. Необходимо проверить систему вентиляции, чтобы дизельный мотор не начал сапунить.
Как уберечь турбину от поломки
Известный факт – чем чаще и активнее водитель пользуется автомобилем, тем быстрее турбина расходует свои возможности. Однако во избежание проблем, можно прибегнуть к правилам, которые помогут продлить жизнь турбоагрегату.
- Охлаждать турбину. Если водитель активно давил на «газ», то ему придется дольше охлаждать турбину. Некоторое время лучше постоять на «холостом» ходу (2-3 минуты);
- После длительного нахождения в пробке, не нужно резко ускоряться. В неподвижном состоянии турбокомпрессор, интеркулер и двигатель сильно нагрелись, и нагрев дошел до критической отметки;
- Проверять температуру масла и антифриза. При необходимости, менять грязное масло на новое;
- Своевременно обслуживать двигатель. Некоторые иномарки требуют абсолютной чистоты масла и интеркулера, а также продольно расположенных трубок.
Сколько можно проехать на сломанной турбине, видео:
При любой неисправности турбины, лучше сразу обратиться к специалисту. Ездить на поломанной турбине категорически нельзя, иначе машина полностью прекратит работать. Наилучший выход – обратиться к квалифицированным мастерам сервисного центра, которые с помощью специальных датчиков проведут анализ всего механизма, и проведут при надобности починку или полную замену агрегата.
Дизельный двигатель: признаки неисправностей и возможные причины
При эксплуатации автомобиля в работе дизельного двигателя происходят сбои, которые можно определить по следующим признакам.
Сложности с запуском ДВС Слишком ранний или поздний впрыск, что ведет к неправильному углу опережения подачи горючего. Некачественное распыление дизельного топлива происходит из-за изношенности деталей. Завоздушивание топливной системы вызывает нехватку дизельного топлива перед топливным насосом. В топливном насосе высокого давления износились нагнетательные клапаны. Возникли дефекты в насосе низкого давления. Регулятор работает неправильно, что сводит к минимуму объем поступающего горючего при запуске силового агрегата. Загустевание дизтоплива в зимнее время года. Возникли проблемы со свечами накаливания. Во время впрыска возникает давление, недостаточное для нормального запуска двигателя.Падение мощности силового агрегата Проблема могла возникнуть из-за неправильного угла опережения подачи горючего. Всережимный регулятор и топливный насос отрегулированы некорректно. В топливном насосе высокого давления износились прецизионные элементы. Износ регулятора. Получили повреждение распылители, возможен их износ. Ниже допустимых значений падает давление впрыска. Элементы системы нагнетания не подают требуемый объем горючего.Увеличение расхода дизтоплива Угол опережения впрыска неправильный. Получили повреждения или износились распылители. Давление впрыска падает ниже допустимых значений. Компрессия значительно снизилась. Происходит утечка горючего. Воздушный фильтр забился. Топливный насос высокого давления неправильно отрегулирован. В топливном насосе износились нагнетательные клапаны. Силовой агрегат работает некорректно.ОГ (отработанные газы) черного цвета Компрессия значительно снизилась. Регулировка клапанов выполнена неправильно. Форсунки не справляются с распылением дизтоплива. В камере сгорания возникают проблемы со образованием топливовоздушной смеси. Такие нарушения могут происходить из-за проблем с закрытием клапанов (неправильная регулировка) или возникновения окисленного налета.Цвет отработанных газов изменился на белый или серый Неправильно выставлен угол опережения впрыска. Компрессия значительно снизилась. В прокладке головки блока цилиндров возник пробой. Мотор переохладился.Появление жесткости в работе двигателя Появился дисбаланс между объемами горючего, поступающего в цилиндры агрегата. Часть форсунок работает некорректно. Компрессия значительно снизилась. Выставлен слишком ранний впрыск дизельного топлива.Мотор перегревается Форсунки неправильно распыляют дизельное топливо. Некорректно выставлен угол опережения впрыска.Двигатель не развивает максимальную мощность Засорился воздушный фильтр. Завоздушивание ТС. Проблемы с работой топливного насоса высокого давления. Некорректно выставлен угол опережения впрыска горючего. Проблемы с форсунками. Возможная причина ― неисправность крепления деталей. Нарушена герметичность топливопроводов. Проблемы с регулировкой тяги акселератора.Уровень шума силового агрегата вырос Завоздушивание топливной системы. Плохая работа распылителей.Силовой агрегат на холостом ходу работает неравномерно Некорректно выставлен угол опережения впрыска горючего. Проблемы с ходом педали газа. Ослабление топливопровода между ТНВД и топливным фильтром. Проблемы с подачей горючего. Некорректно работают форсунки и распылители.Колебания частоты оборотов коленчатого вала Разрегулированность и изношенность системы впрыска. Износился регулятор оборотов. Завоздушивание ТС. Избыточное давление газов в картере.Непредвиденная остановка силового агрегата Топливный фильтр забился, подача горючего в топливный насос высокого давления осуществляется в недостаточном объеме. Поврежден ТНВД, что вызвало прекращение поступления горючего. Топливный насос низкого давления получил повреждение. Поврежден трубопровод впрыска. Нарушено соединение насоса с приводом. Поршень-разделитель износился, возможен перекос детали. Возможен износ ротора или поршней в топливном насосе высокого давления.Выходят из строя свечи накаливания Такую неисправность могут вызвать дефектные форсунки.Заглушить силовой агрегат невозможно Вышел из строя соленоидный клапан.В картере растет уровень масла Проблема может возникнуть из-за протечки моторного масла. Некорректно работают форсунки («льют»).Торможение двигателем затруднено Некорректно выставлены холостые обороты. Загрязнение сливных топливопроводов.
Принцип работы турбины дизельного двигателя – что усилит мотор?
Данная автозапчасть значительно увеличивает мощность двигателя посредством энергии выхлопных газов, образуемых в результате сгорания топлива
. Дело в том, что во время выброса выхлопных газов значительно снижается КПД, так как теряется целых сорок процентов полезной энергии. Таким образом, если ее преобразовывать, то это значительно увеличит мощность, и двигатель в 100 лошадок сможет работать, как движок в 160 л.с. Безусловно, данные цифры впечатляют, однако не все так просто, как кажется, и необходимо еще знать принцип работы турбины дизельного двигателя.
Заключается же он в следующем: прежде чем выхлопные газы попадают в выхлопную трубу, а потом, соответственно, в атмосферу, они проходят через систему турбокомпрессора. Этим самым обеспечивается вращение лопастей механизма до 100-150 тысяч об/мин, хотя данный параметр, в основном, зависит от мощности и типа двигателя. Полученная же сила расходуется на увеличение давления воздуха. Благодаря этому и появляется возможность впрыскивания большего количества топлива за фиксированное время, что способствует значительному увеличению как мощности, так и КПД.
Проверка на заведенном двигателе
Самый простой способ, как проверить турбину на дизельном двигателе требует присутствия хотя бы двух человек.
- Заведите двигатель.
- Найдите патрубок между турбонагнетателем и впускным коллектором.
- Передавите его.
- Несколько секунд погазуйте.
При правильной работе турбины, почувствуется, что патрубок ощутимо надувается. Если этого не происходит, возможны разнообразные трещины и дефекты коллектора. Следует обратиться за квалифицированной помощью для устранения поломки.
Неквалифицированное вмешательство может привести к тому, что маленькая неисправность приведет к поломке всей детали и поставит автовладельца перед необходимостью менять и ремонтировать турбокомпрессор. Необходимо обратиться в проверенный сервис, где специалисты быстро и качественно устранят неисправность и продлят жизнь турбонагнетателю на дизельном двигателе.
https://youtube.com/watch?v=3Y40f46xLY0
Не просто балансировка
Увеличение дисбаланса может быть следствием всевозможных деформаций вала ротора, лопаток крыльчаток или отложений, возникших при эксплуатации. Даже если дисбаланс не фатальный и до сих пор не привел к отказу турбокомпрессора, он существенно сокращает ресурс. Допустимое значение дисбаланса в определенном диапазоне частот вращения устанавливает завод-изготовитель. Например, в заводской спецификации может быть указано, что в диапазоне оборотов от 90 тыс. до 120 тыс. мин.–1 дисбаланс ротора турбины не должен превышать 2 g.
Проверка дисбаланса ротора в составе картриджа выполняется на специализированном балансировочном стенде для финишной балансировки. В идеале его основные технические характеристики (максимальная частота вращения и точность измерения) должны соответствовать требованиям турбопроизводителя. Такие стенды очень дороги, а потому применяются далеко не всеми ремонтными предприятиями. Чаще используется более дешевое оборудование, позволяющее испытывать центральную сборку турбокомпрессора на пониженных оборотах. Насколько корректны такие испытания – вопрос неоднозначный. Не будем тратить время на его обсуждение. Напомним лишь, что дисбаланс имеет резонансную природу, а потому отсутствие пиков виброускорения в диапазоне частот от «А» до «Б» не гарантирует, что они не проявятся при дальнейшем увеличении скорости вращения ротора. Поэтому полное доверие к результатам балансировки может быть, только когда она выполнена в диапазоне рабочих оборотов турбины.
Тестирование на пониженных оборотах показало бы, что дисбаланс в норме
Бывает, лопатки не выдерживают балансировки на рабочих частотах вращения
Требования к качественному балансировочному стенду этим не исчерпываются. Ранее упоминалось, что испытание на стенде – нечто большее, чем проверка дисбаланса. Это комплексный тест, который позволяет проверить уплотнения ротора на герметичность, выявить скрытые дефекты деталей и даже погрешности сборки картриджа. Для этого в процессе испытания имитируются прочие условия, в которых работает турбина. К примеру, стенд Turbotechnics, который используется в ремонтном подразделении , позволяет выполнять балансировку с частотой вращения до 250 тыс. мин.–1 Внутрь центрального корпуса подшипников под давлением до 7 бар подается моторное масло, разогретое до 80–90 °С. Компрессорное колесо закрывается герметичной крышкой. При испытании на нем создается разрежение, т.е. имитируются условия, наиболее опасные для утечки масла.
Практика эксплуатации стенда подтверждает, что он позволяет выявить такие неисправности, которые невозможно обнаружить при балансировке на пониженных оборотах. Стоит лишь допустить небольшой огрех при сборке (например, неправильно установить уплотнительное кольцо), как ни старайся – отбалансировать ротор не удастся. Бывает, при испытании на рабочих режимах под действием центробежных сил разрушаются лопатки крыльчаток. Если бы эти скрытые дефекты проявились при эксплуатации – можно представить возможные последствия для мотора.
Экспертиза турбокомпрессора, с которой мы ознакомились довольно-таки поверхностно, как начинается, так и заканчивается – бумагой. По результатам работы эксперт оформляет акт, в котором излагается вывод о техническом состоянии турбины. Если обнаружена неисправность, указываются вероятные причины ее возникновения и рекомендации по их устранению. Это особенно ценно: не выяснив и не устранив причину отказа, можно менять одну турбину за другой с одним и тем же финалом, грешить на продавца, производителя и собственную «невезуху».
Кстати, чаще всего клиенты эксперта жалуются: «Купил новую турбину, поставил, а она течет! Брак!». В этом стоит разобраться.
Неисправности в системе смазки — причина поломки половины турбин
Эксперты утверждают, что почти половина турбин выходит из строя из-за неисправностей в системе смазки. Примерно 40 проц. турбин портится из-за попадания в лопатки турбин мелких посторонних предметов — как правило, они попадают в турбины из двигателя или системы подачи воздуха. Остальные 10 проц. поломок происходят по другим причинам (из-за перегрева, конструктивных дефектов и т.д.).
Подшипник — это та часть турбокомпрессора, которая находится под постоянной нагрузкой. Для того, чтобы подшипник не вышел из строя, необходимо достаточное количество смазочного материала. Эту функцию выполняет моторное масло — оно не только смазывает, но также охлаждает подшипник. Если в моторное масло попадут посторонние предметы, на всех смазываемых поверхностях начнётся трение, от этого износ этих поверхностей ускорится. Снижение давления в моторном масле на свободном ходу не причинит двигателю ущерб, но при высоких оборотах это может стать причиной уменьшения ресурса двигателя.
Для того, чтобы избежать подобных неприятностей, нужно своевременно менять моторное масло и фильтры, и поддерживать чистоту смазочной системы. Если говорить о масле, то лучше всего выбирать то масло, которое рекомендует производитель грузового автомобиля. Если говорить о чистоте, то любой посторонний предмет, попавший в турбину через воздушный фильтр, может вызвать преждевременный износ этого узла, или, хуже того, расплавление всех частей этой системы. Поэтому В. Сакалаускас напоминает не только о своевременной замене моторного масла, но и о замене воздушного фильтра. Через систему подачи воздуха в турбину могут попасть твёрдые частицы, от них на лопатках компрессора появятся следы ударов, со временем лопатки могут потерять баланс и сломаться. Подобные проблемы могут возникнуть и при трещинах воздушных шлангов.
Турбина может начать перегреваться от некачественного топлива или при неправильной регулировке двигателя. О том, что турбина перегревается, свидетельствуют бледные пятна на её корпусе. Если вовремя не устранить эту проблему, в корпусе турбинного колеса могут появиться сквозные трещины. Масло, которое смазывает турбину, от высокой температуры может «перегореть» и превратиться в кокс, а это приведёт к коррозии вала, его уплотнений и даже подшипников.
Для того, чтобы продлить срок службы турбины, советуется начинать движение автомобиля спустя, по меньшей мере, одну минут после того, как заведёте двигатель
Это важно помнить в холодное время года, когда масло загустевает. В таких случаях для того, чтобы масло достигло подшипников, нужно время, поэтому в холодную погоду не спешите двигаться с места
Ещё одно правило — перед остановкой двигателя дайте ему поработать на холостом ходу
Об этом очень важно не забывать после продолжительного рейса, когда двигатель работал при высокой нагрузке. Двигатель и турбина должны охладиться — в противном случае на раскалённой турбине появится нагар, а это, в свою очередь, сокращает долговечность уплотнений, подшипников и корпуса турбины
Замена актуатора: когда требуется?
Иногда турбина выходит из строя сразу, но обычно
это происходит постепенно. Чтобы определить поломку на ранней стадии, нужно
присмотреться к работе машины. Если все усилия по ремонту этого устройства не
дали результатов, придется купить новый актуатор.
Раньше замена производилась в сборе с турбиной,
теперь актуатор можно заменить отдельно. Некоторые мастера вообще рекомендуют
не пытаться ремонтировать это устройство, а сразу его менять — если, конечно,
дело не в закисшем соединении. Узел обязательно придется заменить, если шарнир
тяги на регуляторе износился. Работа эта не такая уж и сложная. После замены
девайса понадобится время на его адаптацию.
Как проверить датчик абсолютного давления
Диагностика датчика абсолютного давления Для различных типов приборов отличается и методика их проверки. Для аналогового типа проверка будет заключаться в следующем:
- К вакуумному шлангу, расположенному между датчиком и коллектором, подключить переходник с манометром.
- Запустить двигатель на холостых оборотах. Если по прошествии некоторого времени разрежение в коллекторе невелико (425 – 520 мм рт.ст.), то необходимо проверить герметичность гибкого шланга, а также правильность установки ремня распредвала и целостность диафрагмы датчика.
- Вместо манометра подсоединить вакуумный насос.
- Создать, при помощи насоса, разрежение около 560 мм рт. ст.
- После прекращения откачки давление должно сохраняться не менее 30 с.
Схема проверки датчика абсолютного давления воздуха Проверка датчика абсолютного давления во впускном коллекторе цифрового типа проходит следующим образом:
- Взять тестер и настроить его на режим вольтметра (до 20 В).
- Включить зажигание.
- Найти контакты земли, сигнала и питания.
- Положительный щуп вольтметра соединить с сигнальным выводом датчика. Прибор должен показывать напряжение в 2,5В относительно массы.
- Тестер переключить в режим тахометра.
- Отсоединить вакуумный шланг.
- Положительный щуп подключить к сигнальному выводу, а отрицательный к заземлению датчика.
- Показания прибора должны находиться в диапазоне 4500-4900 об/мин.
- Подключить вакуумный насос.
- Меняйте значение разрежения при помощи насоса, отслеживая показания тахометра. Давление и показания прибора должны быть стабильными.
- После отключения насоса показания прибора должны вернуться к значению 4500-4900 об/мин.
В результате, если узел не проходит одну из проверок, его необходимо либо отремонтировать, либо заменить. Стоимость датчиков достаточно высокая, поэтому ремонт может быть весьма целесообразным. Однако, конструкция устройства не рассчитана на проведение ремонта, поэтому все манипуляции приходится проводить на свой страх и риск.
Что влияет на работу турбины
Мы рассмотрели причины и индикаторы, которые помогут разобраться в вероятной поломке. Но чтобы её избежать, следует рассмотреть основные факторы, которые влияют на правильную работу турбины. К ним относятся:
- Качественное масло. У данного продукта должны отсутствовать диспергирующе-стабилизирующие и солюбилизирующие характеристики. Простыми словами, масло должно быть предназначено именно для вашего двигателя. Для двигателей с турбонаддувом нежелательно использовать масло с присадками;
- Масляной насос. Если данный агрегат не обеспечивает нужное давление, то это приводит к нестабильному протоку масла между валом и подшипниками. Правильное прохождение смазочного флюида может повлиять и на охлаждение компонентов турбокомпрессора. То есть, масло с температурой уже 85 градусов по Цельсию, способно охладить целый механизм. Потому что температура выхлопных газов очень высокая и может достичь 700-900 градусов и выше.