Свойства тосола и химический состав по госту

Состав охлаждающей жидкости

Главным элементом антифриза преимущественно является этиленгликоль, немного реже это пропиленгликоль (он по своей природе менее токсичен, а себестоимость его намного выше). К концентру вещества в равных соотношениях добавляют воду. Определенный набор присадок призван бороться с коррозией и кавитацией

. Такой состав считается стандартным и не поддается особых изменений со стороны производителя, именно такой набор элементов и определяет срок службы антифриза.

Отличие присадок в составе жидкостей определяет его свойства и влияет на уровень реакции на мороз. Поэтому вещества можно разделить на следующие группы:

  • карбоксилатные;
  • гибридные;
  • лобрид;
  • традиционные.

Правила замены

При замене расходного материала придерживайтесь правил:

Меняя жидкость, обязательно промойте систему охлаждения. Для этого можно использовать специальные средства, которые заливаются в расширительный бачок. При применении таких веществ на автомобиле следует проехать от 20 до 200 км, в зависимости от рекомендаций, указанных на упаковке. Промывку можно выполнить дистиллированной водой, Кока-Колой, водой с добавлением уксуса либо лимонной кислоты.
При заливе не используйте концентрированную жидкость. Лучше разбавить такой хладагент дистиллятом, пропорции для этого указываются на упаковке.
После залива хладагента не добавляйте в систему охлаждения воду. Не рекомендуется смешивание с другими марками антифризов, особенно, разных по стандарту

При необходимости добавления важно проследить за тем, чтобы совпадали составы веществ.
Если хладагент не рекомендован для вашего автомобиля, лучше воздержаться от его эксплуатации.

Правила замены

При замене расходного материала придерживайтесь правил:

Меняя жидкость, обязательно промойте систему охлаждения. Для этого можно использовать специальные средства, которые заливаются в расширительный бачок. При применении таких веществ на автомобиле следует проехать от 20 до 200 км, в зависимости от рекомендаций, указанных на упаковке. Промывку можно выполнить дистиллированной водой, Кока-Колой, водой с добавлением уксуса либо лимонной кислоты.
При заливе не используйте концентрированную жидкость. Лучше разбавить такой хладагент дистиллятом, пропорции для этого указываются на упаковке.
После залива хладагента не добавляйте в систему охлаждения воду. Не рекомендуется смешивание с другими марками антифризов, особенно, разных по стандарту

При необходимости добавления важно проследить за тем, чтобы совпадали составы веществ.
Если хладагент не рекомендован для вашего автомобиля, лучше воздержаться от его эксплуатации.

Сроки замены охлаждающей жидкости

Как и любая другая техническая жидкость в автомобиле, тосол имеет свой срок годности, и после переработки это вещество в обязательном порядке подлежит замене. Однако далеко не все начинающие автомобилисты правильно ориентируются в этих сроках, поэтому абсолютное большинство из них привыкло обращаться за помощью в автосервис, переплачивая лишние деньги за порой совершенно некачественные услуги.

Общие правила и понятия

Между тем, достаточно просто ознакомиться с общими теоретическими понятиями для того, чтобы самостоятельно понимать, как часто менять тосол в машине, чтобы в системах транспортного средства не успели развиться негативные процессы. И прежде всего следует уяснить, что тосол (он же антифриз, он же охлаждающая жидкость) предназначен не только для охлаждения блока двигателя, радиатора и всех примыкающих к ним элементов и систем, но и для их смазки, которая защищает механизмы от коррозийных изменений, а следовательно, и от износа.

Примечательно, что замена антифриза определяется не его объемом (он может оставаться прежним), а потерей своих полезных качеств и свойств присадками, содержащимися в этой технической жидкости, которая, увы, неминуема. Если же продолжать эксплуатировать транспортное средство, не понимая зачем и как часто надо менять антифриз в автомобиле, то последствия могут оказаться плачевными, так как постоянный перегрев двигателя и других агрегатов чреват их деформацией и полным выходом из строя.

Именно поэтому тосол должен меняться, когда:

  1. Он в значительной мере меняет свой цвет или в нем наблюдается нехарактерное помутнение.
  2. В хладагенте после отстаивания остается осадок, состоящий из мелких механических частиц и хлопьев.
  3. Техническая жидкость заметно пенится при малейших колебаниях.
  4. Антифриз меняет свою плотность, постепенно принимая желеобразную консистенцию.
  5. Заметно падает уровень тосола в расширительном бачке.

Некоторые «умельцы» в целях экономии привыкли восполнять недостаток технической жидкости водой, руководствуясь тем понятием, что состав тосоть включает H2O и спирт. На самом же деле такие действия являются противопоказанными, ведь тогда про полноценное охлаждение системы придется забыть, и все может закончиться коррозией, выходом из строя помпы, нарушением целостности подводящих ремней и поршневой системы в целом.

Раздумывая над тем, как часто менять антифриз в автомобиле, мастера-самоучки нередко решаются и на такой шаг, как долив тосола без слива из системы уже переработанной жидкости. Однако к таким действиям можно прибегать только в крайних случаях, да и то если речь идет об антифризе одного класса. Межклассовое смешение охлаждающих жидкостей провоцирует выделение осадочных хлопьев, в результате чего меняется и консистенция вещества, которое становится более густым и вязким.

Периодичность замены

Отвечая на вопрос о том, через сколько менять антифриз в машине, высококвалифицированные специалисты рекомендуют обращать внимание на определенные критерии. И речь идет не только об изменении цвета и консистенции тосола, но и о таких важнейших показателях, как пробег автомобиля, длительность его эксплуатации, а также новизна транспортного средства

Так, менять тосол рекомендуется со следующей периодичностью:

  • На новых авто: один раз в три года или через каждые 60 тысяч километров пробега при более интенсивной эксплуатации.
  • На старых авто или на авто с большим пробегом: через каждые 40−50 тысяч пройденных километров или по мере загрязнения, помутнения или изменения консистенции антифриза.

Помимо прочего, настоятельно рекомендуется обращать внимание и на инструкцию, прилагающуюся к антифризу. Так, время замены охлаждающей жидкости напрямую зависит и от класса тосола, поэтому этот нюанс обязательно следует учитывать при выборе определенного производителя хладагента

Советы и рекомендации

Один из наиболее частых вопросов, которые задают покупатели в магазинах: «Можно ли смешивать антифриз разных цветов?» Иногда такое допустимо, но только после серьезной проверки веществ на совместимость. Чаще всего смешение разных цветов антифризов приводит к снижению эксплуатационных свойств теплоносителя и образованию налета из ржавчины на стенках труб.

Разбавлять антифриз лучше всего дистиллированной водой. Она не содержит солей таких химических элементов, как кальций и магний, поэтому обычно мягче требуемой величины. Обычная же вода при использовании вместе с антифризом, скорее всего, также приведет к образованию осадков. Допустимая жесткость применяемой для разбавления антифриза воды составляет 5 мг-эквп.

При проведении любых работ с системами отопления необходимо следить за таким показателем, как плотность антифриза. Таблица, как правило, размещена на обратной стороне емкости, с ее помощью можно определить показатели данной марки теплоносителя.

Антифризы на основе этиленгликоля менее теплопроводны, чем вода (на 15-20%).

Без опасений о снижении эффективности системы отопления антифриз можно использовать в течение 5 лет. Затем следует полностью слить старый и залить чистый, новый теплоноситель.

Сколько хранить антифриз

Все составляющие элементы автомобиля имеют определенный период полезного использования, не исключение и охлаждающая жидкость. Однако, не все водители знают срок годности антифриза и с какой периодичностью его следует менять. Попробуем разобраться в данном вопросе, ведь от надлежащего состояния вещества зависит работа двигателя и общее функционирование машины.

Предназначение охлаждающей жидкости

 Такое название носит специальное автомобильное охлаждающее вещество, использование которого обусловлено тем, что температура замерзания его значительно ниже, чем у воды. Кроме того, и коэффициент расширения его в охлажденном состоянии значительно меньше.

Именно такие свойства помогают водителю защитить свое транспортное средство от нежелательных поломок и обеспечить бесперебойную работу двигателя.

В современных условиях машина практически не может функционировать в холодное время года без такого года предохранителя

Использование иностранного антифриза

Период полезной эксплуатации продуктов иностранного происхождения преимущественно отличается от показателей отечественного производителя. Однако, определить точный и единственный показатель невозможно. Все зависит от того, кто производит товар, какой хладагент используется, что именно входит в конечный состав ОЖ и набора присадок.

Отталкиваться нужно от того, что подавляющее количество продуктов на современном рынке созданы на основе силиката или карбоксилата. Первую группу жидкостей для охлаждения целесообразно заменять раз в три года или через каждые 150 тыс. км.

пробега, другую – соответственно каждые пять лет или после прохождения машиной 250 тыс. км. Это все является условным общим правилом, но сам производитель может указать на этикетке совсем другие цифры.

В любом случае нужно придерживаться именно его условий.

 Большое значение имеет и марка автомобиля в сочетании с правильным типом жидкости, например, некоторые машины могут исправно работать без замены около 10 лет.

Полезное использование «тосола»

Такое название в свое время получил продукт, который выпускался на территории Советского Союза, однако со временем слово вошло в постоянное употребления и стало применяться к любому отечественному антифризу.

Стоит отметить, что качество такого продукта значительно ниже качества импортных товаров, а риск приобрести подделку значительно выше.

Все это приводит к тому, что период, в течение которого смесь может эффективно охлаждать, значительно короче.

Предохранительные добавки антифриза

Основной хладагент, который используется при создании антифриза в общем нуждается в замене не реже чем через три года. При этом пробег автомобиля должен составлять больше 60 тыс. км. Когда машина не успевает преодолеть такое расстояние, можно продолжить использовать ту же жидкость. 

При этом в системе охлаждения двигателя срок службы антифриза еще не закончился, но начинаются происходить коррозионные и кавитационные процессы.

Чтобы преодолеть такой нежелательный результат, разработчики «тосола» позаимствовали у иностранных производителей пропорции использования присадок, которые обеспечивают следующие функции:

  • предотвращают образование коррозии;
  • не дают двигателю перегреваться;
  • препятствуют образованию осадков;
  • предотвращают образование трещин на резиновых деталях.

Сигналы о необходимости замены

Из-за невозможности определить точно, когда антифриз начинает портиться, стоит следить за рядом показателей, которые дадут водителю знать о необходимости замены

  • пробег машины после заливки новой ОЖ;
  • характеристики и присадки вещества;
  • качество работы системы;
  • модель и марка автомобиля

Следить за всем этим не так уж и сложно для любого водителя, а ухудшение показателей будет свидетельствовать об окончании периода полезного действия смеси. Далее, необходимым действием со стороны владельца транспортного средства, после истечения срока годности антифриза станет его замена на новый.

Правила замены охлаждающей жидкости

Когда заканчивается период безопасного хранения антифриза, его нужно заменить другим. Владелец должен помнить, что вещество меняется на холодном моторе, поскольку в противном случае существует высокий риск ожога. Найдя крышку бачка, ее нужно снять и найти сливную пробку.

Перед тем, как выливать жидкость, под бак ставится резервуар. Емкость промывается водой, при этом нужно запускать двигатель. После выполнения перечисленных действий, можно заливать антифриз и смело его использовать. Но не забывать, что и новый раствор имеет свой срок годности.

Стандарты ГОСТ

Все особенности и характеристики для охлаждающих жидкостей подробно описаны в нормативном документе ГОСТ 28084-89. В соответствии с этим, с 1992 года ресурс годности расходных материалов, предназначенных для применения в машинных моторах, должен быть не меньше пяти лет. До этого срок составлял три года. Но этого ГОСТа придерживаются не все производители, особенно если речь идет о зарубежных компаниях. Состав, который имеют жидкости иностранного производства, по факту практически не контролируется. Поэтому в продаже вы можете найти продукты, которые не соответствуют ГОСТам.

Меры техники безопасности

Работать так удобнее, да и не пострадает лакокрасочное покрытие автомобиля. Перед тем как пользоваться ареометром для электролита необходимо произвести его внешний осмотр. Денсиметр прибор очень хрупкий и не прощает небрежного с ним обращения. В случае механических повреждений могут возникнуть трещины и сколы, что приведет к вытеканию электролита из колбы. Если все меры безопасности соблюдены, можно переходить непосредственно к выполнению работ.

Работая, нужно соблюдать осторожность. В случае, если вы проверяете качество охлаждающей жидкости, которая уже находится в системе автомобиля, то перед проверкой заглушите автомобиль и подождите несколько часов

ОЖ должна остыть. В случае, если вы открутите пробку радиатора, сразу же после поездки, то рискуете обжечься.

Также помните, что многие жидкости в автомобиле, к примеру, электролит, являются кислотами, и в случае попадания на кожу могут вызвать ожог. Если такое все-таки произошло, то место ожога немедленно промойте чистой водой и обратитесь в клинику. Если электролит попадет на одежду, то немедленно замочите ее в воде, но, скорее всего, на ткани останется пятно.

Загрузка …

3 Аппаратная замена хладагента

Иногда у водителей возникает необходимость не просто слить антифриз, у которого закончился срок годности, а произвести полную промывку системы охлаждения и залить новый хладагент. Причинами этого может служить множество факторов. Основной из них – это длительная пауза между периодами эксплуатации авто. В таких случаях старый хладагент теряет свои свойства под воздействием времени и становится непригодным. В лучшем случае водители могут слить состав и залить новый. Но бывают ситуации, когда жидкость закисает и начинает воздействовать на некоторые важные элементы машины – , электросхему и детали цилиндров. В такие моменты обычная замена состава не сможет помочь, ведь если вы сольете его, то полностью избавиться от токсичных испарений у вас вряд ли получится.

В большинстве случаев машине приходила на помощь аппаратная замена антифриза – полная промывка системы охлаждения двигателя. Для выполнения этой задачи необходим специальный аппарат. Он под давлением прогоняет все остатки старого хладагента через всю систему и заливает в нее новый состав. Несмотря на пользу от этой процедуры специалисты не советуют выполнять ее слишком часто, так как это отрицательно влияет на целостность расширительного бачка.

Качество хладагента (антифриза) в целом определяет работу двигателя транспортного средства. Поэтому замена охлаждающей жидкости является неотъемлемой частью любых технических работ.
Помните о том, что при несвоевременной замене расходного вещества, как минимум охлаждающая система авто не сможет функционировать в полной мере. Более того, систематическое использование отработанной ОЖ (охлаждающей жидкости) может привести к закипанию мотора и, следственно, его поломке.

Правила замены

При замене полностью сливается старая охлаждающая жидкость (через специальный клапан, расположенный в нижней части двигателя).

Затем систему охлаждения несколько раз заправляют специальной жидкостью для удаления накипи и ржавчины и эксплуатируют в течение хотя бы 20 километров (рекомендуется до 200). Только после промывки заливается новый тосол.

Стоит ещё придерживаться следующих правил:

  1. Не использовать концентрат, который нужно разводить самостоятельно.
  2. Не разбавлять тосол, не доливать воду, не смешивать с другими марками охлаждающей жидкости.
  3. Не использовать недопустимые марки тосола для того или иного транспортного средства.

Итого, антифриз все же имеет срок годности. Составляет он в среднем 5 лет, но при активной эксплуатации замену следует выполнять уже спустя 3 года или 60 тысяч пройденных километров.

Что будет с тосолом после окончания срока хранения? У него ухудшатся технические характеристики, может увеличиться содержание воды, он будет подвержен пенообразованию.

Нужно долить антифриз? И не помните, какой раньше заливали? Специалист подскажет в этом ролике:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Что влияет на свойства антифриза в процессе эксплуатации

Производители антифризов утверждают, что их продукция до начала эксплуатации гарантированно может храниться не менее 5…7 лет. Однако известные производители с 2010 г. решили выставить ограничения по срокам хранения. Так, Mercedes-Benz и Coolant рекомендуют сохранять расходные материалы не более 3…4 лет.

При нахождении ОЖ в охлаждающей системе без эксплуатации автомобиля она может находиться там достаточно долго. На практике имеются примеры, когда приходилось вводить в эксплуатацию транспортные средства, простоявшие без использования не один десяток лет. В них заменяли картерное масло, тормозные жидкости, но необходимость в замене антифриза возникала только тогда, когда повреждались шланги и пластиковые трубопроводы.

Получается, что длительное нахождение тосола и его аналогов в системе ДВС не является решающим критерием о необходимости замены расходного материала.

При активной эксплуатации автомобиля (принято считать, что ежедневный пробег более 100 км считается интенсивным) тепловой режим двигателя поддерживается на довольно высоком уровне. Температура газов в цилиндре при сгорании горючей смеси поднимается до 2200…2400 ⁰С. При расширении (рабочий ход) газообразная смесь охлаждается до 500…600 ⁰С. На систему охлаждения приходится до 30-35 % теплового потока от мощности, получаемой от ДВС.

Антифриз нагревается до 70…80 ⁰С (нормальный тепловой режим). Постоянная циркуляция происходит между блоком цилиндров и головкой блока, а затем ОЖ направляется в радиатор охлаждения и печь отопителя салона. Там происходит теплообмен с окружающей средой.

Наибольшая нагрузка на охлаждающую жидкость приходится на теплый период. Разность температур между теплоносителем и окружающей средой минимальная. Интенсивность движения максимальная, течение происходит по большому кругу постоянно. Отопитель практически не нагружается.

Исследования охлаждающей жидкости для транспортных средств

В НАМИ (Государственный научно-исследовательский институт автомобильной промышленности) в течение многих лет регулярно проводятся исследования по определению свойств расходных материалов. Практически все виды антифризов, поступающих на российский рынок, исследовались на разных видах транспортных средств (легковые, грузовые, карьерные, автобусы и другие виды авто).

На основании анализа результатов было установлено:

  1. Наибольшая нагруженность охлаждающих жидкостей наблюдается у автотранспортных средств, эксплуатируемых в мегаполисах. Простаивание в пробках с последующими ускорениями способствует ускоренному понижению свойств материала.
  2. Рост мощности двигателя способствует более ранним потерям свойств антифризов. У ВАЗ-1101 ОЖ может служить более пяти лет. У карьерных самосвалов потребность в замене возникает уже через 18…20 месяцев.
  3. У некоторых производителей расчетная минимально допустимая температура не соответствует требованиям для регионов России. Японские авто рассчитаны на зимние условия до – 20…-25 ⁰С. Если не производить замену антифриза, то вероятность повреждения ДВС возрастает.
  4. Неправильные регулировки ДВС, особенно угол опережения подачи топлива в дизелях или угол опережения подачи искры в бензиновых двигателях, ведут к перегреву головки блока. Рабочий процесс происходит в режимах, далеких от оптимальных. Возможен перегрев теплоносителя с закипанием. Перегретая жидкость приходит в негодность быстрее.
  5. При эксплуатации автомобилей возможны нарушения герметичности в системах смазки. Тогда вероятность попадания моторного масла в систему охлаждения повышается. Подобные явления приводят к тому, что антифриз теряет свои свойства в течение короткого времени.

Получается, что многое зависит от особенностей эксплуатации автомобилей.

Через сколько времени следует заменить «Тосол»?

«Тосол» представляет собой вид традиционного антифриза, которым по своим свойствам и характеристикам мало чем отличается от обычной охлаждающей жидкости. Отечественные водители «тосолом» называют любой хладагент, теперь это название стало нарицательным. Раньше «Тосол» был названием ОЖ, изготавливающейся в Советском Союзе, но поскольку это был единственный вид хладагента, то его название стало нарицательным для наших автомобилистов.

Стоит учесть, что отечественный «Тосол», изготавливающийся сегодня на украинских, белорусских и российских предприятиях может отличаться по своему качеству от зарубежных антифризов. Кроме того, покупая отечественную продукцию, есть гораздо больший шанс приобрести контрафакт. Соответственно, и срок годности такого вещества будет значительно ниже, чем у антифриза, выпущенного в Японии или Германии.

Технология производства расходного материала для охлаждения двигателя регулярно совершенствуется. По мнению изготовителей ОЖ, именно технология влияет на увеличение периода эксплуатации хладагента. В целом, время службы жидкости может составлять от 10 тыс. км пробега в случае приобретения поддельной продукции до 250 тыс. км, если вы купили качественный японский хладагент.

Помните о том, что своевременная замена хладагента в системе любого автомобиля является неотъемлемой частью ухода за двигателем транспортного средства.

Как доказали ученые, коррозия на деталях охладительной системы начинает образовываться в среднем после трех лет использования антифриза. Также стоит учесть тот факт, что при этом пробег авто должен составить не менее 60 тыс. км. Если «Тосол» используется более четырех лет в системе авто, то коррозия может образоваться и при гораздо меньшем пробеге.

Именно в связи с этим в охлаждающие жидкости отечественного производства стали добавлять присадки, увеличивающие срок службы «Тосола». Это отечественные изготовители взяли по примеру зарубежных производителей. Определенные присадки способствуют:

  • предотвращению возникновения коррозия в охладительной системе авто;
  • предотвращению перегрева двигателя;
  • предотвращению образованию осадка в системе охлаждения и в двигателе автомобиля;
  • предотвращению возникновения трещин на резиновых элементах системы;
  • предотвращению появления пены в системе и расширительном бачке.

В целом, смену отечественной ОЖ необходимо производить, учитывая определенные показатели конкретно вашего транспортного средства:

  • пробег автомобиля с момента последней замены ОЖ;
  • состояние транспортного средства в целом;
  • модель и марку автомобиля, год его выпуска;
  • состав «Тосола», залитого ранее в авто, а также его характеристики и присадки;
  • качество работы охлаждающей системы;
  • качество жидкости, залитой ранее (если «Тосол» в расширительном бачке вспенился, стал коричневым или приобрел ржавый осадок, то замену необходимо произвести как можно быстрее).

Также стоит учесть рекомендации от производителя автомобиля, указанные в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Иногда специалисты концерна указывают в инструкции к авто необходимую периодичность смены ОЖ, а также марку нужной жидкости.

На практике же отечественную жидкость нужно менять не реже, чем каждые 2 года или 20 тыc. километров пробега, а то и раньше. Отечественные автолюбители, использующие именно «Тосол», в среднем производят смену этого хладагента один раз в год. Обычно после этого жидкость теряет свои свойства, что ничем хорошим для автомобиля обернуться не может.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector